Годовое тематическое планирование по развитию речи для старшей группы.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Годовое тематическое планирование по программе "Детство", образовательная область "Развитие речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx52.53 КБ

Предварительный просмотр:

Годовое тематическое планирование по развитию речи для старшей группы.

Месяц/

Неделя

Тема недели

Тема занятия

Целевые ориентиры

Конспект занятия. Источник

Дата проведения

Сентябрь

I

День рождения Москвы

Мы воспитанники старшей группы.

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Систематизировать знания детей о детском саде.

Уточнять, расширять, активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков.

Стимулировать мыслительную деятельность и речевую активность.

Учить работать сообща, помогать друг другу.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.

Мозаика- синтез. 2015

(Стр.30)

Родной город.

Закреплять знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия, древние постройки. Воспитывать интерес к родному городу и стране.

Н.В. Алёшина. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Перспектива. 2009

(Стр. 15)

II

Осень

Осень.

Чтение художественных произведений по теме:

 «У природы нет плохой погоды».

Развивать монологическую речь детей. Продолжать учить детей  поддерживать беседу, составлять описательные рассказы по картине, находить различия и сравнивать два пейзажа, точно подбирать определения.

Продолжать учить образовывать прилагательные, использовать их в речи, употреблять в речи существительные в родительном падеже, дополнять и строить сложноподчиненные предложения, используя предлоги.

Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание  поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызывать желание выразить свои впечатление в образном слове.

Т.И. Петрова,            Е.С. Петрова.

Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Школьная Пресса. 2015

(Стр.8)

В.Н. Волчкова.

Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи

ИП Лакоценин. 2010

(Стр. 21)

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Учить детей рассказывать (личный опыт) ориентируясь на план. Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

 Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.35)

III

Осенняя ярмарка

Дары Осени

Продолжать развивать диалогическую речь, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы по картинкам, развивать речевую фантазию. Побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом, развивая сюжет.

Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас, подбирать глаголы, сочетая их с существительными, учить объяснять значение слов.

Продолжать учить детей образовывать прилагательные и использовать их в речи.

Т.И. Петрова,

Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Школьная Пресса. 2015

(Стр.8)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  

|с|- |ц|.

Составление рассказа по скороговорке

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков |с|-|ц|, учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной реи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками, произносить фразы в различном темпе (умерено, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шёпотом).

Формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.34)

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 33)

IV

Осенний лес

Творческое рассказывание. «Интервью у осеннего леса»

Познакомить детей с интересной формой работы – интервью. Учить детей  формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям, обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов, закреплять умение выражать свои мысли полными предложениями.

В.Н. Волчкова.

Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.

ИП Лакоценин. 2010

(Стр. 18)

Звуковая культура речи: работа со звуками

|ж| - |ш|.

Составление рассказов на темы стихотворений

Учить рассказывать связно , не отступая от заданной темы. Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название, активизировать в речи сложноподчиненные  предложения. Учить выделять из предложений слова со звуками |ш| и |ж|, четко произносить фразы (чисто – и  скороговорки), насыщенные данными звуками, произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шёпотом, учить делить трёхсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слов в слове.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.53)

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

 (Стр. 44 – 48)

Октябрь

I

Домашние животные и птицы

Составление сюжетного рассказа по картинке «Кошка и котята»

Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения. Подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов). Учить самостоятельно образовывать клички животных. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков |с| - |з|. Учить дифференцировать эти звуки на слух, произносить их протяжно и с разной силой голоса. Закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в звучание.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 26)

Составление рассказа на тему: «Домашнее животное»

Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить употреблению трудных форм родительского падежа множественного числа существительных, воспитывать умение задавать друг другу вопросы. Учить выделять во фразах слова со звуками |ч`| - |щ`|, находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 55)

II

Я и мое тело

Обучение рассказыванию: «Описание кукол»

Помочь детям построить план описания куклы. Учить дошкольников, составлять описание самостоятельно, пользуясь готовым планом.

В.В.Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

 (Стр.43)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  |з| – |с|.

Рассказывание на тему «Наши игрушки»

Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома.

Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями.

Учить произносить слова со звуками |з| – |с| отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз, регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шёпотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки |з| – |с| в словах протяжно.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.34)

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 32)

III

Осенняя пора

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши упражнение».

Приобщать детей к  поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.50)

Беседа на тему: «Наша одежда»

Развивать устную речь. Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей. Закреплять умение  поддерживать беседу о потребностях человека, высказывать свою точку зрения.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

Учитель. 2016

(Стр.  89)

IV

Моя семья

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Учить выразительно пересказывать литературный текс без помощи вопросов воспитателя. Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить пользоваться восклицательной интонацией.

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 50)

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р.Сефа «Совет»

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», учить выразительно читать его.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.48)

V

Каникулы.

Неделя игры и игрушки.

Веселые рассказы Н.Носова

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

Литературный калейдоскоп

Ноябрь

I

Мой дом

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек

Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей, вводить в повествование диалог. Учить подбирать определения к заданным словам. Учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух – трех слов – самостоятельно. Учить различать на слух звуки |с| – |с’|, |щ’| в словах, четко произносить слова с этими звуками.

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 99)

Составление рассказа на заданную тему

Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем. Учить сравнивать предметов, точно обозначая черты сходства и различия. Учить находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Уточнить значения слов мебель и посуда. Учить самостоятельно образовывать названия посуды. Формировать умение строить предложения.

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 94)

II

Моя улица, мои соседи

Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине. Придумывать продолжение сюжета, название картины. Воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков |ш| и |ж|, учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и понятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова, показывать последовательность звучания слогов в слове.

О.С.Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 41)

Все профессии хороши

Развивать диалогическую речь детей, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях, четко отвечать на вопросы педагога, воспитывать умение понимать и объяснять значение пословиц и поговорок. Учить образовывать названия профессий от действий, обогащать словарный запас детей. Продолжать работу над выразительностью речи: говорить громко, но не кричать, четко произносить слова и фразы, не спешить.

Т.И. Петрова,

Е.С. Петрова.

Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Школьная Пресса. 2015

(Стр. 47)

III

Моя страна – мой город

Чтение русской народной сказки «Финист- Ясный сокол»

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист- Ясный сокол».

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.109)

Обучение рассказыванию по картинкам

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Мозаика- синтез. 2015

(Стр.107)

IV

Неделя безопасности.

Составление рассказа «Как цыпленок заблудился»

Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов. Закреплять представления о слоге и ударении.

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет. ТЦ Сфера.

(Стр. 92)

Правила дорожного движения. Транспорт

Развивать монологическую речь. Учить составлять рассказы на предложенную тему. Продолжать учить детей составлять веселые загадки. Расширять словарный запас детей. Учить отвечать полными ответами, употребляя в речи сложные предложения. Продолжать учить детей произносить скороговорки в разном темпе, выделяя интонацией слова со звуком |р|. Развивать творческое воображение.

Т.И. Петрова,

Е.С. Петрова.

Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Школьная Пресса. 2015

(Стр. 52 – 55)

Декабрь

I

Дикие животные холодных и жарких стран

Составление рассказа по картине «Северные олени»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных, активизировать в речи антонимы. Упражнять детей в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков |ч’|, |ц|. Учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки |ч’|, |ц|.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 76)

Пересказ рассказов из книги

Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение

Познакомить детей с маленькими  рассказами о животных, из жизни пингвинов. Научить строить сложноподчинённые предложения. Научить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов» по своему выбору.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика-синтез. 2015

(Стр. 94 -95)

II

Зима

Составление описательного рассказа на тему «Зима»

Учить при описании событий указывать время действий, используя разные типы предложений. Учить подбирать определения к заданным словам. Совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию  «письменной речи». Добиться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки |ц| и |ч’|, приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

 

(Стр. 79)

Чтение стихотворений о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Приобщать их к высокой поэзии

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.60)

III

Семейные традиции

Составление описательного рассказа о предметах посуды

Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов)  (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий - низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий). Закреплять умение классифицировать предметы по качеству. Учить образовывать по аналогии названия предметов посуды.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 58)

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Учить рассказывать сказку, без наводящих вопросов и выразительно. Объяснять значения слова – жать. Учить подбирать синонимы к глаголам, составлять глаголы с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу. Учить в игре составлять из отдельных слов предложение. Учить произносить предложения с разными видами интонации (сердитая, просительная, ласковая)

О.С.Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 88)

IV

Скоро Новый год

Творческое рассказывание. «Сочиняем сказку про Деда Мороза»

Активизация детского воображения. Использование различных синтаксических конструкций, употребление согласованных существительных и глаголов.

В.Н. Волчкова. Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи

ИП Лакоценин. 2010

(Стр. 39)

Беседа на тему «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму»

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить разговоры.

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.70)

V

Каникулы. Музыка вокруг нас

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза

Январь

I

Каникулы

II

Зимние игры и забавы.

Экспер-ние

Составление рассказа на тему «Игры зимой»

Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы. Учить употреблять предлоги с пространственным значением. Учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками |с|,|ш|, говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы разные слова. Обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче. Учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов

О.С.Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 67)

Обучение рассказыванию по картинке «Зимние развлечения»

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины. Воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.72)

III

Зима

Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных).. Закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных. Обратить внимание на формы изменения глагола хотеть. Привлекать внимания к громкости и четкости произношения слов.

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 61)

Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце». Стихотворение

К. Фофанова «Нарядили ёлку…»

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно выстраивать рассказ.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.68)

IV

Зимние виды спорта

Дидактическое упражнения: «Хоккей», «Кафе»

Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей). Учить вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

В.В.Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.61)

Составление рассказа по картине «Река замерзла»

Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действий. Учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков |с|,|ш|. Учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе. Отчетливо и внятно произносить слова со звуками |с|,|ш|. Закреплять умение делить слова на слоги.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 64)

Февраль

I

Гендерное воспитание

Звуковая культура речи: работа со звуками |с| - |ш|

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков |с| - |ш|, на определение позиции звука в слове.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.64)

Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

Помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.80)

II

Мы любим свою Родину

Мы живем в России

На основе знаний, полученных на занятиях, учить детей составлять связные рассказы на заданную тему. Закреплять умение детей отвечать на вопросы, поддерживать беседу, продолжать учить детей передавать содержание произведения без пропусков, подробно и выразительно. Обогащать словарь детей.

Т.И. Петрова,

Е.С. Петрова.

Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Школьная Пресса. 2015

(Стр.58)

Звуковая культура речи: работа со звуками |з| - |ж|

Составление рассказа на темы скороговорок

Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок. Закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу. Учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных.

Учить различать на слух звуки |з| и|ж, подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух в связной речи. Произносить  изолированные звуки |з| и |ж| протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо).

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.75)

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 70)

III

Праздник Защитника Отечества

Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу. Учить составлять предложения путаницы и заменять слова в этих предложениях.

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 97)

Звуковая культура речи: работа со звуками |ч| - |щ|

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.83)

IV

Женские профессии

8 марта - Женский день

Учить детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картин, называть главных героев рассказа, последовательно и точно описывать их действия. Учить составлять рассказ по репродукции к картине

П.П. Кончаловского «Сирень», определять жанр живописи, чувствовать настроение картины и передавать свои впечатления, использовать в речи красочные, образные выражения, продумывать предшествующие события. Учить детей подбирать подходящие по смыслу определения, употреблять в своей речи поздравления.

Т.И. Петрова,

Е.С. Петрова.

Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Школьная Пресса. 2015

(Стр.77)

Пересказ Н.Калинной «Разве так играют?»

Учить выразительно пересказывать текст. Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным. Учить образованию форм множественного и единичного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 38)

Март

I

Праздник мам

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки»

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.        

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.88)

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворения Е.Благиной «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»

Помочь детям понять, как много времени сил  отнимает у матерей работа по дому, указывать на необходимость помогать мамам. Воспитывать доброе уважительное отношение к старшим.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа

Мозаика- синтез. 2015

(Стр.91)

II

Русский фольклор. Масленица

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц

Активизировать словарь детей.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.104)

Звуковая культура речи: работа со звуками |ц| - |ч|. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Учить детей дифференцировать звуки |ц| - |ч|. Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-Бах»

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.96)

III

Русские история и традиции

Повторение  программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.102)

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»

Составление рассказа по теме «Как Сережа щенка нашел»

Учить детей работать с картинками, с последовательно развивающимся сюжетом

Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи. Давать задания на образования слов – название профессий.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.92)

О.С.Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр.110)

IV

Народные промыслы

Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком»

Учить составлять описательный рассказ по картине используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении. Формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр.90)

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включая рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Учить образовывать существительные от глаголов (продавать - продавец) и прилагательные (веселый - весельчак). Учить определять ударение в двухсложном слове.

В.В.Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.87)

О.С.Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр.108)

V

«Книжкина неделя»

Чтение художественных произведений. «Жадная душа- без дна ушат»

Учить детей понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать у детей диалогическую речь. Формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях – поиск компромиссного решения, умение считаться не только с собственными желаниями. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

В.Н. Волчкова.

Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи

ИП Лакоценин. 2010

(Стр. 51)

Звуковая культура речи: работа со звуками |л| - |р|

Упражнять детей в различении звуков |л| - |р| в словах,  фразовой речи. Учить слушать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.98)

Апрель

I

Театральная неделя

Чтение художественных произведений. «Не жалей минутки для веселой шутки

Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях. Создавать радостное, веселое настроение. Прививать любовь к стихотворному творчеству.

В.Н. Волчкова.

Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи

ИП Лакоценин. 2010

(Стр. 91)

Пересказ художественного произведения. Е.Чарушин «Воробей»

Учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

В.Н. Волчкова. Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи

ИП Лакоценин. 2010

(Стр. 88)

II

Весна

Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик»

Учить пересказывать текст. Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий. Активизировать в речи названия профессий и действий. Учить называть предметы, необходимые в той или иной профессии.

О.С. Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 106)

Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»

Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей. Соблюдать композицию сказки. Учить объяснять и понимать смысл поговорок. Ориентироваться на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 111)

III

День Герасима Грачевника

Рассказывание по картине . Составление описательного рассказа по репродукции картины

А. Саврасова «Грачи прилетели»

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы и др.

В.Н. Волчкова. Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи

ИП Лакоценин. 2010

(Стр. 81)

Звуковая культура речи: работа со звуками |л| - |р|.

Составление рассказа на заданную тему

Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков |л|-|л’| и |р’|-|р|, изолированных, в словах и фразах. Учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками. 

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.98)

О.С.Ушакова.

Развитие речи детей 5-6 лет.

ТЦ Сфера. 2015

(Стр. 103)

IV

Наши бабушки и дедушки

Беседа о  бабушках. Чтение стихотворения Л.Квитко «Бабушкины руки»

Пробудить эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уметь доставлять им радость.  Продолжать учить детей составлять короткие законченные предложения, состоящие из 3 – 4 слов.

Учить составлять небольшой рассказ о бабушке из 2–3 предложений.

Н.В.Алёшина. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Перспектива. 2009

 

Чтение сказки Б.Шергина «Рифмы», стихотворения

Э. Мошковской «Вежливое слово»

Познакомить детей с необычной сказкой Б.Шергина «Рифмы» и стихотворением

Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа Мозаика- синтез. 2015

(Стр.74)

Май

I

День Победы

Рассказы детей о членах семьи участвовавших в войне

Продолжать учить детей составлять короткие законченные предложения, состоящие из 3 – 4 слов.

Н.В.Алёшина. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Перспектива. 2009

9 мая - День Победы!

Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа. Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм; генералы, маршалы, военачальники. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.

Н.В.Алёшина. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Перспектива. 2009

II

Лето

Лето

Продолжать развивать диалогическую речь детей. Учить четко отвечать на вопросы, развивать монолог –составлять связный рассказ по пейзажной картине. Закреплять умение образовывать прилагательные и правильно употреблять их в речи.

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова.

Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Школьная Пресса. 2015

 (Стр.87)

Составление рассказа на заданную тему

Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Учить подбирать слова схожие по звучанию

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет. (ТЦ.Сфера. 2015)

(Стр. 48)

III

Лесные тропы

Составление рассказа на тему «Ежи»

Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных. Активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков |ч’| и |щ’|. Учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки |ч’| и |щ’|, выделять их в словах.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет. (ТЦ.Сфера. 2015)

 

(Стр. 52)

Составление рассказа на тему: Приключения зайца

Учить придумывать сказку по определенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц. Добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки |с| - |с’|, |щ’|, учить выделять слова с данными звуками из фраз.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет. (ТЦ.Сфера. 2015)

(Стр. 101)

IV

Закаливание.

Летние виды спорта

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

В.В. Гербова.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа (Мозаика- синтез. 2015)

(Стр.57)

Рассказывание на тему «Веселые  истории из моей жизни

Проверить, умеют ли дети составлять самостоятельно рассказы из своего личного опыта.

В.В.Гербова.

 

(Стр.110)

Список используемой литературы.

  1. Н.В. Алёшина. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – Перспектива, 2009.
  2. В.Н. Волчкова. Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. - ИП Лакоценин. 2010.
  3. В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. - Мозаика- синтез, 2015.
  4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». -  Учитель, 2016.
  5. Т.И. Петрова, Е.С.Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. - Школьная Пресса, 2015
  6. О.С. Ушакова. Закономерности овладения родным языком. – ТЦ Сфера, 2015
  7. О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – ТЦ Сфера, 2015
  8. О.С. Ушакова. Придумай слово. – ТЦ Сфера, 2015
  9. О.С. Ушакова. Программа развития речи дошкольников. – ТЦ Сфера, 2015
  10.  О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет. - ТЦ Сфера, 2015.
  11.  О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. – ТЦ Сфера, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ. Подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной группе.

Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для испол...

календарно-тематическое планирование по развитию речи в средней группе.

Подробное планирование по развитию речи на учебный год....

Перспективное тематическое планирование по развитию речи в старшей группе.

Перспективное тематическое планирование по развитию речи в старшей группе разработано  по книге Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет», -М.: Вентана-Граф,...

Календарно - тематическое планирование по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Календарно - тематическое планирование по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - дом радости"...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе по ФОП

Методическая разработка в связи с принятием новых ФОП....