Конспект подгруппового занятия по речевому развитию (приобщение к художественной литературе) в младшей группе общеразвивающей направленности "Путешествие в сказочную страну".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Апатенко Анастасия Александровна

        Конспект занятия составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Основная цель –  формирование интереса к художественной литературе, совершенствование навыков конструирования из мягких модулей. Для создания положительной мотивации детей используются игровая ситуация «Поможем мишке, вернутся в сказку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_skazochnuyu_stranu.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового занятия

по речевому развитию (приобщение к художественной литературе)

в младшей группе общеразвивающей направленности

Автор: Апатенко А.А.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 37 «Ягодка»

г.Губкин

Название: «Путешествие в сказочную страну». 

Форма: Игра-путешествие.

Тема-цель: способствовать формированию интереса к художественной литературе, совершенствовать конструктивные умения и навыки.

Образовательная область: речевое развитие (приобщение к художественной литературе).

Возраст детей: младший дошкольный возраст.

Программные задачи:

Образовательные:

  • способствовать формированию интереса к книгам;
  • продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
  • закрепить названия и сюжет знакомых сказок;
  • учить детей с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок;
  • упражнять в произношении чистоговорок;
  • продолжать учить сооружать постройки из мягких модулей по собственному замыслу и по предложенным схемам;
  • закреплять умение сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание);
  • закрепить знание основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
  • закрепить знания детей о назначении сигналов светофора, о ПДД;
  • закрепить знания детей о различных видах транспорта.

       Развивающие:

  • способствовать развитию  инициативной речи;
  • развивать наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • развивать диалогическую форму речи;
  • развивать познавательный интерес, внимание, память, сообразительность;
  • развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе;
  • способствовать развитию умения четко проговаривать изолированные согласные и гласные звуки;
  • развивать умение использовать в речи слова «больше-меньше».

Воспитательные:

  • формировать мотивацию к коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление оказывать помощь другим, соблюдать порядок;
  • воспитывать чувство сопереживания;
  • способствовать формированию у детей потребности делиться своими впечатлениями;
  • способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Оборудование: мягкие модули разные по форме, цвету, размеру; один мягкий модуль с кармашками, на которых изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), плюшевый мишка с забинтованной лапой, иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и Медведь», «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», картинка – схема «Теремок» (для конструирования из мягких модулей), ткань голубого или синего цвета для имитации реки, две магнитные доски; искусственные деревья, цветы и т.д (для декорирования «сказочной стрвны»)

Раздаточный материал: билеты с изображением геометрических фигур на каждого ребёнка;  маски для инсценирования сказки «Теремок» (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь); картинки на магнитах с изображением автобуса, светофора, теремка, самолёта.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание занятия

Оргмомент

  1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте скажем нашим гостям: «Доброе утро!»

- Раз, два, три, четыре, пять!

  Все умеем мы играть!

  Отдыхать умеем тоже!

  Руки за спину положим,

  Голову поднимем выше,

  И легко – легко подышим!

    Мотивационно-ориентировочный

   2. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? (показывает детям плюшевого мишку)

Дети: Это мишка!

Воспитатель: Верно! Но что же с ним случилось, почему у него забинтована лапка? Как вы думаете?

Дети предлагают свои варианты.

(Имя…), а как ты думаешь, что случилось с мишкой?

Воспитатель: Давайте спросим у него? Мишка говорит, что он ехал на машине в сказочную страну, в свою сказку. Он хотел как можно быстрее туда добраться и поэтому решил проехать на красный сигнал светофора и вот, что из этого получилось! (воспитатель обращает внимание детей на лежащие на полу мягкие модули). Машина, но которой он ехал, разбилась и он поранил лапку!

Воспитатель: Ребята, а разве можно переходить дорогу или ехать на красный сигнал светофора, как это сделал мишка?

Дети: Нет!

Воспитатель: А на какой сигнал светофора можно?

Дети: Только на зелёный сигнал светофора!

Воспитатель: Ребята, мишка говорит, что больше никогда не будет нарушать правила дорожного движения! Он очень просит помочь ему вернутся в сказочную страну в его сказку! Поможем ему, ребята?

Дети: Да!

3. Воспитатель: Но как же это сделать, ведь машина, на которой ехал мишка, разбилась, а сказочная страна очень далеко?

Дети: Надо помочь мишке  собрать машину!

Воспитатель: Хорошо! А как вы думаете, сможем ли мы все поместиться в машине?

Дети: Нет! Не сможем!

Воспитатель: А в каком транспорте мы все поместимся?

Дети: В автобусе, в поезде, в самолете и т.д.

4. Воспитатель: Давайте с вами вместе построим автобус из мягких модулей! (дети строят автобус по своему замыслу)

     Воспитатель: Какой хороший автобус у нас получился! Молодцы! А вот и билеты на автобус! Воспитатель раздаёт детям билеты с изображением геометрических фигур.

Воспитатель: Ребята, что изображено на ваших билетах?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: (Имя…), как называется фигура, нарисованная на твоём билете?

(Имя…), как называется твоя фигура, какого она цвета?

   5.  Воспитатель: Ребята, прежде чем сесть в автобус, вы должны найти домик для своего билета (дети раскладывают билеты по кармашкам, расположенным на одном из мягких модулей, который играет роль двери автобуса).  

     Выполняется взаимопроверка.

  Воспитатель: Итак, отправляемся в путь! Все готовы?

Дети: Да!

Проговаривается чистоговорка:

Им – Им - Им  – мы в автобусе сидим!

О-О-О - Едем очень далеко!

Ем-Ем-Ем – Мишке мы поможем!

Поисковый

6. Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране! Ребята, выходите из автобуса! Вы помните, что нам нужно сделать?

Дети: Мы должны помочь мишке вернутся в его сказку!

Воспитатель: Правильно! Как же мы будем это делать? Давайте внимательно посмотрим вокруг! Что вы видите?

Дети: Мягкие модули с картинками, реку, магнитную доску с картинкой.

Воспитатель: Мишка, а из какой ты сказки? Мишка говорит, что совсем забыл из какой он сказки, помнит только, что его домик находится на другом берегу реки. Что же делать?

Дети: Нужно помочь мишке вспомнить, из какой он сказки, и  перебраться на  другой берег реки.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: А какие сказки вы любите?

Дети: «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди» и т.д.

(Имя…), как называется твоя любимая сказка?

(Имя…), а как называется твоя любимая сказка?

7. Воспитатель:  А во всех ли сказках встречается медведь или медвежонок?

Дети: Нет!

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, те сказки, в которых встречается медведь.

Дети: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок» и т.д.

  Воспитатель: Правильно! Молодцы! Ребята, посмотрите здесь лежат модули с иллюстрациями к разным сказкам, но они все перемешались! Давайте разделим их на две группы. Одна группа будет состоять из сказок, в которых есть медведь, а друга из тех сказок, в которых медведя нет.

      Дети распределяют модули с картинками по группам. Выполняется взаимопроверка.

   Воспитатель: Каких сказок у нас получилось больше?

   Дети: Больше сказок, в которых есть медведь!

   Воспитатель: Всё верно, ребята! Миша, посмотри на эти иллюстрации, может быть, ты среди них узнаешь свою сказку! Ребята, мишка говорит, что он вспомнил свою сказку и называется она «Теремок».                          

Практический

   8.  Воспитатель: Мы помогли мишке вспомнить, из какой он сказки, но где же она находиться?

   Дети: Мишкина сказка находится на другом берегу реки!

   Воспитатель: А как же нам туда попасть? Как миновать реку?

    Дети: Реку можно переплыть!

    Воспитатель: А на чём можно переплыть реку?

   Дети: На лодке, корабле и т.д.

   Воспитатель: Правильно, ребята! А из чего же мы можем сделать корабль?

  9.  Дети: Мы можем сделать корабль из мягких модулей!

Воспитатель: Но мы же с вами построили из них автобус, и других модулей у нас нет! Как же быть?

Дети: Можно переделать автобус в корабль!

 Воспитатель: Какие вы молодцы! Давайте так и сделаем!

 Дети  строят корабль.

     Воспитатель: Вот теперь мы можем переплыть реку и оказаться на другом берегу! Дети садятся на корабль и вместе с воспитателем проговаривают чистоговорку:

Ле-Ле-Ле – мы плывём на корабле,

Осы-осы-Осы – на корабле матросы,

Ря-Ря-Ря – опускаем якоря!

10. Воспитатель: А вот и твоя сказка Мишутка! Ребята, давайте вспомним героев сказки «Теремок».

     Дети: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь.

      Воспитатель: Правильно ребята! Молодцы! Только где же все герои и где сам теремок? Ребята, как вы думаете?

      Дети: В конце сказки медведь раздавил теремок и все звери разбежались!

     Воспитатель: Хорошо ли поступил мишка?

Дети: Нет!

      Воспитатель: А как вы думаете, как чувствовали себя животные, когда остались без домика?

      Дети: Им было грустно, холодно, их мочил дождик и т.д.

      Воспитатель: Ребята, как нам помочь животным?

  Дети: Нужно построить им новый дом!

  Воспитатель: А из чего можно построить дом?

  Дети: Из дерева, из кирпича и т.д.

Воспитатель: А из чего мы с вами можем прямо сейчас построить новый теремок для сказочных героев?

  Дети: Из мягких модулей!

 11.  Воспитатель: Конечно! Всё верно! Посмотрите, здесь и схема строительства есть! Давайте её рассмотрим!

  (Имя…),  какой модуль мы возьмём сначала?

  (Имя…), а какой модуль  мы возьмём потом?

  (Имя…), какой модуль мы возьмём самым последним?

А чтобы вам было интереснее строить новый теремок, я предлагаю  на время стать героями этой сказки.

(Имя…), кем ты хочешь быть?

(Имя…), кем ты будешь? и т.д.

Воспитатель раздаёт детям маски с изображением героев сказки «Теремок».

   Воспитатель: Вот теперь всё готово! Можно приступать к строительству! (дети строят теремок по схеме)

  Воспитатель: Ребята, мишке очень нравится новый теремок, он говорит вам большое спасибо и предлагает поиграть в сказку.

 12. Дети с воспитателем инсценируют сказку «Теремок».

Воспитатель: Вот мы и помогли Мишутке вернутся домой, в его сказку! А нам пора возвращаться в детский сад! Что мы пожелаем мишке на прощание?

    Дети: Хорошо себя вести, ничего не ломать, помирится со своими друзьями, и соблюдать правила дорожного движения!

 13. Воспитатель: Молодцы, ребята! Мишка, ты всё запомнил?

Мишка кивает головой.

 Воспитатель: На каком транспорте мы можем быстро добраться до детского сада?

      Дети:  На самолете!

Воспитатель: А на чем мы переплыли реку?

Дети: На корабле!

Воспитатель: А можем ли мы свами полететь на корабле, как на самолёте?

Дети: Нет!

Воспитатель: Что помогает самолёту летать?

Дети: Крылья!

Воспитатель: Из чего мы можем сделать крылья нашему кораблю?

Дети: Из мягких модулей!

Воспитатель: Ребята, а все ли модули мы можем использовать?

Дети: Нельзя использовать модули, из которых мы построили теремок!

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что животные снова могут остаться без домика!

Воспитатель: Давайте же  сделаем крылья нашему кораблю и превратим его в самолет!

  Дети добавляют кораблю крылья.

    Воспитатель: теперь всё в порядке и мы можем лететь! Занимайте свои места!

   Дети с воспитателем проговаривают чистогоговорку:

Лёт-лёт-лёт – пассажирский самолёт,

Ем-Ем-Ем – плавно мы взлетаем,

Ко-Ко-Ко - самолёт наш высоко,

Ют-ют-ют – самолёты быстро летают

Я-Я-Я – Приземляемся друзья!

Рефлексивно-оценочный

Воспитатель: Вот мы и вернулись! Давайте вспомним, что мы сегодня делали?

Дети: Мы помогали Мишке вернутся в его сказку.

Воспитатель:  Правильно! Посмотрите, у меня есть вот такие картинки, которые помогут нам вспомнить, как именно мы помогали мишке! Пусть каждый из вас выберет картинку, которая ему больше всего нравиться.

Дети выбирают картинки (автобус, светофор, фото модулей со сказками, кораблик, теремок, самолет).

Дети с воспитателем вспоминают этапы занятия и по очереди прикрепляют соответствующую картинку на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на кого погожа фигура, которая у нас получилась?

Дети: На медведя!

Воспитатель: Совершенно верно! Это не простой мишка, это герой сказки «Два жадных медвежонка», с которой мы с вами познакомимся на следующем занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» в средней группе

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (Приобщение к Художественной литературе)Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова.Программное содержание: Ø Приучать...

ОО «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе Конспект занятия в средней группе «Лисичка со скалочкой»

Цель: учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию....

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Конспект занятия по речевому развитию (приобщение к художественной литературе) для детей старшей и подготовительной подгрупп разновозрастной группы Тема: «Весёлые рассказы Н.Носова»

Организованной образовательной деятельностипо речевому развитию (приобщение к художественной литературе) для детей старшей и подготовительнойподгрупп  разновозрастной группыТема: «Весёлые р...

НОД по ОО " Речевое развитие" приобщение к художественной литературе в средней группе " Чтение рассказа Н.Носова " Живая шляпа"

Возрастная группа: средняя (4-5 лет ).Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Цель: познакомить детей с произведением Ник...