Консультация "Требования к речи педагога при общении с детьми"
консультация по развитию речи

Шереметова Елена Валентиновна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Требования к речи педагога при общении с детьми

                                                                      «Язык –орудие мышления.

                                                                      Обращаться с языком кое – как,

                                                                       значит и мыслить кое-как:

                                                                      неточно, приблизительно, неверно.

                                                                                                          А. Н. Толстой

«Говорите правильно! Следите за своей речью! Так не говорят!» Как часто мы адресуем подобные обращения нашим воспитанникам.А правильно ли говорим мы сами?

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада — формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на овладение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Исследователи отмечают, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Что такое речь?

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека,  использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)

Формы речи:

 - Внешняя устная (диалог, монолог)

- Внешняя письменная  

- Внутренняя речь

Внешняя речь – это средство общения, внутренняя – средство мышления, письменная речь  – один из способов запоминания информации.

Требования к речи педагога.

Е. И. Тихеева детально рассмотрела «Культурные и методические требования» к речи педагога.

1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует  прежде всего  разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и самосовершенствования своего языка.

2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и по тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращённой к нему речи. При длительных, сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.

4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.

5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчётливость понимания.

6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная растянутая речь: она надоедает.

7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.

8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

9. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

Обладая развитой речью, ребенок будет более  готов к школе. Легче будут восприниматься  знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Важную роль в развитии речи детей играют вопросы воспитателя, они  направляют внимание, стимулируют мысль, приучают к точности слушания и активизируют речь.

Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

- вопрос должен обладать определённым содержанием (в практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы);

- второе требование к вопросу — точность и конкретность;

-доступность вопроса зависит  от его формулировки (небрежное, неправильное построение вопроса делает его малопонятным);

 - большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки ( в то же время стремясь к точности и краткости, некоторые педагоги впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным);

- очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям (поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном)

Итак, можно с уверенностью констатировать: только в благоприятной речевой среде можно формировать и развивать речевую культуру подрастающего поколения, и роль педагога в данном случае очень велика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Шереметова Е. В. Требования к речи педагога при общении с детьми

Слайд 2

« ЯЗЫК – ОРУДИЕ МЫШЛЕНИЯ . ОБРАЩАТЬСЯ С ЯЗЫКОМ КОЕ – КАК, ЗНАЧИТ И МЫСЛИТЬ КОЕ – КАК: НЕТОЧНО, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, НЕВЕРНО». А.Н . Толстой

Слайд 3

Культура речи – показатель общей культуры человека!

Слайд 4

Значение культуры речи педагога детского сада В связи с тем, что механизмом овладения речью является подражание и дети большое количество времени проводят в детском саду, именно речь педагогов служит примером для детей. Дошкольный возраст является сензитивным для овладения речью, и чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных.

Слайд 5

Что такое речь? Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения ( речевую деятельность ), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)

Слайд 6

Формы речи - Внешняя устная (диалог, монолог) - Внешняя письменная - Внутренняя речь Внешняя речь – это средство общения, внутренняя – средство мышления, письменная речь – один из способов запоминания информации.

Слайд 7

Требования к речи педагога Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна . Особого внимания требует к себе этика речи. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. Необходимо регулировать темп своей речи.

Слайд 8

Следует регулировать силу своего голоса, говорить на столько громко или техо , насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна. Выразительна и отражать интерес. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны работать над развитием речи детей.

Слайд 9

Значение вопросов воспитателя Вопросы направляют внимание детей, стимулируют мысль, приучают к точности слушания и активизируют речь.

Слайд 10

Требования к вопросам вопрос должен обладать определённым содержанием точность и конкретность доступность краткость целенаправленность и последовательность

Слайд 11

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи....

Система коррекционно – развивающей работы педагога – психолога с детьми с тяжёлыми наруше-ниями речи старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Рассматривается система коррекционно - развивающей работы педагога - психолога с детьси с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей....

"Значимость интонационной выразительности речи педагога при работе с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ".

   Слово воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Учитель должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с детьми, имеющим тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст)

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...

Использование настольного дидактического материала в индивидуальной работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи.

Использование настольного дидактического материала в индивидуальной работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи....

Консультация для педагогов «Об осознании детьми фонетической стороны речи»

Консультация для педагогов Тема:   «Об осознании детьми фонетической стороны речи»Подготовила: воспитатель Артюхина О.С....