конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Зимующие птицы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Постнова Ирина Сергеевна

Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадками, особенностями. Расширение, уточнение и активизация словаря  по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.)

Развивающие задачи. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадками, особенностями. Расширение, уточнение и активизация словаря  по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.)

Развивающие задачи. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект по развитию речи24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадками, особенностями. Расширение, уточнение и активизация словаря  по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.)

Развивающие задачи. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки зимующих птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (зимующие птицы)

1.Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не поймёт.

Неужели в лес пришла беда?

Поможем сороке понять в чём же дело.

Послушайте стихотворение:

Всё снег да снег,

Всё снег да сугробы

Весь лес и всё поле в снегу…

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

Воспитатель: О чём это стихотворение? Посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года?

Дети: зима

Воспитатель: Что вы представляете, услышав это слово?

Дети: cнег, лёд, лес, горка, санки, холод, вьюга

Чтение стихотворения, ещё раз.

Воспитатель: Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Дети: звук С

Воспитатель: Произнесите его протяжно: C-c-c-c-c

Придумайте слова связанные с зимой, где слышался бы звук “С”

Дети: Снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, сосулька, снежок…

Воспитатель: Какая зима?

Дети: холодная, морозная, снежная, ветреная, вьюжная, суровая.

Воспитатель: Сейчас вы по очереди будите называть признаки зимы и передавать мяч соседу.

Зима какая, если много снега- снежная

Если мороз - морозная

Если ветер - ветреная

Если вьюга – вьюжная

2.Введение в тему. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, в лесу столько жителей, давайте посмотрим внимательно и скажем  , кто это в нашем лесу гостит?

Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите?

Дети: Птиц.

Воспитатель: По каким признакам вы  это определили?

 Дети: У них тело покрыто перьями, у них два крыла, клюв

Воспитатель: Перечислите этих птиц.

 Дети: Снегирь, сока, сова, синица, воробей...

Воспитатель: Как вы догадались, что это снегирь?

 Дети: Красная грудка

Воспитатель: Как вы определили, что это сорока?

 Дети: Длинный хвост, белые бока

Воспитатель: Как определили, что это сова?

Дети: Большие глаза и уши, интересный клюв, плоское лицо

Воспитатель: Как определили, что это воробей?

дети: Небольшая птичка, окраска серенькая, с тёмными пятнами на спине

Воспитатель: Как определили, что это синица?

Дети: Жёлтая грудка

Воспитатель: А вот похожая на снегиря Красногрудка  - это птица клёст

Клёст-это небольшая птица. Окраска оперение у клеста ораньжево-красное, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-желтая.

Клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щёлкать орешки.

Клёст- птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят тёплое, гнездо для птенцов на деревьях, внутри оно утеплено пухом настолько тщательно, что в нём сохраняется постоянная температура в самую лютую стужу.

Питаясь семенами хвойных, клесты потребляют огромное количество смолистых веществ.

Щебет клестов напоминает нежный перезвон колокольчиков.

Воспитатель: какие это птицы?

 Дети: Зимующие

Воспитатель: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в тёплые края?

Дети: Потому, что они могут найти себе корм.

Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками

Воспитатель: А хватает ли птицам пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Воспитатель: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удаётся достать пищу из-под снега.

Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Воспитатель: Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку

3.Дидактическая игра “Назови ласково”

Назовите ласково:

Кормушка-кормушечка

Синица-синичка

Снегирь-снегерёчек

Хвост-хвостик

Перо-пёрышко

Крыло-крылышко

Гнездо-гнёздышко

Молодцы, а  теперь давайте поиграем в игру “Угадай-ка”

4.”Угадай-ка”

1) Я по дереву стучу, червячка достать хочу, хоть и скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.(дятел)

2) Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать.

 С первым снегом на рябине он появится опять.(снегирь)

3) Она маленькая птичка, и зовут её…..(синичка)

4) Эта птица-непоседа, одного с берёзой цвета…Кто это?  (сорока)

5) Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет.

Видишь кружит двадцать пар, и кричат: кар-кар (ворона)

5.Игра с мячом “Один-много”. (Совершенствование грамматического строя речи, пригласить детей на ковёр)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Один-много”. Я буду бросать “звучащий ” мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.

Снегирь-снегирей

Голубь-голубей

Синица-синиц

Сорока-сорок

Ворона-ворон

6.Дидактическая игра” Чего не хватает?”

7.Игра “собери картинку”(Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительного с сущ., счет в пределах 5-ти)

Раздаются детям конверты с разными картинками, на которых изображены зимующие птицы.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем , у вас на столе лежат конверты с разрезными картинками достаньте и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель даёт зрительную опору в виде целостной картинки.

Воспитатель: Расскажите, что получилось после того как вы сложили картинку.

Это…

Сколько синиц на твоей фотографии?

Сколько снегирей?(один снегирь, два снегиря,…..пять снегирей)

Каждый ребёнок посчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.

Воспитатель: Правильно сравните своё изображение с целой картинкой. Молодцы. Вы выполнили  очень сложное задание. Сложите картинки в конверты.

Сорока: Ой ,ребята ,большое спасибо , я теперь поняла почему так тихо в лесу ведь лес зимой спит, и много птиц  улетают.

Итог:

Воспитатель: Молодцы, вам понравилось, наше занятие?

О каких птицах мы с вами разговаривали?

Дети: о зимующих

Воспитатель: А каких зимующих птиц вы запомнили и может быть видели, назовите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы»

Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Лексическая тема: Зимующие птицы.Цель: Научить детей дифференцировать звуки [Б] - [П].Образовательные задачи:·        На...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать  любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребле...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Зимующие птицы"

Развитие связной речи у детей подготовительной группы....

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи на тему:"Зимующие птицы" (средняя группа)...