Конспект НОД «ЛАРЕЦ СКАЗОК» по образовательной области «Развитие речи" в логопедической, подг. к школе группе № 6 детского сада «Аленушка» с. Варны Челябинской области
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Материал создан с целью обобщения предсталений детей о сказках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по образовательной области «Развитие речи» в подг.  к школе группе

«ЛАРЕЦ СКАЗОК» в старшей  логопедической группе № 6

детского сада «Аленушка» с. Варны Челябинской области

C:\Users\User\Desktop\все по открытому\SAM_6375.JPG

Дата проведения

21 февраля 2017 г.

Воспитатель 1 категории Салищева М. З.

Варна 2017

НОД  по образовательной области «Развитие речи» в подг.  к школе группе

«ЛАРЕЦ СКАЗОК»

Цель:Обобщить представления  детей о сказках.

Задачи:

-Углублять , расширять и закреплять знания детей о сказках.

-Упражнять в словообразовании.

-Учить понимать основной смысл русских народных сказок, необходимость существования сказок, как обучающей народной мудрости.

-Совершенствовать умение понимать смысл образных выражений в пословицах.

-Развивать тактильную память, умение передавать свои ощущения от прикосновений и выражать эти чувства в речи.

-Формировать способности творческого самовыражения.

-Воспитывать интерес, любовь к сказке, как к богатству русского народа.

Материалы и оборудование:  Ларец,  клубок, предметы для игры в мешочке ( яблоко, стрела, яйцо, скалка, кувшин, подснежник), презентация к НОД по сказкам, мультимедийное оборудование,  тактильные дощечки, костюмы и атрибуты  для инсценировки сюжета сказки  «12 месяцев», смайлики для подведения итогов.        

Предварительная работа: чтение детям сказок, Рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы по сказкам ( как появились сказки), знакомство с авторскими сказками.

Рисование : «Моя любимая сказка», «Сивка – бурка», Конструирование «подснежники», разучивание пословиц,   пальчиковых игр, соответствующих содержанию сказок,

 Настольные игры «Собери картинку к сказке», «лото сказок»,

инсценировка сказок «Лисичка со скалочкой», «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «12 месяцев» - сюжет.

ХОД:

Дети приветствуют гостей:

Воспитатель: Дети, давайте  поговорим о русских народных сказках.

обращается к детям: Мы все взрослые и дети очень любим сказки.

Дети, что такое сказка? (Сказка – это чудо, волшебство,  выдумка, фантазия,).

Как вы думаете, почему сказки называют русскими народными? ( Сказки, которые придумали  русские люди). Давайте  назовем русские народные сказки   с помощью пальчиковой  игры.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть,

Рукавичка, теремок,

Колобок, румяный бок,

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя. волк, лиса,

Не забудем сивку – бурку, нашу вещую каурку

Про жар – птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем,

Знаем волка и козлят –

Этим сказкам каждый рад!

А теперь присядем.

Воспитатель: Издавна считалось – сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок!

Как вы думаете, почему так говорилось? ( Сказки учили добру, справедливости, честности, смелости, дружбе, а зло и жадность наказывались). А  еще  мы с вами знаем много пословиц, они тоже были придуманы людьми, чтобы делать правильные поступки.

Давайте рассмотрим картинки к сказкам и подберем к ним пословицы.

(На экране показ иллюстраций к сказкам)

«Заюшкина  избушка»  -       «Слезами горю не поможешь».  

«Кот, петух и лиса»      -     «На друга надейся, а сам не плошай»  

«Лиса и журавль»         -      «Как аукнется, так и откликнется»

 «Мужик  и медведь»   -      «Сам простак, а в душе хитряк»

 «Крупы жалеть и каши не сварить»  -           «Каша из топора»

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы  узнали сказки по картинкам, и назвали к ним пословицы.

А теперь подойдите  все сюда. ( приглашает детей к ларцу)

Как вы думаете , что это? (сундучок, шкатулка). Правильно. Как можно назвать по - другому? А еще можно назвать ЛАРЕЦ, ( повторите это красивое слово)

Я думаю, что это не простой ларец, может  в нем притаились сказки, которые мы так любим!

Чтобы открыть его надо сказать какие бывают сказки:  Если в сказке  есть волшебство ,  то она волшебная, если добро – то добрая, если мудрость то – мудрая,  если шутки то – веселая, если загадка, то загадочная и т. д.

После ответов детей, ларец  «открывается» и дети видят клубок.

Воспитатель : Здесь  клубочек непростой, сказочный клубочек – он дорожку показал ровную, короткую. Дети давайте встанем в круг и с клубком  поиграем в игру «Доскажи словечко» - я буду называть героя и передавать клубок, а вы будете договаривать имя героя и передавать клубок дальше.

(Царевна – лягушка, Сивка – бурка, заяц – хваста, жар – птица, Мороз – Иванович, Крошечка – Хаврошечка, Конек – горбунок, Баба – яга – костяная нога, сестрица Аленушка, братец Иванушка, Кощей Бессмертный, Василиса – премудрая.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся, и на место все вернемся!

Улыбнемся – подмигнем -  сказку узнавать пойдем!

( рассаживаются на стульчики)

Воспитатель (загадочно)  : что  же еще есть в  ларце?  ( сама заглядывает, слегка приоткрыв крышку)  Ребята, да сюда попали предметы  из сказок, предлагаю доставать по одному предмету, и называть сказку, в которой есть такой предмет.

Дети  по одному выходят к ларцу достают по одному предмету, называют сказку, в которой есть такой предмет.
(
яблоко –«Гуси – лебеди», «Сивка – бурка», стрела «Царевна – лягушка», яйцо – «Курочка ряба», «Царевна – лягушка», скалка – «лисичка со скалочкой», кувшин – «Лиса и журавль», подснежник – «Двенадцать месяцев»).

Воспитатель: Какие вы смекалистые – узнали все предметы из сказок! Но одну из сказок из этой игры нельзя назвать народной. Как вы думаете – какую? Правильно – это сказка – «Двенадцать  месяцев».  Почему мы не можем назвать ее народной?

Конечно, эту сказку сочинил один человек – как такая сказка  называется? Правильно это авторская сказка. Кто автор этой сказки?

(С. Я. Маршак). Похожа ли она на русские народные сказки?  В чем сходство? Правильно, здесь добро побеждает зло! А зло, жадность высмеиваются.

Воспитатель предлагает заглянуть в ларец показывает детям тактильные дощечки и приглашает поиграть в игру  «представь сказку».

Дети с закрытыми глазами ощупывают дощечку, вложенную ему в руки, и говорят о своих ассоциациях к какой – либо сказке.

Воспитатель: Молодцы, ребята,  вы по ощущениям своих рук сумели назвать похожую сказку. Сколько интересного мы нашли в ларце сказок! Дети, а здесь есть еще шкатулка – что вней? ( показываю детям). Да, это смайлики  - какие они? Выберите себе такой смайлик, который покажет, понравились ли вам сюрпризы из ларца.

Ну, вот и подошла к концу наша встреча со сказкой. Все молодцы!

1Пальчиковая игра

2.Пословицы по сказкам

3.Словесная и. «Доскажи словечко»

4.Физминутка «круг широкий»

5.Игра «Узнай сказку  по предмету»

6.Физминутка  «Деревья»

7.Инсценирование сказки «12 месяцев»

8.Упражнения с тактильными дощечками.

9. Подведение итога.

Подготовка: 1. Подготовка презентации

2.Ларец

3.Предметы для игры (яблоко, стрела, яйцо, скалка, кувшин, подснежник)

4.Иллюстрации к сказке «Двенадцать месяцев»

5. Тактильные дощечки
6. Смайлики в шкатулке