«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Задача развития связной, грамматически правильной речи у детей является главной задачей образовательной области «Речевое развитие».  В формировании связной речи отчетливо  выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо рассказывать о чем-нибудь,  нужно четко представлять себе объем рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminarrazvitiesvyaznoyrechi.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Развитие речи детей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление по теме

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель Науменко Н.В.

Москва 2017г

    Задача развития связной, грамматически правильной речи у детей является главной задачей образовательной области «Речевое развитие».  В формировании связной речи отчетливо  выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо рассказывать о чем-нибудь,  нужно четко представлять себе объем рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества.

     Важно помнить, что раньше всего дети переходят к связному предложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении. Таким образом, по достижении детьми старшего дошкольного возраста, связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывание и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На 6-ом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито.

        Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или умение создавать текст. По утверждению Н.А. Стародубовой, чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться, прежде всего, данными современной  лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?»; «Как он организован?»; «Что превращает определенную последовательность предложений в текст?»; «Каков механизм построения текста?» и др.  Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, чтобы они отвечали требованиям программы и готовили их школе.       На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста  для составления рассказов мы используем предметы и сюжетные дидактические картины. Так же  наглядный материал – рисунки и аппликации детей, слайды, фотографии из жизни, в том числе их портреты. Дети уже имеют опыт составления описательных рассказов по пейзажной картине.

        При работе с детьми мы отметили некоторые проблемы и сложности при формировании у детей умений составлять описательные рассказы по картине:
- неумение ребенка составлять рассказ последовательно, поддерживая общую нить необходимой тематики;
- замена составления описательного рассказа перечислением предметов изображенных на картине, в результате чего рассказ получается скудным, не имеет элементов описания;
-неумение сочетать разные части речи точно по смыслу;
- редкое использование распространенных и сложных предложений при составлении описательных рассказов;
- отсутствие или недостаточное проявление рассказов, зажатость детей, повторение ранее услышанного от других детей, скованность в речи.           
Для решения этих проблем мы подбираем разные приемы обучения: объясняем характер предстоящего высказывания, даем его образец, предлагаем его план, а на первых порах прибегаем к составлению коллективного рассказа.

          Очень любимы детьми творческие (по воображению) рассказы по картине. При ознакомлении с картиной задаем несколько вопросов, стимулирующие воображение детей, заставляющих думать или о событиях, которые предшествовали тем, что они видят, или о тех, что произошли после. Разъясняем детям задание, предлагаем по-своему рассказать о том, чего нет на картине, но о чем можно догадаться. И если дети готовы к выполнению задания, можно не давать образец рассказа, а дать развернутый план с последующим разбором, что хорошо активизирует детскую инициативу. Умение придумывать рассказ закрепляем на занятиях с раздаточным материалом. Для этого используем детские сюжетные рисунки, фотографии, открытки, мелкие картинки.

      Одной из разновидностей повествования является пересказ. Это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Благодаря пересказу решаются многие речевые задачи:

- дошкольники осознают особенности связного текста;

- развиваются умения самостоятельно строить связные высказывания;  

- формируются знания о структуре рассказа;

-  формируются умения пользоваться разными типами связей между предложениями.

          Для развития навыков связной речи необходимо специально организовывать  различные  разговоры и беседы с детьми. Например, в понедельник проводятся утренние беседы о прошедшем выходном дне. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не односложно отвечали на поставленный вопрос(«Был в зоопарке»; «Гулял»), а учились подробно рассказывать о тех или иных событиях своей жизни. Поэтому надо правильно ставить вопросы, например: «расскажи, где ты был вчера, что интересного видел и запомнил».

        Ребенок  начинает рассказывать, а воспитатель и небольшая группа детей слушают его. Если рассказ получается интересным, воспитатель записывает его и затем читает всем детям. Очень важно при этом следить за правильным построением предложений.

          Можно подготовить альбом детских рассказов: дети нарисуют сюжеты, а воспитатель напишет  текст.

         Итак, умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Подводя итоги можно констатировать следующее:
- поэтапная работа по обучению детей рассказыванию на занятиях и в свободной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;
- задачи и содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию;-использование воспитателем разнообразных методов и приемов обучения позволяют педагогам совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей старшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...