«Пальчики играют – речь ребенка развивают» Картотека игр.
картотека по развитию речи на тему

Тендентник Марина Николаевна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon palchiki_igrayut_-_rech_rebenka_razvivayut_kartoteka.ppt1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАУДО г. Ялуторовска «Детский сад №9» «Пальчики играют – речь ребенка развивают» Картотека игр.

Слайд 2

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка .

Слайд 3

В настоящей картотеке представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения: • хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками); • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек —пирамид, матрешек и др.; • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий; • движения кистей и пальцев рук. Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Слайд 4

Игра «Крутись, карандаш» Цели. Сделать массаж ладоней ребенка. Материалы. Карандаши с ребристой поверхностью. Ход игры: Раздайте малышам карандаши и предложите покатать их по столу вперед — назад. Предварительно покажите малышам, как выполняется это движение. («Сегодня мы с вами будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, вперед — назад. Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на него ладошкой».) Научите детей катать карандаши по столу сначала одной рукой (ведущей), потом другой.

Слайд 5

Игра «Не боюсь колючек» Цели. Сделать массаж ладоней ребенка. Материалы. Бигуди-липучки небольшого диаметра. Ход игры: Раздайте малышам бигуди и предложите их потрогать. Обратите внимание детей на то, что бигуди на ощупь колючие: «Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их. А теперь повторяйте за мной: „Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!"» Предложите малышам покатать бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ладони детей были прямыми и напряженными.

Слайд 6

Игра «Непослушные шарики» Цели. Сделать массаж ладоней ребенка; развивать ловкость движений пальцев и кистей рук. Материалы. Небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные с гладкой или ребристой поверхностью; бусины, крупа (горох, пшено и др.). Ход игры: Раздайте малышам шарики и предложите покатать их ладонью по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Объясните детям, что во время игры шарики не должны выкатываться из-под ладоней: «Вот вам маленькие шарики. Давайте поиграем с шариками — покатаем их по столу. Только шарики непослушные — хотят убежать. Не отпускайте их!» Затем попросите малышей покатать шарики между ладонями. Когда дети научатся катать шарики, можно предложить им крупу или бусины, при этом они могут накрывать ладонью сразу несколько бусинок или крупинок.

Слайд 7

Игры с различными предметами и материалами: Игра «Прячем ручки» Цели. Учить детей подражать движениям взрослого. Материалы. Платки, коробки. Ход игры : Предложите детям повторить следующие движения: Давайте спрячем наши ручки — вот так! (Дети прячут руки за спину.) Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показывают руки.) Снова ручки спрятались... (Дети прячут руки под стол (если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).) — Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.) Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки под платок, в коробку.

Слайд 8

Игра «Спрячь в ладошке» Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материалы. Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей). Ход игры: Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел — зажмите покрепче в ладошке!» Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.

Слайд 9

Игра «Котенок» Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого. Материалы. Маленькие резиновые игрушки-пищалки: котята (по количеству детей). Ход игры: Раздайте малышам игрушки и предложите сжать их в кулачке. В это время читайте двустишие: Ты, котенок, не пищи, Лучше маму поищи. Игру повторите несколько раз. Подобные игры можно проводить с самыми разнообразными игрушками-пищалками.

Слайд 10

Игра «Ветерок» Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материалы. Резиновые груши небольшого размера (по количеству детей). Ход игры: Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе». Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок». Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха.

Слайд 11

Игра «Ямки» Цели. Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук. Материалы. Тесто (пластилин), изюм (фасоль, горох, камушки), поднос, карандаш. Ход игры: Предложите ребенку размять в руках кусок мягкого теста, затем положить его на поднос и сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2—3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите малышу положить изюминки. При работе с пластилином ямки можно сделать незаточенной стороной карандаша, а в получившиеся углубления положить фасолины, горошины, камушки.

Слайд 12

Игра «Спрячь шарик» Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Материалы. Тесто или пластилин, пластмассовые или стеклянные шарики (желательно с гладкой поверхностью, чтобы тесто не прилипало к ним). Ход игры: Перед началом занятия подготовьте мягкое тесто. Его можно подкрасить, добавив во время замешивания пищевую краску. Раздайте детям по кусочку теста и предложите размять его. Покажите малышам яркие шарики и попросите сначала спрятать их в тесто, а затем найти. Повторите игру несколько раз. При работе с пластилином можно попросить детей сначала облепить шарик слоем пластилина, а затем снять его.

Слайд 13

Игра «Одеваем куклу» Цели. Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук; учить расстегивать и застегивать липучки, кнопки, пуговицы, молнии, крючки. Материалы. Кукла, в деталях одежды которой используются разные виды застежек (липучки, кнопки, пуговицы, молнии, крючки). Ход игры: Покажите малышам куклу, обратите их внимание на застежки на ее одежде: «Вот кукла (имя). Кукла ходила гулять — посмотрите, как она одета. Но теперь пора спать (купаться), давайте разденем куклу». Предложите малышам расстегнуть все застежки на одежде куклы. Когда малыши научатся расстегивать застежки, покажите детям, как их застегивать. При проведении этого упражнения следует учесть, что липучки легки в использовании, гораздо сложнее отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний. Подобную работу можно проводить также при обучении детей самообслуживанию, когда их учат раздеваться и одеваться .

Слайд 14

Игра «Ловим раков» Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навык расстегивания прищепок. Материалы. Игрушечное ведро, прищепки. Ход игры: Прикрепите прищепки к краю игрушечного ведерка. Предложите малышам снять прищепки и сложить их в ведерко. Предварительно покажите детям, как нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Обыграйте эту ситуацию: «Рыбак поймал в реке раков и сложил их в ведерко. А раки стали расползаться. Давайте сложим их обратно в ведерко!»

Слайд 15

Игра «Солнышко светит» Цели. Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук; учить расстегивать и застегивать прищепки. Материалы. Круг желтого цвета (двусторонний) из плотного картона диаметром 15 см; прищепки. Ход игры: Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики». Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами. Затем предложите детям «снять лучики». («Теперь солнышко светит неярко».)

Слайд 16

Игра «Поиграй на пианино!» Цели. Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Материалы. Детское пианино (деревянное или электронное). Ход игры: Покажите ребенку пианино, сыграйте на нем какую-нибудь мелодию. Затем попросите малыша поиграть на пианино. Продемонстрируйте ему, как нажимать на клавиши одним и несколькими пальцами. Можно обыграть это занятие, предложив устроить танцы для кукол.

Слайд 17

Игра «Прищепки прячутся» Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук; формировать навык расстегивания и застегивания прищепок. Материалы. Коробка; яркие разноцветные прищепки. Ход игры: Перед началом игры прикрепите прищепки в разных местах группы — на занавесках, на мебели, а также на одежде детей. Покажите малышам прищепку и предложите поиграть: «Представьте себе, что прищепки — это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по комнате и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробку». Если детям трудно найти все прищепки, можно помочь им, организовав игру «Горячо — холодно». Когда дети научатся расстегивать прищепки, покажите им, как их пристегивать.

Слайд 18

Игры – шнуровки: 1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; 2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; 3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ; 4. способствуют развитию речи; 5. развивают творческие способности; 6. развивают усидчивость; 7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Слайд 19

Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями .

Слайд 20

Игры с крупой и семенами. Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр. • Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко. • Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. • Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. • развивают мелкую моторику; • развивают внимание; • развивают память

Слайд 21

Используемая литература: 1. Белая А.Е., Мирлсова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М. АСТ., 1999. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М., 2005. 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Пальчиковая гимнастика. – М., Издательство ГНОМ и Д., 2005. 4. Светлова М.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М: Эскимо, 2004. 5. Соколова Ю. Игры с пальчиками. – М., Эскимо 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»...

С пальчиками играем- речь ребенка развиваем!

Помните, что развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка....

Проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений.    ...