Главные вкладки

    Конспект по развитию речи " ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ "
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poznakomit_detey_s_pereletnymi_ptitsami.docx14.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    - познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;

    - дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;

    - изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, поодиночке, клином);

    - закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.);

    - развивать активный и пассивный словарь детей;

    - совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы;

    - воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

    Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

    Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых.

    Ход занятия:

    1. Вводная часть                                                 

    Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

    – Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите перелетных птиц, которых вы знаете?

    2. Основная часть

    – А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Воспитатель вывешивает соответствующие картинки).

    Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

    Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

    Отгадайте загадку.

    Какая весенняя птица

    Трактору чуть ли не на нос садится?

    Бежит за плугом с криком вскачь

    Весны посланец – чёрный ... (Грач)

    Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.

    – А вот еще загадка.

    Прилетает к нам с теплом,

    Путь проделав длинный.

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины.

    (Ласточка)

    Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.

    – Хочу загадать еще одну загадку.

    Нам в хозяйстве помогает

    И охотно заселяет

    Деревянный свой дворец

    Темно-бронзовый ... (Скворец)

    Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

    Игра «У кого какое тело?».

    – Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

    – Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

    – Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

    – У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

    – Молодцы, ребята, правильно.

    Физкультминутка «Скворечник»

    Из скворечника торчат

    Клювы маленьких скворчат.

    Клювик раз, клювик два,

    Лапки, лапки, голова.

    Работа с пословицами.

    – Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.

    1. Всякая птичка свои песенки поет.

    2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

    3. Невелика птичка, да коготок остер.

    4. Всякая птица тепло ищет.

    5. Всякая птичка сети боится.

    – Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (Дети произносят пословицы хором.)

    Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые».

    – Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем. Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу, и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.

    В ходе игры нужно проговаривать названия групп и животных, обсуждать, правильно ли получилась группа. Воспитатель обращает внимание на ошибки, поощряет за правильные ответы и высказывания.

    3. Итог занятия

    – Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.

    – Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)

    Муса Джангазиев «Берегите птиц»

    Не трогай ласточку! Она

    Издалека летит сюда!

    У нас растит своих птенцов,

    Не разоряй её гнезда.

    Будь другом птиц!

    Пусть под окном

    Поет весною соловей,

    И над просторами Земли

    Летают стаи голубей!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

    конспект  содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....

    Занятие по развитию речи "Перелетные птицы"

    Занятие по развитию речи «Перелетные птицы»   - Сейчас вы по очереди будите называть признаки весны и передавать мяч соседу. Свое предложение начинайте со слов «Весной …..»   ...

    Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

    Закрепление знаний детей о птицах....

    Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

    Конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"...

    Конспект по развитию речи "Домашние птицы"

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе (2-3 года)...

    Конспект НОД по развитию речи "Перелетные птицы"

    Конспект НОД по развитию речи "Перелетные птицы"в старшей группе....