План-конспект по развитию речи "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Блахтина Наталья Георгиевна

конспект интегрированного занятия по речевому развитию для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy_vesnoy_rechevoe.docx43.79 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно - образовательной деятельности

Педагог: Блахтина Н.Г.

Возрастная группа детей: Подготовительная группа “Теремок»

Тема непосредственно-образовательной деятельности:” Перелётные птицы

                 Цель: Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

 Психолого-педагогические задачи: Формировать лексико-грамматические категории: образование прилагательного от существительного, сложных прилагательных, приставочных глаголов, уменьшительно-ласкательной формы от существительного и прилагательного. Познакомить с новыми понятиями (летят стаей, вереницей, поодиночке, клином); Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, логического мышления. Совершенствовать умение образовывать слова противоположные по значению (антонимы).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, о перелётных птицах, проведение лексико-грамматических игр и упражнений. Заучивание физкультминутки: «Хочу быть птичкой» и хороводной игры «Веснянка». Разучивание стихотворения Мусы Джангазиева «Берегите птиц».

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственной образовательной    деятельности: “Коммуникация”, “познание.”

                  Формы работы с детьми: Беседа, вопросы, словесные игры, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, художественное слово, педагогическая оценка.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Цель

Вводная часть

Создание образовательной ситуации

1.Организационный момент.

звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать.

Ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.

Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.

Введение в тему.

Стоят полукругом перед доской.

Слушают.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Ребята, скажите какое время года наступает?

А какие признаки весны вы знаете?

А птиц, которые прилетают, как можно назвать одним словом?

А теперь ребята отгадайте загадки:

Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

А кто хочет нам рассказать о грачах?

Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.)

Весна.

Ответы детей.

Перелетные.

Грач.

Рассказы детей.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её деятельности

2.   Спереди - шильце, сзади - вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

Правильно ребята, какие вы молодцы.

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.

Хочу загадать еще одну загадку.

На шесте — веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец—

Он и летчик, и певец. 

На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…

А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином.

Давайте поиграем в игру «кто лишний?» (классификация: перелетные, зимующие птицы).

Ласточка.

Скворец.

Скворец.

Стаей.

Цель

2 часть - основная

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми

игра «Доскажи словечко». Я вам буду показывать действия и их проговаривать, а вы должны продолжить фразу: скворец к скворечнику (Что сделал…прилетел. Скворец в скворечник (залетел, и т. д.)

Игра «Путаница».

Цель: Образование прилагательного от существительного.

Ой, этот листок, наверное, попал под дождь, смотрите! Он размыл некоторые слова. Вы поможете мне разобраться? 

Наступил первый весна день.

Дует теплый весна ветер.

В небе светит яркое весна солнце и т. д.

Какие мы молодцы, справились с этим заданием.

Игра «Скажи, какой, скажи какая».

Цель: Образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного.

У цапли длинные лапы (какая цапля?) 

У аиста красный клюв (какой аист?)У лебедя белые крылья (какой лебедь)

Игра «Скажите наоборот».

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

У жаворонка туловище мелкое, а у грача …

Журавль большой, а соловей … .и т. д.

Физкультминутка.

Игра «Хочу быть птичкой»

Цель: Развитие умения согласовывать речь с движением. Развитие мелкой и общей моторики.

Я по улице гулял, (Шаги на месте).

Скворцов и ласточек считал

Раз, 2,3,4,5 (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца).

Буду их считать опять.

Рот открыл, смотрю я в небо (повороты туловища вправо, влево)

Влево, вправо. Я там не был.

Птичкой захотел я стать (Руки вниз, удивление).

И руками стал махать (Махи руками).

Крылья вверх и крылья вниз,

Только слышен ветра свист. (Указательный палец делает круговые движения).

Я подпрыгнул, чтоб взлететь (Прыжок, руки вверх).

Но пришлось на землю сесть (Присесть).

Упражнение «Так бывает или нет».

Цель: Развитие диалогической речи и логического мышления.

Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле. Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет?

А кто высиживает яйца?

Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? Из яиц птиц вылупились (кто).

Дети сделали для аистов скворечники?

Так бывает?

Для кого дети сделали скворечники?

Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет?

Чем покрыто тело птицы?

Медведи строят гнезда. Так бывает или нет? А как бывает?

Скворец живет в будке. Так бывает или нет?

А как бывает?

Игра с мячом «Назовите ласково».

Цель: Образование уменьшительно-ласкательной формы от существительного и прилагательного.

Пестрая утка - … (пестренькая уточка).

Серая кукушка - … (серенькая кукушечка).

Шустрая трясогузка - … (шустренькая трясогузочка).

Добрая птица - … (добренькая птичка).

Короткий хвост - … (коротенький хвостик).

Тонкая шея - … (тоненькая шейка).

Белое крыло - … (беленькое крылышко).

Острый клюв - … (остренький клювик).

Работа с пословицами.

Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет.

5. Всякая птичка сети боится.

Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно.

Детям предлагаются ошибочные окончания слов в предложениях.

Наступил первый весенний день.

Дует теплый весенний ветер.

В небе светит яркое весеннее солнце.)и т. д.

Длиннолапая цапля.

Красноклювый аист.

Белокрылый лебедь и т. д.

Крупное.

Маленький.

Нет.

Птицы.

Нет.

Птенцы.

Нет.

Для скворцов.

Нет.

Опереньем.

Нет.

Птицы строят гнезда.

Нет.

Скворец живет в скворечнике.

Дети произносят пословицы хором.

Цель

3 часть - заключительная

Подведение итогов деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Плавный вывод детей в самостоятельную деятельность

 О чём мы сегодня с вами говорили? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они какие? А как вы к ним относитесь? Чем можно помогать птицам?

Давайте выучим стихотворение

Муса Джангазиев «Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

Перелётные птицы.

Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность

Давайте нарисуем перелётных птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

План-конспект по речевому развитию в первой младшей группе по теме: «Мир птиц» (Петушок и курица.)

Интеграция образовательных областей: 1.                     «Познавательное развитие»,2....

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Перелетные птицы"

конспект  содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать  любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребле...

План - конспект ОД по развитию речи в средней группе "Весна. Перелетные птицы"

Цель: расширение словарного запаса.Задачи: закреплять представления о весне, приметах весны; расширять представления о перелетных птицах; пополнять словарный запас в речевой практике; учить отвечать п...

План - конспект ОД по развитию речи в средней группе "Весна. Перелетные птицы"

Цель: расширение словарного запаса.Задачи: закреплять представления о весне, приметах весны; расширять представления о перелетных птицах; пополнять словарный запас в речевой практике; учить отвечать п...