Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности Познание на тему: «Что бы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ломова Елена Анатольевна

Программные задачи:

·        Совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, обсуждение.

·        Развивать умение детей вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения.

·        Продолжать работу по обогащению словаря детей.

·        Помогать осваивать формы речевого этикета.

·        Приучать детей к самостоятельности суждений.

·        Уточнять высказывание детей, помогать им более точно характеризовать ситуацию.

·        Воспитывать культуру общения.

Оборудование: ширма, игрушка попугай, пиктограммы на каждого ребенка, игрушка лошадка, рисунки детей, фонограмма песни «Если добрый ты».

Словарная работа: вежливость, вежливый, невежливо, доброта, друг, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания, доброго пути, простите.

Предварительная работа:

·        Чтение рассказов С.Я.Маршака «Ежели невежливы», В. Осеевой «Волшебное слово», С.А.Носонкиной «Уроки вежливости», Г.Остер «Будем знакомы», А. Кондратьевой «Добрый день», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», Л.Толстой «Два товарища», Л.Квитко «Два друга», С.Погореловского «Что значит быть вежливым».

·        Заучивание пословиц и поговорок о вежливости, дружбе.

·        Проигрывание проблемных ситуаций.

·        Проведение дидактических и подвижных игр «Пожалуйста», «Не забывай о товарищах», «Вспомни имена своих друзей», «Передай другому», «Телефонный разговор», «Спасибо за…», «Знакомство».

·        Рассматривание сюжетных картинок.

 

Провела воспитатель Ломова Е.А. ГБОУ-школа 1161 сп/№3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности Познание на тему: «Что бы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть».

Программные задачи:

  • Совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, обсуждение.
  • Развивать умение детей вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения.
  • Продолжать работу по обогащению словаря детей.
  • Помогать осваивать формы речевого этикета.
  • Приучать детей к самостоятельности суждений.
  • Уточнять высказывание детей, помогать им более точно характеризовать ситуацию.
  • Воспитывать культуру общения.

Оборудование: ширма, игрушка попугай, пиктограммы на каждого ребенка, игрушка лошадка, рисунки детей, фонограмма песни «Если добрый ты».

Словарная работа: вежливость, вежливый, невежливо, доброта, друг, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания, доброго пути, простите.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов С.Я.Маршака «Ежели невежливы», В. Осеевой «Волшебное слово», С.А.Носонкиной «Уроки вежливости», Г.Остер «Будем знакомы», А. Кондратьевой «Добрый день», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», Л.Толстой «Два товарища», Л.Квитко «Два друга», С.Погореловского «Что значит быть вежливым».
  • Заучивание пословиц и поговорок о вежливости, дружбе.
  • Проигрывание проблемных ситуаций.
  • Проведение дидактических и подвижных игр «Пожалуйста», «Не забывай о товарищах», «Вспомни имена своих друзей», «Передай другому», «Телефонный разговор», «Спасибо за…», «Знакомство».
  • Рассматривание сюжетных картинок.

Провела воспитатель Ломова Е.А. ГБОУ-школа 1161 сп/№3.

Ход занятия

Воспитатель: Уважаемы гости, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О каких? Послушайте всем известную песенку и спойте вместе. (Фонограмма «Если добрый ты»)

Воспитатель: Чему учит эта песня?

Тема нашего занятия «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть». Не только о доброте и вежливости пойдет сегодня у нас разговор. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Какие правила вежливости вы можете вспомнить? (ответы детей)

Воспитатель: Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в ней (с помощью пиктограмм)

-Поздороваться при встрече… (вежливо)

-Толкнуть не извиниться…(невежливо)

-Помочь подняться, поднять упавшую вещь (вежливо)

-Не встать обращаясь к воспитателю…(не вежливо)

-Взять билет в автобусе…(вежливо)

-Не уступить место пожилому человеку…(невежливо)

-Сказать спасибо и пожалуйста…(вежливо)

-Повернуться к собеседнику спиной…(невежливо)

-Сказать ласковое, доброе слово…(вежливо)

-Нагрубить товарищу…(невежливо)

-Пожелать счастливого пути…(вежливо)

Воспитатель: А теперь о поступках с позиции вежливого человека. Определить правильность решения ситуации.

1.Мама дала тебе конфетку. Что вы на это скажете?

А.Дай мне еще одну

Б.Я такие не люблю

В.Спасибо

2.Твой друг просит у тебя игрушку. Что ты ему скажешь?

А.Мне она самому нужна

Б.Бери пожалуйста

В.Я дам тебе ее только если ты дашь мне поиграть свою.

3.Бабушка просит тебя помыть посуду. Что ты ей скажешь?

А.Не хочу

Б.Конечно помою

В.Я устал. Сама мой.

Воспитатель: Сейчас дети разыграют сценку, мы ее посмотрим и обсудим.

Сценка «Игра и попугай Чико»

Слова автора: Папа с мамой купили Ирочки попугая. Ира тотчас занялась дрессировкой. Она научила попугая мяукать, лаять, говорить: «Здравствуйте ребята!» и захотела показать его своим одноклассникам. Ира: - Чико, скажи здравствуйте! Помяукай, полай.

Слова автора: Собралась с попугаем во двор, а бабушка к ней с просьбой:

- Сходи, Ирочка, в магазин за чаем.

Ира: - Вот еще! Мне некогда! Отстань!

Слова автора: Она всякий раз так говорила бабушке, когда та просила ее что-нибудь сделать. Ира взяла клетку с попугаем и понесла во двор к ребятам. Дети ее окружили:

Юля: - Ну-ка, спроси своего попугая что-нибудь! Пусть ответит.

Ира: - Сейчас спрошу, только вы не шумите. Поздоровайся с ребятами, Чико!

Чико: - Отстань!

Ира: - А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико!

Чико: - Вот еще!

Ира: - А как собачка лает? Полай собачкой, Чико!

Чико: - Очень нужно! Мне некогда!

Ребята рассмеялись.

Сережа: - Молодец, Чико!

Воспитатель: О чем же проговорился попугай?

Перед словом вежливым двери открываются

Пусть оно почаще повторяется

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о вежливости. Вежливость ничего не стоит, но много приносит

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив

От вежливых слов язык не отсохнет.

Поклониться- голова не отвалится.

Посади свинью за стол – она и ноги на стол.

Воспитатель: Молодцы, вспомнили поговорки. Однако такие случаи происходят и с вами дети. А у вас так бывает?

Разыгрывается сценка. В группу к детям пришел Буратино, не поздоровался ни с кем. Увидел красивую машину и отобрал ее у мальчика. Потом надоело ему играть с машинкой, и он ее сломал. Увидел Буратино у девочки красивую ручку и отобрал ее. Надоело ему с ней играть, и стал дергать девочку за косички, а мальчика за уши. Рассердились дети на Буратино и прогнали его из группы.

Воспитатель: Ребята, давайте проанализируем увиденную ситуаци. Какие ошибки были допущены Буратино? Давайте подумаем. Как он должен был правильно поступить в этой ситуации? (ответы детей)

Воспитатель: Если ты, Буратино, так будешь относиться к окружающим, то  у тебя не будет друзей. Ребята, без друзей хорошо или плохо?

Пословицы, поговорки

  1. Старый друг лучше новых двух
  2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей
  3. Человек без друзей, что дуб без корней
  4. Не мил свет, коль друга нет
  5. Крепкую дружбу топором не разрубишь
  6. Птица сильна крылами, а человек друзьями.

Воспитатель: Буратино, я предлагаю тебе помириться с детьми, а как это сделать мы тебе поможем. Вспомни определенные правила.

Игра-мирилка. Воспитатель произносит слова, а ребята выполняют действия, заложенные в слова ведущего.

Тому, кто рядом, улыбнись.

Тому, кто рядом, улыбнись.

Тому, кто рядом, поклонись,

Тому, кто рядом, поклонись.

Тому, кто рядом, руку дай,

Тому, кто рядом, руку дай.

Теперь по кругу ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Тому, кто рядом, подмигни,

Тому, кто рядом, подмигни.

Тому, кто рядом, обними,

Того, кто рядом, обними.

Ну, вот закончилась игра,

И снова дружат все! Ура!

Воспитатель: А сейчас выясним, как вы знаете вежливые слова…

Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»

1.Растает ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

2.Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

3.Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо)

4.Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

5. Когда нас бронят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

6.И во Франции, и Дании

На прощанье говорят (до свидания).

Воспитатель: Для того, что бы быть вежливым надо знать вежливые слова.

«Добрый день»

-Добрый день! – тебе сказали

- Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Игра разминка «Вежливые часики»

(Дети изображают часы.)

Тик-так, тик-так

Ходят часики вот так.

(Дети семь раз хлопают в ладоши)

Утро настало,

Солнышко встало

Семь утра часы пробили,

Всех ребят разбудили

Отвечайте-ка ребята,

Что сказать, проснувшись надо? (Доброе утро)

Вот и день настал, ребята:

Что сказать при встрече надо? (Добрый день)

Стрелки тикали – ходили

И шесть вечера пробили

(Дети хлопают в ладоши)

Вечер наступил ребята,

Что сказать при встрече надо? (Добрый вечер)

Молодцы!

«Здравствуйте!»

-Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнется он в ответ

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Что значит говорить человеку «здравствуйте?»

«Пожалуйста»

Отменить что ли

Слово пожалуйста?

Повторяем его поминутно

Нет, пожалуй, что

Без пожалуйста,

Нам становится неуютно.

Игра «Пожалуйста»

За что мы говорим «Спасибо?»

За все, что делают для нас

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

«Простите»

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но, если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

Буратино: Я хочу еще раз извиниться перед Юлей.

«Волшебная извинялочка»

Виноват я. Прошу, извини,

Не ругай ты меня, не брани.

Обещания своих не забуду:

Обижать тебя больше не буду!

«Будьте добры»

Будьте добры-

Это я говорю по секрету.

Будьте добры-

Без игры и во время игры

Если сумеете,

Будте скорее добры

«Доброго пути»

Нам желают:

- Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Воспитатель: Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы,

Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы.

Вежливыми могут быть не только люди, но и животные.

Стихотворение «Вежливая лошадь» ребенок читает и инсценирует

Очень вежливая лошадь,

Шла, кивая головой,

Поздоровалась со всеми,

Поздоровалась со мной.

Угостил ее печеньем,

Постояли мы чуть-чуть,

И вздохнула грустно лошадь

Мол, пора и дальше в путь,

На прощание кивнула,

И понятно всем без слов,

Эта лошадь мне сказала:

«До свиданья! Будь здоров!»

Воспитатель: Скажите, вежливый человек может быть злым? Конечно нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, к окружающей среде. Что такое доброта?

Воспитатель: С чем можно сравнить волшебные слова?

Извини, пожалуйста, прости и разреши

Это не слова, а ключики души

Всюду где нескромному укажут отворот

Вежливый простит и пройдет.

Воспитатель: Правильно, перед вежливым словом двери открываются. Затем, обращаясь к каждому ребенку по очереди, воспитатель говорит ему: «Спасибо тебе за…».

Воспитатель: На прощание давайте, исполним песню «Вежливый вальс», которая стала нам гимном вежливости. Поможет нам музыкальный руководитель Татьяна Анатольевна.

«Вежливый вальс»        музыка А.Захаровой, стихи Л.Рыжовой

  1. То жара, то вьюга,

Только вместе нас не испугать.

Мы поближе узнаем друг друга

И друг друга начнем уважать

  1. Сердце бъется то громче, то тише,

Но любому всегда и везде

Так приятно «спасибо!» услышать

И «пожалуйста» молвить в ответ

  1. Всякой встрече грозит расставанье,

Но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать «до свиданья»!

Чтобы «здравствуйте!» завтра сказать.

  1. Как бы ни было в жизни нам туго,

Нужно вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга сумеем понять.

Список использованной литературы:

1.Л.М.Шипицина «Азбука общения» раздел №8 С.-Петербург 2002 г.

2.Л.Ф.Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников».

3. Т.А.Шорыгина «Вежливые сказки» - этикет для малышей.

4. С.А.Насонкина «Уроки этикета» С.-Петербург изд. «Акцент» 1998 г.

5. Е.А Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» М.2004 г.

6. О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева «Путешествие в прекрасное» Москва. Баланс 2004 г.

7.И.Н.Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников» М.ГИЦ Владос 2001 г.

8. Н.Е.Богуславская «Веселый этикет» Екатеринбург «АРГО», 2000г.

9. Г.П.Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей» Москва, Эксмо, 2005 г.

10. Е.Черенкова «Уроки этикета и вежливости для детей» Москва, ДОМ, 2007г.

11. Е.Хромова «Игровые уроки общения для детей» Москва, ДОМ, 2007 г.

12. А.А.Лопатина «Воспитание нравственных качеств у детей» Москва, 2007 г.

13. О.А.Околова «Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, КАРО, 2003 г.

Дошкольное воспитание

Д/В №12 2004г. «Ю.В.Щербинина «Речевая агрессия и пути ее преодоления»

Д/В №12 1994 г. О.Кокоткина «Организация общения воспитателей с детьми».

Д/В №4 1988 А.С.Макаренко «Лекции о воспитании. Как понять ребенка?».

Д/В №10 1989 г. Л.Островская «Приглашаем к разговору об этикете и культуре поведения».

Д/В №5 2001г. И.Курочкина «Деловая игра как форма организации воспитально-образовательного процесса».

Д/В №10 2003 г. И.Курочкина «О культуре поведения и этикете».

Д/В №9 2001г. С.Козлова «Нравственное воспитание детей в современном мире».

Анализ открытого показа непосредственно-образовательной деятельности. Познание. На тему: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Программные задачи. Образовательные задачи.

  • Совершенствовать виды деятельности: слушание, обсуждение;
  • Развивать умение детей вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведение.
  • Продолжать работу по обогащению словаря детей.
  • Помогать осваивать формы речевого этикета.
  • Приучать детей к самостоятельности суждений.
  • Уточнять высказывание детей, помогать им более точно характеризовать ситуации.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать культуру общения
  • Учить взаимодействовать друг с другом.

Материалы к занятию.

Ширма, игрушка попугай, игрушка лошадка, пиктограммы на каждого ребенка, рисунки детей; фонограмма песни «Если добрый ты».

 Словарная работа: вежливость, невежество, доброта, друг, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания, доброго пути, простите.

Программные задачи соответствуют возрасту. Педагог правильно подобрал дидактический материал к занятию. Использовалась игра «Вежливо-невежливо», Педагог называл ситуацию, а дети должны были определить вежливыми или нет были действия в ней ( с помощью пиктограмм). Воспитатель широко использовал художественные слова.  Разыгрывалась сценка «Ира и попугай Чико», где закреплялись вежливые слова. Пословицы и поговорки. Например: -«Поклониться – голова не отвалится», - «От вежливых слов язык не отсохнет». Поэтическая игра «Словарь вежливых слов», игра-разминка «Вежливые часики».

Гигиенические требования к занятию отвечали санитарным нормам. Занятие было комплексное, имело познавательно-эпический характер. В занятии закреплялись знания по этикету, разнообразие различных приемов и методов помощи повысить активность детей. На протяжении всего занятия дети активно работали. В процессе занятия речь детей активно пополнялась новыми словами. Дети показали артистические способности, были организованны, внимательны, любознательны. Воспитатель проиграла правильные ответы. Постоянно активизировала внимание детей, ее вопросы были правильно сформированы. Разнообразие правильно подобранного материала, эмоциональность, использование художественного слова, выразительность и грамотность речи воспитателя способствовали усвоению поставленных задач.

Дата проведения: 29.03.2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный досуг "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!"

На примере музыкального досуга раскрываются основные правила общения людей, нормы поведения, которые помогают человеку в самых разнообразных ситуациях. Здесь отражены культурно - речевое общение (закр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть»

К сожалению в наше время наблюдаются определенные нарушения в общении детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, демонс...

Досуг "Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!"

Педагог через игры, художественные и музыкальные произведения показывает детям красоту добрых поступков и не красоту злых; учит видеть положительные и отрицательные качества персонажей, приобщает...

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Музыкальный досуг для среднего дошкольного возраста...

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Музыкальный досуг для среднего дошкольного возраста...

Конспект нод по развитию речи в подготовительной группе "Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Чтобы счатье и радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть»

упражнять в употреблении различных форм приветствия, прощания, благодарности, извинения, закрепить знания о правилах культуры поведения и культуры общения.Развивать умение оценивать положительные и от...