Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в слогах".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Цель: автоматизация звука «Р» в слогах.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];

- умение чётко произносить звук [Р] в слогах;

- образование существительных множественного числа;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- расширение и активизация словарного запаса;

- формирование связи звука и буквы.

 

Коррекционно - развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

 - развивать слуховое внимание, память, мышление.

 

Коррекционно - воспитательные:

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_v_slogah.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема:  «Автоматизация звука «Р» в слогах».

                                                                                 Подготовила:

                                                                                      учитель-логопед

                                                                                               МКДОУ«Детский сад

                                                                                              «Улыбка» г. Жиздры

                                                                                    Абрамова Л.В.

Жиздра - 2016

Цель: автоматизация звука «Р» в слогах.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];

- умение чётко произносить звук [Р] в слогах;

- образование существительных множественного числа;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- расширение и активизация словарного запаса;

- формирование связи звука и буквы.

Коррекционно - развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

 - развивать слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно - воспитательные:

воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование:

-для обучающегося: предметные картинки;

-для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты (предпосылки УУД): формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными  предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса, формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формирование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.

Ход занятия

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент).
  1. Приветствие.

- Мирослава, здравствуй! Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Сегодня я расскажу тебе сказку о Веселом Язычке. Слушай внимательно и помогай  мне.

2. Артикуляционная гимнастика.    

Жил-был маленький Язычок.  У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часикам.

Влево-вправо, влево-вправо

Мой язык скользит лукаво.

Словно маятник часов

Покачаться он готов!

(Упражнение «Часики»: рот открыт, губы в улыбке, кончик языка двигается то влево, то вправо).

Проснулся язычок и пошел чистить зубки (Упражнение «Чистим зубки»: рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка водим то влево, то вправо за нижними зубами, а потом – за верхними).

Чищу зубы, чищу зубы,

И с наружи, и внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

Захотелось язычку отведать вкусный завтрак. Достал язычок вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать (Упражнение «Вкусное варенье»):

Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.

Язычок и подниму и остатки оближу.

Захотелось язычку попить чая. А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашечку. Не веришь? А ты попробуй сам! (Упражнение «Чашечка»: рот открыт, губы в улыбке, кончик языка тянется к верхним передним зубам, но не достает до них, а края языка тянутся к верхним коренным зубам, но не достают до них):

Пьем вкусный чай

Из красивой чашки.

Хорошо позавтракал язычок! Решил теперь прогуляться на улице! Встретил по дорожке он барабанщика.

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит:

Д-д-д, д-д-д

Рядом с барабанщиком сидела кошка. От звука барабана она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? (Упражнение «Киска сердится»: рот открыт, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки, а спинку языка выгибаем, боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам).

Навстречу язычку скакала лошадка (Упражнение «Лошадка»):

Я лошадка Серый бок!

Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок.

Если хочешь - прокачу!

Цок-цок-цок.

Около пруда язычок увидел индюшат. (Упражнение «Индюшата»: положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Медленно поглаживать губу языком и добавить голос, пока не послышатся звуки БЛ-БЛ-БЛ.)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (Упражнение «Окошко»: широко открыть рот).

Посмотрел язычок в окошко, а там выглянуло солнышко, и язычок прикрыл окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а язычок слушает, как шторка шуршит: ррррррр…

II. Актуализация знаний.

1. Уточнение произношения звука [Р].  

- О каком звуке мы сегодня будем говорить? Правильно, о звуке [Р].

Характеристика звука:

 - Давай вспомним, как рычит тигр: р-р-р-р.

- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

 - Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Р» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.

Посредине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути её.- Молодцы! А сейчас ещё раз остановим лошадку. (Тррр…)

2. Связь звука с буквой.

- Согласный звук [р] обозначает буква «эр», найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из ниточек.

3. Развитие фонематического слуха. 

Дай сигнал колокольчиком тогда, когда услышишь звук  [р]:

к, р, п, р, л, в, р

ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи

Ракета, кот, крыша, самолет, самовар

4. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

- Посмотри, какую коробочку я для тебя приготовила. Положи сюда ладони, закрой глаза,  почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Ребенок обнаруживает деревянные бусинки.

Давай мы выберем все бусинки и проложим из них дорожку к домику Язычка. А теперь «пойдем» по этой тропинке пальчиками и будем проговаривать слоги. Повторяй за мной:

Ра - ру - ры           Арка - урка - ырка

Ры –ра - ру           Ырка - арка- урка

Ру –ры - ра           Урка – ырка - арка

- Молодец! У тебя хорошо получается.

- Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Не успел Язычок зайти в свой домик, как видит, летят мимо самолеты.  Решил Язычок вежливо поздороваться с каждым самолетом. С первым самолетом здоровается: ра. Со вторым здоровается: ры. (Показывает самолет и произносит слог.). Ребёнок  повторяют: ра, ры, рэ, ро, ру.

Затем полетели мимо вертолеты.  Решил Язычок и сними вежливо поздороваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровается: ар. Со вторым здоровается: ыр. (Показывает вертолет и произносит слог.)          Ребёнок  повторяют: ар, ор, эр, ыр, ур.

5. Игра «Доскажи словечко».   

Спустился вертолётик, позвал Язычка полетать.  Летит Язычок, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху видно? Я начну слово, а ты закончи его звуком [р]:  

ша..         забо..         мухомо..       топо..         кома..          помидо..

Пролетает Язычок над горами. Над каждой горой весело кричит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет.

Крикнул Язычок: «Ра!» А эхо повторяет: «Ра-ра-ра»

Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов: ра-ра-ра, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ро-ро-ро, ру-ру-ру.

6. А пока Язычок приземляется у нас физкультминутка. 

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаем, и бегаем кругом.

1, 2, 3, 4, 5  все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Пальчиковая гимнастика.

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

8. Развитие зрительного внимания. 

Приземлился Язычок и увидел ракеты. Внимательно посмотри на них и решил познакомиться ракеты, у которых два иллюминаторами. Обведи их в кружочек.

9. Игра «» Один – много».

Устал Язычок, зашёл в свой домик, сел и стал играть в свою любимую игру «Один - много». Давай и мы поиграем.  Вспомним, что язычок видел сверху, когда летал с вертолётом. (Шар,  забор,  мухомор, топор,  комар, помидор).

10. Закрепление звука в слогах.

 Все сегодняшний день закончился, Веселому Язычку можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он бормочет?

 Ра-ра-ра  —  Ры-ры-ры  — Ра-ра-ра  —  Ру-Ру-Ру — Ры-ры-ры

Ребенок повторяет слоговую цепочку.

III. Итог занятия. Рефлексия.

Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке.  Какой сегодня,  звук мы красиво и громко произносили?      

Ребёнок. Р-р-р.

Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [р].

Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. Повторить отработанный на занятии речевой материал.

Литература.

1. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия   с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.

2. Волина, В.В Занимательное азбуковедение – М:. Просвящение. 1991.-368с

3. Косинова, Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - М.: Эксмо, ОЛИСС, 2007.- 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".

В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Л] слогах и словах. Путешествие в волшебный Лего-остров.»

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах и предложениях через использование совместного конструирования ЛЕГО.Задачи:1. Коррекционно - образовательные:• автоматизировать звук [л]...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] слогах и словах».

Автоматизировать произношение звука р,       формировать правильное речевое дыхание,  развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую и о...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тема: «Автоматизация звука [Р] слогах и словах».

Автоматизировать произношение звука [Р] в слогах и словах, уточнить артикуляцию звука [Р], закреплять правильное произношение звука [Р] в открытых слогах и в начале слова, расширять словарный запас, р...