Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Лазарева Татьяна Юрьевна

    Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать  любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

    Задачи:

    • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

    • совершенствовать диалогическую речь;

    • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

    • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

    • уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

    • формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zimuyushchie_ptitsy._konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx20.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в старшей группе

    Тема: «Зимующие птицы»

    Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать  любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

    Задачи:

    • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

    • совершенствовать диалогическую речь;

    • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

    • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

    • уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

    • формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

    .

    Ход непосредственно образовательной деятельности.

    Организационная часть.

    Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

    На снегу, как на страничке,

    Пишут голуби, синички,

    Пишет стая снегирей,

    Пишет серый воробей

    Письма Пете и Андрюшке,

    Чтобы сделали кормушки.

    Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

    Воспитатель.  А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

    Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

    Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

    Основная часть.

    Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

    Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

    Я весь день ловлю жучков,

    Уплетаю червячков.

    В тёплый край я не летаю,

    Здесь под крышей обитаю,

    — Чик-чирик! Не робей,

    Я бывалый...

    (Воробей)

    Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

    Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

    Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

    Воспитатель читает стихотворение.

    Чик-чирик, чик-чирик!

    Воробей скачет по дорожке,

    Собирает хлебные крошки.

    По ночам кочует,

    Зёрнышки ворует!

    Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

    Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

    Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

    Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

    Воспитатель. Следующая наша гостья

    Не сидит она на месте,

    На хвосте разносит вести.

    Может, в них и мало прока.

    Но горда собой…

    (Сорока)

    Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

    Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись)

    Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.


    Воспитатель.

    Прилетела к нам

    Особа всем известная,

    Она – крикунья местная.

    Увидит тучку тёмную,

    Взлетит на ель зелёную

    И смотрит, словно с трона,

    Красавица-ворона.

    Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

    Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись)

    Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

    Воспитатель. О какой птице так говорят?

    Я по дереву стучу,

    Червячка добыть хочу,

    Хоть и скрылся под корой -

    Все равно он будет мой!

    (Дятел)

    Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

    Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись)

    Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

    Воспитатель читает стихотворение.

    Дятел – врач лесного царства,

    Дятел лечит без лекарства.

    Лечит липы, клёны, ели,

    Чтоб росли и не болели.

    Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

    Зимой на ветках яблоки!

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки,

    Ведь это ...

    (Снегири)

    Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

    Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись)

    Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

    Воспитатель читает стихотворение.

    Алой кисточкой заря

    Красит грудку снегиря,

    Чтоб в морозы и в пургу

    Не замёрз он на снегу.

    Воспитатель. Что это за птица?

    Спиною зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика.

    (Синица)

    На слайде появляется картинка с изображением синицы.

    Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись)

    Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

    Воспитатель читает стихотворение.

    Пусть снег вокруг искрится

    И зимний ветер злится –

    Поёт не уставая

    Синица расписная.

    Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

    Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

    Воспитатель.  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

    Физкультминутка

    Плавно руками помашем –

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, покажем –

    Крылья мы сложим назад.

    Крылья расправим,

    Клювик почистим

    И все вернёмся назад.


    Воспитатель. Что общего в строении у всех птиц?
    Дети: У птиц 2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух.
    Воспитатель. Чем они отличаются друг от друга?
    Дети: Они отличаются размером, окраской, опереньем.

    Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

    (На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

    Дидактическая игра «Назови ласково»

    (Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом)


    Воспитатель. Давайте согреем наших птиц ласковым словом. Я буду бросать мяч, а вы ловите и называете птицу ласково.
    Воспитатель: птица .................. Дети: птичка
    Воспитатель: синица ................ Дети: синичка
    Воспитатель: воробей .............. Дети: воробышек, воробьишко
    Воспитатель: снегирь ............... Дети: снегирек, снегиречек
    Воспитатель: голубь ................. Дети: голубка, голубок

    Игра с мячом-« Закончи предложение».

    У сороки белые бока - она белобокая;

    У сороки длинный хвост - она длиннохвостая;

    У синицы жёлтая грудка - она желтогрудая;

    У вороны чёрные крылья - она чернокрылая;

    У снегиря красная грудка - он красногрудый;

    У дятла длинный клюв – он длинноклювый;

    Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

    Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

    Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.

    Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

    Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

    Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

    Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

    Мы кормушку смастерили,

    Мы столовую открыли.

    В гости в первый день недели

    К нам синицы прилетели,

    А во вторник, посмотри,

    Прилетели снегири.

    Три вороны были в среду,

    Мы не ждали их к обеду,

    А в четверг со всех краёв

    Стая жадных воробьёв.

    В пятницу в столовой нашей

    Голубь лакомился кашей,

    А в субботу на пирог

    Налетели семь сорок.

    В воскресенье, в воскресенье

    Было общее веселье.

    Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

    Заключительная часть.

    Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей). Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Зимующие птицы

    Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадкам...

    План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Перелетные птицы"

    конспект  содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....

    Открытое занятие по развитию речи в средней группе по теме: "Зимующие птицы"

    Цель: закреплять знания о зимующих птицах (внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях). активизировать словарь по теме.Упражнять в образовании сложных прилдагательных (белогрудка, красногол...

    Методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы»

    Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Лексическая тема: Зимующие птицы.Цель: Научить детей дифференцировать звуки [Б] - [П].Образовательные задачи:·        На...

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: « Зимующие птицы»

    Данный конспект разработан для открытого занятия в старшей группе...

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: " Зимующие птицы"

    Формировать понятие «зимующие» птицы. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами. Развивать представление о видах питания зимующих птиц. Учить детей составлять описательные рассказ...