Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Осень-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мелихова Ирина Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32 г. Ейск МО Ейский район

Непрерывная образовательная деятельность

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Тема: «Осень-зима»

Тип НОД: интегрированное (Развитие речи, ФЭМП)

     

воспитатель: Мелихова И.Н.

Ейск, 2017

Программные  задачи. Уточнить знания  детей  об  изменениях, которые  происходят  в  живой  и неживой  природе  осенью  и зимой.  Развивать связную  речь, умение четко  передавать  свои  мысли. Продолжать  учить  детей  ориентироваться на  плоскости: находить  середину  листа, правый   и  левый  верхний и нижний углы. Закреплять знание  овощей  и  фруктов, классифицировать  овощи  по  форме; упражнять  в  образовании  относительных прилагательных.  Продолжать  учить  детей  различать  предметы  по величине, развивать глазомер.  Уточнить знания  о  последовательности  дней недели.  Продолжать считать  предметы  в  пределах  10.  Уточнить  представление о  перелетных  и зимующих  птицах. Расширять словарь  детей- использовать  в  речи глаголы, обозначающие  движения  птиц.  Упражнять  в  образовании  притяжательных  прилагательных.  Развивать  логическое  мышление, творческое  воображение, умение  воссоздавать  модель  по  образцу.

Материал.  2  магнитные  доски, осенний  лист, снежинка, диск, ноутбук, картинки-схемы: осень-зима; квадраты +карточки: солнце, туча, снежинка; подносы: круг, овал, треугольник + овощи; картинки фруктов  и  графинов  с  соком; картинки  леса в  разный  период  осени, листы  № 2, №4  из  папки  «Находим  противоположности»; цветные  карандаши: зеленый, желтый, коричневый;   картинки  перелетных  и  зимующих  птиц; гномы-дни недели; карточки  с  разным количеством птиц; карточки для  счета, прищепка; индивидуальные фланелеграфы, конверты  с «Танграмом», карточки  с частями  тел  животных.

Ход  НОД

Дети  заходят  в  группу.  На ковре  находим осенний  лист  и  снежинку.

Ребята, как вы  думаете, почему  лист и  снежинка  оказались  вместе.

(осень  только что закончилась  и  наступила  зима)

Снежинка  не  простая, посмотрите, здесь  прикреплен  диск.  Интересно, кто  нам  прислал  его.

Включаю компьютер – звуковое  письмо.

«Я – Зимушка-зима, хожу  по  лесам, по  полям в  мягких  снежных  валенках, ступаю  тихо, неслышно.  Где  пройду - там мороз  трещит, снег  падает.  Все  дороги  я  замела, деревья  запорошила.  Я  все  знаю  о  том, что  делается  на земле, когда  я  вступаю  в  свои  права.  Но мне  очень  хочется  знать, что  происходит в  природе  в  то время, когда  правит  моя  сестра  Осень.  Я  послала  к  вам  мою  дочку – снежинку.  Расскажите  ей, что  происходит  осенью. До  встречи».

Ребята, давайте  расскажем  снежинке о  том, что  происходит  осенью, а  осеннему  листочку  о  том, что  происходит  зимой.  Они  потом  расскажут  своим  мамам  Осени  и  Зиме  все, что узнают.

Задание  1.

Дети подходят  к  магнитным  доскам, берут  по 2 картинки-схемы.

Игра «Когда  это  бывает?»

                      ОСЕНЬ                                                                  ЗИМА

Осень наступает  после  лета.  День  становится  короче, а ночь длиннее.

Зима  наступает после  осени.  День очень  короткий, а  ночь очень длинная.

Солнце   светит  редко. Небо покрыто  облаками.

Солнце  светит редко, греет слабо.  Небо покрыто облаками. Часто  идет  снег.

Часто  идет дождь, на  земле  лужи.

На  улице  везде  снег.

Листья  на  деревьях  и  кустах  меняют  окраску.  Травы  и  цветы  желтеют  и  вянут

Лиственные  деревья  стоят голые, деревья  покрыты  снегом.

Перелетные  птицы  собираются в  стаи  и  улетают  в  теплые края.

Зимующие  птицы  остаются, прилетают  к  кормушкам.

Люди надевают демисезонную  одежду

Люди надевают  зимнюю  одежду.

Дует  холодный  ветер.

Дует  морозный  ветер, вьюга.

Люди собирают  урожай.

Люди с  помощью  машин  убирают  снег.

Дети садятся  и  работают  за  столами.

Игра «Волшебный  квадрат»

На  столах  квадрат, разделенный  на 9 частей  и  картинки  снежинки, тучки  и солнышка  (по  3 шт.)

В  правый  верхний  угол положите  снежинку, в  левый  нижний - солнце, посередине – тучку.  А  теперь  остальные  картинки  разложите  так, чтобы  в  столбике и в ряду  не  было  одинаковых   картинок.

Задание 2.

Ребята, что  же происходит осенью  в  садах  и  огородах? (собирают  урожай  фруктов  и  овощей)

Что  растет в  саду? (фрукты)

Осенью  собрали  урожай  фруктов, а  зимой  будем  пить  сок.

Игра « Какой  сок?»

На  магнитной  доске – осени  выкладываем  фрукты (осенью  собрали  много  яблок, слив, абрикосов, персиков, апельсинов, ананасов, лимонов).

На  магнитной  доске-зиме  выставляем графины  с соком (зимой  пьем  сок яблочный, сливовый, абрикосовый персиковый, апельсиновый, ананасовый, лимонный).

На  огороде  собираем  урожай  чего? (овощей)

Возьмите, пожалуйста, подносы.  Они  у  вас  разной формы (круглой, овальной,  треугольной) и  разложите  овощи  так:  на  овальный  поднос  - овальной  форы;  на  круглый-круглой; на  треугольный – треугольной.

Как  же мы  убирали  эти  овощи? (помидоры-срывали, капусту – срезали, картошку – выкапывали, лук – выдергивали  и  т.д.)

Задание  3.

Что  же  происходит в  лесу?

Ранней  осенью  деревья  с  зелеными  листьями, золотой  осенью  с   разноцветными  листьями, поздней  осенью – голые. Только ель  и  сосна – зеленые.

Зимой  лиственные  деревья  голые, покрыты  снегом. Ель  и  сосна  зеленые.

На  столах  задание  на  листах:

а) раскрась  узкие  листья  в  зеленый  цвет, а  широкие- в  желтый;

б)раскрась  самый  толстый  и  самый  тонкий  ствол.

Физминутка

В  лесу  было  тихо,  деревья  дремали

(руки  вверх, на носки)

Вдруг  ветер подул, (дуем)

И они  застонали.

Безжалостно  ветер  ломал  из  порой,

(движение  кистями  из  стороны  в  стороны, наклоны  туловища)

Под  дерево  сели  ребята  гурьбой. (присесть)

Дождались, что  стихнет  ненастье.

И снова, как  прежде  стоит  тишина (встать)

Спасибо  за  солнце  и счастье. (руки  вверх)

Улыбнитесь - садитесь.

Задание 4.

На  магнитных  досках  выставляем картинки  перелетных  и  зимующих  птиц.  Уточняем, где  какие.  Осенью  перелетные  улетают  в  теплые  края.  Зимующие  остаются  зимовать  и  прилетают  поближе  к  жилью  человека.  Люди делают  кормушки.

Я  вам расскажу  стихотворение, но сначала давайте  вспомним, кто  эти  гномики. (дни  недели)  Повторяем  последовательность  дней  недели  и  т.п.

А  теперь послушайте  стихотворение.

Мы  кормушку  смастерили,

Мы  столовую  открыли.

Воробей,  снегирь-сосед,

Будет  вам  зимой  обед.

В  гости  в первый  день  недели  2  синицы  прилетели

( под  гномом  в  красной  одежде выставляю  картинку  с  2  снегирями)

А  во вторник  с самого  утра  прилетело  4  снегиря (картинка)

3 вороны  были в  среду, мы  не  ждали  их  к  обеду (картинка)

А  в  четверг  со  всех  сторон  5  голодных  воробьев (картинка)

В  пятницу  в  столовой  нашей  голубь  лакомился кашей (картинка)

А  в  субботу  на  пирог  налетело  6  сорок (картинка)

В  воскресенье, в воскресенье  было  общее  веселье.

На  столах  у  детей счетные  карточки и прищепки.

Задаю  вопрос. Например, сколько  сорок  прилетело в  среду? Покажите  прищепкой  количество  кругов, обозначающих  это  число  и  т.д.  Закрепляю  счет.

Задание 5

Что  же  происходит с  животными  в  лесу?  (дети  рассказывают)

На  столах лежат  картинки  с частями  тела  животного.

Игра  «Чей,  чья,  чьё?»

Какое  животное  спряталось  за  деревом.   Соберите  этого животного.

Дети  на  индивидуальных  фланелаграфах  собирают  животных  из  геометрических  фигур.

Вот  мы и  рассказали  листочку  и  снежинке, что  же  происходит в  природе  зимой  и  осенью.  Давайте отнесем  их  на улицу, и они  полетят к  своим  мамам  и  расскажут  все, что  сегодня  узнали.  

Итог  НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непрерывная образовательная деятельность подготовительной к школе группы "Языки общения"

Конспект занятия акцентирует внимание детей на различных возможных способах общения. Как общаются животные и насекомые? Как могут общаться люди ( речь, жесты, знаки)? В игровой форме дети вместе с пер...

Рабочая программа коррекционно – образовательной деятельности подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, для детей с тяжелым нарушением речи

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии являетсяодним из приоритетных направлений в области образования. В логопедииактуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекциинарушен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...

Циклограмма комплексно-тематического плана образовательной работы (Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)

Циклограмма комплексно-тематического плана образовательной работы (Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по образовательной области «речевое развитие» с интеграцией образовательных областей Тема: «Квест-игр

Методический комментарий к плану-конспекту непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками   подготовительной к школе компенсирующей группы для детей с ОНРпо образовательной области ...