Непосредственно образовательная деятельность "В родном поселке солнце ярче светит..."
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Скоморохова Варвара Владимировна

Занятие построено на материале, содержащемся в части ООПДОУ, формируемой участниками образовательного процесса, и способствующем развитию представлений детей о родном поселке, воспитанию патриотических чувств, любви к малой родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида «Детский сад «Солнышко»»

с приоритетным направлением художественно – эстетическое развитие

Методическая разработка

непосредственно-образовательной деятельности

с детьми седьмого года жизни

 «В РОДНОМ ПОСЁЛКЕ СОЛНЦЕ ЯРЧЕ СВЕТИТ…»

Разработчик: Скоморохова

Варвара Владимировна, воспитатель

В-Синячиха, 2013

Методическая разработка для детей седьмого года жизни

Тема: «В РОДНОМ ПОСЕЛКЕ СОЛНЦЕ ЯРЧЕ СВЕТИТ…»

Данная методическая разработка направлена на решение задач образовательной области «Коммуникация», содержание которой интегрируется с содержанием образовательных областей «Социализация», «Познание», «Здоровье». Занятие построено на материале, содержащемся в части ООПДОУ, формируемой участниками образовательного процесса, и способствующем развитию представлений детей о родном поселке, воспитанию патриотических чувств, любви к малой родине.

Педагогическая форма: занятие, вид -  занятия: игра-путешествие, направленная на обобщение и закрепление имеющиеся у детей знаний и умений анализировать слова по звукам, делении на слоги.

Вид детской деятельности: познавательно – исследовательская.

Цель образовательной деятельности:  Развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке, умения слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитие  у детей познавательных интересов  и  способностей эмоционально воспринимать окружающий мир. Целью двигательной деятельности является  снятие утомляемости и повышение работоспособности у детей, а целью трудовой - формирование  положительного отношения к труду.

Задачи

Образовательные:

  • Уточнить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте.
  • Обобщить и закрепить имеющиеся у детей знания и умения звукового и анализа и деления слова на слоги, учить применять их в практической деятельности – игре.
  • Учить узнавать знакомые места на фотографиях.

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать и различии гласные и согласные мягкие и твердые звуки.
  • Развивать умения работать со звуковой схемой слова, давать основные характеристики звуков.
  • Тренироваться в конструировании букв и чтении слов.
  • Развивать фонематический слух и внимание.
  • Развивать умение выделять из ряда слов слово, отличающееся от других по слоговой структуре.
  • Развивать внимание, память.
  • Развивать творчество в процессе общения со сверстником.

Воспитательные: 

  • Способствовать воспитанию интереса к речевым играм, любовь к родному языку.
  •  Воспитывать, умение работать в парах.
  • Способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к малой родине.
  • Воспитывать любовь, чувство восхищения красотой родных мест.

Результат прослеживается в формировании интегративных качеств ребёнка:

Любознательный, активный

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.

Задает вопросы взрослому.

Эмоционально  отзывчивый

Сопереживает персонажам рассказов.

Эмоционально реагирует на мир природы.

Овладевший средствами общения

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения.

Владеет диалогической речью.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Умением работать по правилу, по образцу:

Умением слушать взрослого и выполнять его инструкции

Имеющий представление о родном посёлке

Словарь: детский сад, аптека, почтовое отделение связи (почта), музыкальная школа (школа искусств), стадион «Орион», больница.

Оборудование: карта п. В. Синячиха, фотографии достопримечательностей посёлка, карточки (на каждого ребёнка), цветные карандаши (красный, синий, зелёный).

Ход занятия

Ребята! Вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Какое, вы сейчас догадаетесь сами. Однажды я гуляла по нашему посёлку и услышала что кто – то плачет. Оглянувшись, я увидела маленького мальчика, который громко плакал, я подошла к нему и спросила:

-О чём ты плачешь?

Мальчик ответил, что потерялся!

-Не плачь! Скажи свой адрес, и я отведу тебя домой.

Мальчик обрадовался и говорит:

- Адрес.

Я ничего не поняла,  но тут подбежала его мама, и забрала его домой. А я задумалась: знают ли ребята из моей группы, где они живут? Знаете? Как правильно надо было сказать мальчику свой адрес?

(ответы детей)

Прежде,  чем отправится в путешествие, подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушными, хорошо разговаривали, проведем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика (проводится на рабочих местах с индивидуальными зеркалами).

Задание № 1 «Найди букву»

- Как называется наш поселок? С какой буквы начинается его название? Найдите эти буквы. Обведите эти буквы у себя на карточках красным карандашом, если вы считаете, что название начинается с гласного звука, синим, если с согласного твердого звука, и зеленым карандашом, если согласный звук мягкий.  

- Вы хорошо справились с первым заданием, и сейчас скажете, куда же мы с вами отправимся?

Верно, я приглашаю вас отправиться в путешествие по нашему родному посёлку. Но для того чтобы начать наше путешествие, чем необходимо воспользоваться?

(Ответы детей)

- Если спросят нас ребята,
Где находится наш дом,
То в ответ мы скажем дружно:
- В Синячихе мы живём!

Перед вами карта нашего поселка Верхняя Синячиха. Посмотрите внимательно. Где на карте находится детский сад?

(Ответы детей)

Давайте обведём это место красным цветом. Вот отсюда и начнётся наше с вами путешествие.

Как называется наш детский сад?

(ответы детей)

Задание №2 «Найди одинаковые звуки»

Найди одинаковые звуки в названии детского сада и нашего поселка.

(Солнышко, Верхняя Синячиха: (звуки [с] и [с,], [н] и [н,] отличаются мягкостью-твердостью) Найдите буквы, которые обозначают эти звуки и обведите их карандашом по нашему правилу либо, красным, либо синим, либо зеленым цветом.

- Кто знает адрес нашего детского сада? Послушайте адрес нашего детского сада: посёлок  Верхняя Синячиха, улица Октябрьская, дом 4.

В названии улицы есть звук, который встречается в названии детского сада и поселка? (с)

- Пойдём дальше. А куда – попробуйте догадаться сами?

В этом чудном магазине 
Не продукты на витрине, 
Не мячи и не ракетки, 
А микстуры и таблетки. 
Таблетки людям круглый год.

Тот магазинчик продаёт.(Аптека)

- Назовите первый звук в слове аптека?

(ответы детей)

- Где стоит звук [а] в слове аптека?

(ответы детей)

- Какой это звук, гласный или согласный?

(ответы детей)

- А какой буквой обозначается звук [а]?

(ответы детей)Найдите эту букву на карточке и обведите нужным цветом.

- Сколько слогов в слове аптека?

(ответы детей)

Задание №3. Составьте у себя на столах звуковую схему слова аптека, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым.

А кто знает адрес аптеки?

(ответы детей)

Адрес аптеки: улица Октябрьская дом 8.

Идем дальше…

- На полки легли

Посылки и бандероли.

Для граждан они

Играют большие роли.

А так же письма заказные,

Которые шлют родные.

В здании этом переводы принимают

И подписку оформляют.(почта, почтовое отделение связи)

  • Какой первый звук в слове почта?

(ответы детей)

  • Какой это звук гласный или согласный?

(ответы детей)

  • Какой буквой обозначается звук [п]?

(ответы детей)Найдите эту букву на карточке и обведите нужным цветом.

  • Сколько слогов в слове почта?
  • (ответы детей)

Задание № 4. Составьте звуковую схему этого слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым.

Вы замечательно справились с заданием, я скажу вам адрес почты: улица Октябрьская дом 10.

  • Готовы идти дальше?

(ответы детей)

- Отгадай, что за дом?

Музыку услышишь в нём,

Пенье, танцы, плач и смех –

Удовольствие для всех.(музыкальная школа, школа искусств)

Физминутка.

(музыкальная пауза)

Задание № 5. Сколько слов в названии этого здания? Составьте схему у себя на карточках    _______      ______ .

  • Сколько слогов  в слове музыкальная?

(ответы детей)

Задание № 6. Попробуйте составить звуковую схему слова школа, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым.

Вы справились с таким сложным заданием очень хорошо, я рада этому. А кто знает адрес музыкальной школы? (ответы детей)

Адрес музыкальной школы: улица Октябрьская дом 16а.

Ну что, продолжим наше путешествие? Идём дальше…

Началась игра в футбол,

Игроки забили гол.

На трибунах свист и звон.

Что за место?(Стадион)

В стране спортсменов миллионы,

Их всех встречают стадионы.

  • Назовите первый звук в слове стадион?

(ответы детей)

  • Какой это звук гласный или согласный?

(ответы детей)

  • Какой буквой он обозначается?

(ответы детей)

  • Сколько слогов в слове стадион?

(ответы детей)

Задание №7. Составьте звуковую схему слова стадион, также как и предыдущие.

  • Назовите адрес стадиона?

(ответы детей)

Адрес стадиона: улица Октябрьская 18.

Иду по поселку - навстречу улыбки,
Знакомые, добрые лица,
Сердца золотые- из золота слитки,
Которыми можно гордиться.

  • Ребята, вы хотите узнать, куда мы пойдём дальше?

(ответы детей)

Задание № 8. Отгадайте кроссворд:

б

о

л

ь

н

и

ц

а

1. Каждый барашек скажет тебе,
В слове нашем первая буква... (
Б)

2. В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!(
О)

3. Буква №3 первая в слове-отгадке:

Полон радостных чудес наш любимый русский …лес. Первая буква в слове лес - л, вставляем ее в наш кроссворд.

4. В начале слова нет меня,

Зато в конце бываю я,

И в середине я встречаюсь,

Я слог при чтении смягчаю. (ь)

5. «Нитки», «Нос» и слово «Нет»

С этой буквы начинаются,

А еще она в «коНфете»,

«НожНицах» и «дНе» встречается. («Н»)

Догадались, какое слово получилось?

(ответы детей)

В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь, готовы -
Отпускают лишь здоровых.
(больница)

  • Вы знаете адрес больницы?

(ответы детей)

Адрес больницы: улица Октябрьская дом 1.

Ребята посмотрите на свои схемы, и назовите  самое длинное слово из этой схемы.

(ответы детей)

А теперь самое короткое?

(ответы детей)

Вспомните, пожалуйста, по какой улице мы сегодня с вами путешествовали.

  • Как она называется?

(ответы детей)

  • Скажите, есть ли улицы в нашем посёлке с другим названием?

(ответы детей)

  • Назовите их?

(ответы детей)

  • Достаточно ли знать только улицу, на которой ты живёшь?

(ответы детей)

Конечно же, нет, нужно знать не только улицу, так же номер дома и квартиры, если ты живёшь в квартире.

В родном поселке солнце ярче светит,
В родном посёлке и черный хлеб вкусней,
В родном посёлке смеются звонче дети,
В родном поселке и небеса светлей. 

Вы очень старались сегодня, были трудолюбивы. Я приглашаю вас на игру «Ожившие буквы». Разделитесь по двое, и каждая пара изобразит ту букву, которая ей больше всех понравилась сегодня на занятии.

М, П, Б, С.

Догадайтесь, какую букву изобразила каждая пара!

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что, вам запомнилось больше всего? Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке на тему: «Светит солнышко в окошко» в 1 младшей группе (коллективная работа).

Программное содержание: Учить делить кусок пластилина на три части - один большой и на два маленьких кусочка. Формировать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, создавая...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Расширять представления детей о важных компонентах здорового образа жизни - солнце, воздухе и воде....

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Конспект комплексного занятия в старшей группе "Весна, ручейки - солнце ярче свети!"

Весна приглашает детей в весенний лес. Дети используют нетрадиционные методы рисования, отгадывают нарисованные волшебные рисунки....