Психологическая работа со сказкой на различных уровнях развития личности
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Полякова Наталья Васильевна

1. Уровень личности: психофизический. Пример психологической

работы со сказкой.

2. Внутриличностный уровень. Пример психологической работы

со сказкой.

3. Ментальный уровень. Пример психологической работы со

сказкой.

4. Межличностый, социальный уровень (переориентация человека с

акцента «отношение к себе» на социальные приоритеты «отношение к

другим»). Пример психологической работы со сказкой.

5. Социально–коллективный уровень. Пример психологической

работы со сказкой.

6. Социально-общественный уровень. Пример психологической

работы со сказкой.

7. Общечеловеческий уровень. Пример психологической работы со

сказкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6. Психологическая работа со сказкой на различных уровнях

развития личности

1. Уровень личности: психофизический. Пример психологической

работы со сказкой.

2. Внутриличностный уровень. Пример психологической работы

со сказкой.

3. Ментальный уровень. Пример психологической работы со

сказкой.

4. Межличностый, социальный уровень (переориентация человека с

акцента «отношение к себе» на социальные приоритеты «отношение к

другим»). Пример психологической работы со сказкой.

5. Социально–коллективный уровень. Пример психологической

работы со сказкой.

6. Социально-общественный уровень. Пример психологической

работы со сказкой.

7. Общечеловеческий уровень. Пример психологической работы со

сказкой.

1

Экологичность сказкотерапии как современного метода заключается в

том, что с помощью сказки можно работать с глубинными проблемами

личности, не травмируя её.

Работая со сказкой можно работать со многими уровнями личности

человека:

I. Психофизический уровень.

Основная цель – отношение человека к материальным ценностям, к

здоровью, организации быта и др.

Само собой разумеется, что хорошо функционирующий

психофизический организм является условием развития человеческой

духовности.

Для понимания этого уровня очень хорошо рассмотреть сказку

«Курочка ряба».

Пример психологической работы со сказкой «Курочка Ряба»

Интересно, что чем короче сказка, тем более концентрированным

смыслом она обладает. Попробуем размышлять вместе с нашими

воспитанниками и клиентами:

1. О чем эта сказка?

−о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним

неподготовленные люди;−о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно

бить, независимо от качества скорлупы);

−о случайностях, которые обычно случаются закономерно («мышка

бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);

−любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое

яичко, не золотое, а простое»);

−о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом

другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше a подходит

для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных

ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.

2. Чему нас сказка учит?

конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления

мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;

гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и

Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому

яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?

не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие

подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому

другому.

Все это может стать темой для обсуждения.

3. Объясните, пожалуйста, почему Дед и Баба плачут, когда яичко

разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может

быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи? Может быть,

они плачут от того, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на

самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача – подвести ребенка или

взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы

«поворачиваем» сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

2. Внутриличностный уровень. Пример психологической работы со

сказкой.

Основная цель – отношение человека к себе, рефлексия физическая,

эмоциональная и ментальная.

Потребности в эмоциональном проявлении – эти потребности

характеризуют эмоциональную сферу человека: эмоц. самовыражение,

переживание чувства любви и ощущения счастья, приятие и доверие, и т.д.Этот уровень отражен в сказке «Колобок»

Пример психологической работы со сказкой «Колобок»

Может показаться, что это трагическая сказка – ведь в конце главный ее

герой погибает. Однако, подождем с преждевременной интерпретацией.

Кто такой Колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он появился на

свет? Для того, чтобы Дед и Баба смогли его съесть. Колобок рожден

быть съеденным. В конце сказки так и случилось. Он выполнил свое

предназначение.

Часто говорят о том, что эта сказка показывает ребенку последствия

нарушения запрета. Но, наверное, более корректно было бы говорить о

потере бдительности и стереотипности поведения. Колобок наивно

полагает, что модель поведения, успешная в большинстве случаев,

эффективна всегда. Жизнь учит нас гибкости, разнообразию способов

решения проблем, поиску. Колобок «почивал на лаврах», поэтому и

потерял бдительность.

Еще одна тема для обсуждения (в особенности с подростками) – это

стремление испытать себя. Узнать свои ресурсные возможности.

Прочувствовать до какой черты можно доходить. Колобок постоянно

повышает уровень сложности задачи, и эта игра его затягивает, он не

смог во время остановиться. Для кого эта тема обсуждения станет

актуальной?

Так чему же нас учит сказка «Колобок»? Принятию своего

предназначения; умению во время остановится в процессе испытания

себя; осознанию последствий нарушения запрета; творческому подходу к

решению проблем?..

3. Ментальный уровень. Пример психологической работы со сказкой.

Основная цель – отношение человека к познанию себя.

Потребность в интеллектуальном развитии – эта потребность

характеризует интеллектуальное развитие человека, нуждающегося в

информации, самоактуализации, познании себя и мира, умении

планировать и т.д.

Сказка «По щучьему велению», хорошо показывает отношения

человека на этом уровне.

Пример психологической работы со сказкой «По щучьему велению».

Сказка про Емелю неоднозначна. На самом поверхностном уровне эта

сказка может быть поверхностно раскритикована Михаилом Задорновым.Действительно, кто же такой Емеля, как не «халявщик»?! Он настолько

ленив, что сам ничего не делает.

Всем известен афоризм: «Лень – двигатель процесса». Стремление к

комфорту рождает удивительные инженерные решения. Так, быть

может, самоходная печь и сани отразили мечту наших предков об

автомобиле?

Если рассматривать более глубокий смысл сказки, то можно вспомнить

изречение «мы делаем не делая, и все оказывается сделанным». Но разве

возможно «делать не делая»? Оказывается – да, если производить действие

мысленное.

Емеля – мыслитель, а сказка показывает нам, как оживают мысли

и идеи, желаемое становится реальным.

Для того чтобы создать мыслеобраз, человеку необходимо

сосредоточиться, отключиться от повседневных дел и забот, остаться

одному. Но такой человек производит впечатление лентяя. К сожалению,

на уровне событий и поведения не всегда можно отличить мыслителя от

лентяя...

Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не делает

«лишних движений», не суетится, лежит на печи (копит силы для

главного), но когда чувствует свой шанс, становится активным в его

удержании.

Так чему же нас может научит сказка про Емелю?

4. Межличностый, социальный уровень (переориентация человека с

акцента «отношение к себе» на социальные приоритеты «отношение к

другим»). Пример психологической работы со сказкой.

Основная цель – отношение человека к другим людям, природе, а

также отзывчивость (в том числе эмпатия) на вибрации окружающего

мира.

Потребность в преображении связана с переходом человека на

качественно-новый уровень развития (например, от индивидуального ко

всеобщему, от личного к коллективному). Этот переход называют –

дихотомией.

Дихотомия – это тенденция, с которой сталкивается человек на

определенном этапе своего развития, когда возникает потребность в

уравновешивании эгоцентризма и альтруизма, самости и бескорыстия.

Главный момент состоит в том, что эта потребность зиждется на общей

социальной тенденции, на тенденции преодоления дихотомии междуэгоизмом и бескорыстием, которую можно наблюдать у каждого отдельного

члена общества, при этом не важно, с низкой культурой это общество или с

высокоразвитой индустрией. Человек, движимый альтруистическими

побуждениями, помогающий людям, неизбежно получает преимущества и

для себя. И этот глубокий смысл был положен в основу учения

вневременной мудрости: «Забудь себя ради себя и береги себя ради

других».

Главной причиной происходящей трансформации является постепенная

переориентация изолированной (эгоцентричной) личности на новый тип

коллективно-сознательных отношений. Происходит перестройка всей

системы отношений человека (в том числе и в физиологической структуре

организма) на программу нового стиля и образа жизни.

На данном уровне подходят все сказки с волшебными

превращениями, которые происходят с героями под влиянием

различных чувств от любви до ненависти. Превращения, как

трансформация, обретения нового качества, выход на новый уровень

сознания от себя к другому человеку – являются ключевой точкой в

данных сказках.

Великие святые, пророки приносили себя в жертву , ведомые любовью к

человеку. Жертвенная сторона любви прослеживается в известных

волшебных сказках. В «Снежной королеве» Герда, жертвуя своим

комфортом, не жалея себя, спасает Кая. В «Аленьком цветочке» Настенька,

жертвуя собой, своей любовью спасает чудище. Сказочные истории

заканчиваются трансформацией героев. Вероятно, в старинных

историях жертва во имя любви и любимого позволяет героине

отказаться от влияния Эго, сдерживающего личностный рост. Поэтому

тема освобождения может быть связана с освобождением от Эго. Мы

рассмотрим два основных пути освобождением от Эго:

1. Непрерывный путь, или «Последовательная метаморфоза»;

2. Дискретный путь, или «Возрождение из пепла».

В первом случае мы застаем героиню в одном образе, а к концу

сказки она качественно изменяется, например, из Лягушки в

Василису, из Русалочки в одну из дочерей воздуха, из обычной

девушки в Елену Премудрую; Психея превращается из царской дочери

в жену бога и обретает бессмертие, и т. д. Причем собственный рост и

изменения героини сопрягаются с параллельными изменениями ее

партнера.

В начале сказки герой и героиня чаще всего находятся на разных

 уровнях: он бог она смертная, он принц она русалочка, он царе вич оналягушка, он «земной» мужик она из лесного или подземного царства, она

 красавица он чудовище. То есть в начале истории только самый

прозорливый может увидеть в них «пару». Но в бессознательное девушки

уже закладывается информация о том, что путь к священному браку

начинается от внешнего, видимого, социального, поверхностного

неравенства.

Путь метаморфозы в обобщенном виде можно представить как

несколько взаимосвязанных сюжетов.

А. Сюжет первый: отрицание неравенства. Царевич сжигает

лягушачью кожу, не желая терпеть теневую сторону жены.Принц не может

увидеть в русалочке свою спасительницу и выбирает другую жену. Амур

не желает принять теневые ипостаси Психеи (в образе ее сестер), Психея

не доверяет своему наитию и слушает сестер. В основе сюжета отрицание

неравенства и желание быстро «выровнять уровни».

Б. Сюжет второй: расставание. Поспешные и некорректные по

отношению к партнеру действия приводят к физическому расставанию.

Теперь у каждого свой путь. Должно пройти много времени, прежде чем

пути героев вновь сойдутся на качественно новом уровне их развития.

Расставание бывает связано и с подменной невестой: некая героиня

занимает место истинной невесты или жены. Кстати, сюжет расставания

часто встречается в авторских сказках о любви.

В. Сюжет третий: автономный рост. Сказки и мифы описывают

судьбы героев по отдельности. Она стирает у Кощея грязное белье, он

ищет ее, испытывает свою стойкость, мужество, терпение, доброе сердце,

знакомится с новыми героями. У каждого из партнеров свои испытания в

соответствии с их индивидуальными особенностями.

Г. Воссоединение в другом качестве. Достигнув зрелости,

изменившись внутренне и внешне, герои воссоединяются. Однако

воссоединение происходит не во всех сказках. В романтических историях

нередко иной конец. Русалочке, например, придется дожидаться

следующего воплощения. Брунгильда и Сигурд, Ромео и Джульетта

воссоединятся только на небесах. Герои волшебных сказок все же

наслаждаются друг другом в реально сказочном мире.

2 Второй путь назван дискретным потому, что его динамика

«рассеяна» по разным сказочным сюжетам. На него «ложатся»

сценарии неуспешной первой любви. К сожалению, в реальной жизни

данный сценарий встречается чаще, чем хотелось бы. Может, оттого, что

немногие женщины сумели расшифровать предупреждение, заключенное в

сказках?2.1Дискретный сценарий первого этапа женской самореализации

описан в сказках, в которых героиня встречается со зверем или

оборотнем, а в конце зверь погибает или его наказывают. То есть в

этом классе сказок мужской образ предстает в виде хищника,

стремящегося съесть героиню или заставить ее себе служить.

Характерная особенность сказок, где героиня встречается с хищником,

заключается в том, что в конце сказки мужской персонаж, как правило, погибает

или изгоняется; то есть с ним не происходит перерождения, трансформации,

метаморфозы. Яркими примерами таких сказок могут считаться «Красная

Шапочка», «Синяя Борода», «Маша и медведь» и пр.

Не стоит думать, что в реальной жизни хищник сознательно «портит

жизнь» своей партнерше. Как правило, хищник сам является

психологически нездоровым человеком, который стремится

компенсироваться за счет партнерши. Поэтому у хищника есть только

один путь либо перерождаться, личностно развиваться, изменяться,

признавая собственное несовершенство, либо погибать. Под «гибелью»

в данном случае понимается духовная деградация.

Заметим, что факт мужской измены в женском бессознательном

автоматически делает из мужчины хищника, даже если он таковым

прежде и не являлся.

2.4 О четвертой и пятой стадиях дискретного пути необходимо

поговорить особо. На стадии «психической смерти» женщине

чрезвычайно важно доверять своему внутреннему процессу. К

сожалению, это очень сложно, поскольку эмоциональный пласт

описывается такими переживаниями, как опустошенность, боль,

разочарование, пессимизм. Длительное время переживать подобные

чувства женщина не может, поэтому старается «развеяться»,

скомпенсировать себя или же стремится вернуть старое, чтобы все

было «как прежде». Она может заводить новые знакомства с

мужчинами, чтобы «почувствовать себя женщиной». Однако все это

происходит «от отчаяния», а не от ощущения женской силы. В этом и

заключаются главные подвохи этой стадии, и посему женщине в таком

положении необходима специальная поддержка. Полное проживание

отчаяния, боли и опустошения являются необходимым условием

достойного выхода из ситуации. Женщина должна «умереть» и

возродиться заново. Четвертая стадия для женщины это возможность

очищения от энергетического «заражения» хищника.2.5 Пятая стадия наступает тогда, когда женщина ощущает в себе

достаточно сил, чтобы начать строить себя заново. И здесь особенно

важны два момента:

1. Осознание и принятие собственного тела. Итак, женщина

строит себя заново. Она отделилась от тела матери, осознает свою

женскую природу, исследует свои ощущения, постигая язык собственного

тела. Во многих сказках это описывается через примерку волшебного

платья, украшений, через танцы. В восточных сказках этот период

описан более откровенно. На этом отрезке своего пути для женщины

чрезвычайно важно подолгу разглядывать свое тело и его отражение в

зеркале. Причем без оценок и критики. И желательно обнаженным и в

полный рост. Это непростое упражнение, но необходимое. Ибо до тех

пор, пока женщина не примет собственное тело со всеми его

особенностями, ей чрезвычайно сложно будет научиться понимать и

использовать женскую силу.

2. Выбор достойного партнера. Освободившись от энергии

хищника, приняв себя, свое тело, женщина готова выбирать

достойного партнера. Этот период описан в сюжетах, где героиня

устраивает избранникам испытания. Она может укрыться в высоком

тереме и требовать, чтобы избранники добрались до нее, или дает

задания, просит, чтобы ее «перемудрили» или рассмешили. Или, как

Брунгильда, окружает свой дом кольцом из огня, зная, что пройти

через него может только единственный ее суженый. Ее душа начинает

действовать в паре с инстинктом, чтобы, наконец прийти к состоянию

«священного брака».

Итак:

1. Зрелая женщина создает условия для того, чтобы быть любимой.

2. Зрелая женщина умеет создать интригу, которая актуализирует в

мужчине мотив достижения. Она заботливо ухаживает за своим

внутренним миром и поэтому обладает тайной и очарованием,

стимулирующими мужчину.

3. Женщина интуитивно тянется к мужчине, верящему в добро,

несомневающемуся в жизни, не боящемуся смерти и ран, тому, кто с верой

идет вперед. Зрелая женщина может развернуть к себе партнера

«рыцарской стороной».

5. Социально–коллективный уровень. Пример психологической работы

со сказкой.Основная цель – отношение человека к коллективу людей,

профессиональному творчеству и т.п.

Социальные потребности – характеризуют профессиональную

зрелость человека, которая состоит из потребности его в семье,

творческом коллективе, в гражданской зрелости, в управленческой

зрелости и т.д.

Рассмотрим сказку «Репка». Мы помним, что сначала, дедка

пытался сам вытащить репку. Затем позвал бабку – снова безуспешно.

После сборов всей семьи и всех домашних животных репку смогли

вытащить лишь тогда, когда к ним присоединилась мышка. Ее малого

усилия не хватало, чтобы вытащить репку. Важно здесь сделать акцент на

то, что только коллективом, только учитывая индивидуальность

каждого (даже усилия мышки), только дружно, не смотря на то, что

рядом и собака, и кот, и мышка они смогли достичь цели – вытащить

репку.

Можно в противовес рассмотреть басню «Лебедь, рак и щука» на

примере деловых партнеров. По басне Крылова, Лебедь, Рак, и Щука

впряглись в один воз, чтобы привезти его в назначенное место. Но «Лебедь

рвется в облака, Рак пятиться назад, а Щука тянет вниз» - они тянули воз в

разные стороны, и не смогли его даже сдвинуть с места. Результат их

совместных усилий: «А воз и ныне там!»

Как это происходит в реальности: партнеры по переговорам полны

идей, активно их высказывают. Но все идеи разные и противоречат друг

другу. Между тем, партнеры так увлечены каждый своим видением и идеей,

что не слышат друг друга и не могут согласовать свои позиции.

Что необходимо предпринять, зная индивидуальные особенности

каждого, чтобы воз, в который впряглись Лебедь, рак и Щука, доехал до

пункта назначения? Прежде всего, необходимо договориться и взять

общий ориентир, к которому они стремятся. Важна общая цель, к

которой бы стремился каждый. Если тянут воз не все одновременно, а по

очереди, соответственно тому, в какой среде идет движение - по воздуху

Лебедь везет, а остальные едут на нем и отдыхают, по воде Щука, Рак

подключается, если надо сдать назад. Бизнес-реальность: говорить надо

не одновременно, а по очереди. И каждый говорит и несет

ответственность за тот вопрос, в котором он специалист. Остальные

уважают его мнение.

6. Социально-общественный уровень. Пример психологической работы

со сказкой.Основная цель – отношение человека к обществу и к своей миссии в

нем.

Потребность в познании и раскрытии креативного потенциала –

эти потребности характеризуют самоактуализированную личность,

которая состоит из потребности в творчестве, изобретательности,

создании нового, значимого для общества продукта.

Креативность (по А. Маслоу) делится на первичную и вторичную.

Первичная креативность (или этап вдохновенного творчества)

противоположна вторичной (процесс детализации творческого продукта и

придания ему конкретной предметной формы). Первая стадия творчества –

это мгновения озарения и вдохновения. При этом человек не задумывается

о том, к чему оно приведет, это способность забыть о времени, о себе...

Вторая стадия включает не столько творчество, сколько тяжелую рутинную

работу и успех ее во многом зависит от самодисциплины человека. Между

вдохновенным замыслом и результатом лежит титанический труд,

изнуряющие дни, множество черновиков. Вторичная креативность

направляет нас к совершенно иным человеческим добродетелям, таким как

упорство, трудолюбие, выносливость и т.д.

На данном этапе можно рассмотреть сказки «Бременские

музыканты» и «Морозко»

В сказке «Бременские музыканты», каждый из животных, так или

иначе был отторгнут обществом (их всех выгнали из дома, кого по старости,

кто сам убежал), найдя друг друга, вместе они сумели победить свою теневую

сторону личности (расправившись с разбойниками) и обрести свой дом.

Затем они начали работать, каждый исходя из своей индивидуальности (петух

пел, кот играл на гитаре и т.д.), давая концерты в городах, получив признание,

они приносили радость людям. Так, объединившись в коллектив, они смогли

выстроить свои отношения с обществом и сумели быть ему полезными.

В сказке «Морозко» получение признания от высших сил происходит

через приятие обстоятельств, которые человек изменить не в силах.

Падчерица, которую увезли в лес, сумела сохранить доброе сердце к отцу,

хотя он вез ее на верную гибель, и даже пожалела его за то, что он не мог

возразить своей жене. Она приняла и все усиливающийся мороз, ни разу не

выказав своего негодования по этому поводу. Несмотря на все

обстоятельства, которые складываются явно не в ее пользу, девушка смогла

найти в себе силы, сохранить свои главные ценности - доверие миру,

мужество, терпение, доброе сердце и пройти испытание на прочность своих

идеалов. Оценив это Мороз, щедро награждает девушку златом и серебром и

показывает ей Путь из леса. Она возвращается домой победительницей.Позавидовав ей, ее сестра сама едет в лес, чтобы получить

драгоценности. Но испытание показывает все ее дурные наклонности –

жадность, злость, завистливость. Мороз тоже награждает ее, только жабами и

змеями. Так каждый получает по заслугам, а в заслугу ставятся высшие

человеческие ценности и идеалы. В реальности, даже на первый совсем

неглубокий взгляд, происходит то же самое. Если мы принимаем природу

во всем ее проявлении, будь то мороз, или дождь, или солнце, то, выходя

на прогулку в любую погоду, мы получаем в подарок серебро на деревьях

во время изморози, золотой рассвет, изумрудный лес и хорошее здоровье

в придачу. Если мы не рады миру, то, сидя дома, ругая погоду, мы

лишаемся драгоценностей, которые может преподнести нам природа и

жизнь, получая грудную жабу и змей разочарования.

7. Общечеловеческий уровень. Пример психологической работы со

сказкой.

Основная цель – отношение человека к планете как к единому

природному организму и к эволюционной цели развития человечества.

Потребность в самоактуализации. Самоактуализация (А. Маслоу) – это,

прежде всего, напряженный постепенный рост, кропотливый труд накопления

маленьких достижений.

Каждый уровень включает в себя предыдущий. Поэтому сказки

соответствующие данному уровню отношений человека с окружающим

миром по сложности отличаются от сказок предыдущих уровней. Они

включают в себя все этапы становления главного героя от рождения до

обретения нового счастья через преодоление трудностей и препятствий.

Например, «Буратино».

Метапотребности

Метапотребность характеризует стремление человека к высшим ценностям:

– потребность в коллективе единомышленников и той творческой

команде, которая поможет реализовать программу, направленную на

совершенствование, самоактуализацию и развитие;

– потребность в знании и применении системы законов творческого

преобразования каждого дня в сотворчестве с окружающей реальностью;

– потребность в постоянном углублении осознания цели развития той

метасистемы, которую в настоящий период жизни определил для себя;

– потребность в осознании своей роли в развитии человечества.Рис. 2. Схема развития сюжета полной волшебной сказки.

На этом уровне человеку свойственно философское восприятие

природы своего «Я» и человеческой природы вообще, социальной жизни

и физической реальности. Ему свойственны такие черты, как

уникальное и творческое отношение с реальностью, взаимодействие с

ней. А чувство общности со всем человечеством становится базовой

потребностью личности. В повседневной жизни человек более совершает

действия и поступки, которые соответствуют высшим критериям и помогают

ему в ментальном различении целей и средств и т.д. Так, изменяя качество

потребностей, человек изменяет и расширяет пространство своего

творчества.

Далеко не в каждой сказке можно найти все описываемые здесь этапы

построения сюжета. Однако «сказочное» понимание динамики развития

личности, философских вопросов, решаемых человеком, помогает нам

глубже познать природу человека и его связь со сказками.

1. Рождение героя. На этом этапе мы знакомимся с героем. Узнаем, где

он родился, в какой семье. Главным героем может быть человек любого

социального положения царевич, крестьянин. Узнаем о его личностных

особенностях – дурак или умен не по годам…«Королевское начало» есть в

Корона в сердце

символизирует

«Королевское начало»

в человеке

Сердце в короне

символизирует

Власть с добрым

сердцем

1. Рождение

2. Жизнь в отчем

12. Свадьба.

3. Расставание с

родным домом

11. Обретение 4. Выбор пути

5. Проверка на «доброе

сердце»

10. Прибытие

6. Встреча с будущими

помощниками

7. Борьба и победа 9. Возрождение

8. Возвращение домой.

Трудности путикаждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь, чтобы

уникальный, индивидуальный дар был раскрыт и применен.

2. Жизнь в отчем доме.

Этап развития в отчем доме проходит каждый человек. На его

протяжении человек принимает, впитывает, познает родительский опыт и

формирует мировоззрение, накапливает информацию об окружающем мире,

аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая будет ему опорой

в его самостоятельной жизни.

3. Расставание с родным домом.

Для этого главный герой отправляется в путь. Расставание с домом

может быть как добровольным, так и вынужденным. В сказках наблюдается

достаточно широкий диапазон причин, которые побуждают героя покинуть

родительский дом: спасение похищенной принцессы, поручение отца или

царя, изгнание, «желание других посмотреть, себя показать»…

Отделяясь от родителей и лишаясь их поддержки главный герой как и

реальный человек, может рассчитывать только на себя. Какую дорогу он

выберет, каким будет его путь – это

тема следующего этапа сказки.

4. Выбор пути. На предыдущем этапе герой принял решение

действовать самостоятельно. Часто в сказках на этом этапе герой приезжает

на распутье. Перед ним три дороги, и вся жизнь его зависит от того, какой

путь он выберет. Герой делает выбор в соответствии с целью, с которой он

покинул отчий дом.

5. Проверка на «доброе сердце». И вот выбор сделан. Следуя по этой

дороге, он встречает разных существ, нуждающихся в его помощи. Он может

проехать мимо, сославшись на то, что это отвлекает его от главной цели. Но в

сказках герой всегда приходит на помощь. Эти ситуации – проверка на

доброе сердце.

6. Встреча с будущими помощниками.

Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою

новых друзей, способных помочь ему в трудную минуту.

 В жизни человека это этапы осознания смысла существования и

поиска своего места в жизни и решения следующих задач:

•Принятие самого себя таким какой есть, своего потенциала.

•Принятие своего пути

•Принятие закона гармоничных взаимоотношений.

Таким образом герой получает полную возможность самому строить

свою жизнь опираясь на доверие, совесть, интуицию, взаимовыручку.

7. Борьба и победа.Это кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в

борьбу с персонифицированным злом ( Кощей Бессмертный, Баба Яга,

Колдунья…). Он, иногда не сразу, но все же одерживает победу и получает

то, зачем шел.

Борьбу со злом можно найти и в реальной жизни человека. Бывают

моменты, когда человек ощущает, что в его жизни происходит что то не так.

Приходит осознание, что перемены необходимы. И когда к нам приходит

осознание, что же все таки надо поменять, мы отрубаем последнюю голову

дракону.

Борьба со злом может быть и внешней. Человеку реально приходится

противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя,

борющегося с Драконом. Побеждая физически или духовно, человек

становится сильнее и мудрее.

8. Возвращение домой. Трудности пути.

Оказывается, что победа над злом не означает конца испытаний.

Оказывается, что побеждено лишь открытое зло. Герой перешел на более

высокий уровень развития и возможностей, и наивно было бы полагать, что

это не вызовет зависти окружающих. На этом этапе герой должен решать

задачи с позиции приобретенного нового опыта. Действуя, применяя

прошлый опыт и знания, герой погибает. Мудрость сказки заключается в

том, чтобы на примере главного героя показать, что достигнутая цель,

результат – еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в

правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом,

не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в

изменившихся условиях.

9. Возрождение

В некоторых сказках на этом этапе герой рождается заново (мертвая

вода и живая, что означает: мертвая вода смывает все прошлые установки,

иллюзии, инфантилизм, то, что тормозит развитие; живая вода раскрывает

новые творческие способности, силу мудрости, дальновидность). Ему

помогают возродиться друзья и помощники, которых он приобрел в Пути.

После этого герой может победить всех врагов и внутренних и внешних.

10. Прибытие домой.

И вот, наконец, все трудности позади, показался отчий дом, но все

изменилось (его считают либо погибшим, либо злодеем, дом порушен или

невеста выходит за другого…). Но герой уже сталкивался со скрытым злом

на предыдущем этапе, теперь он очень осторожен и мудр. Используя весь

опыт пройденного пути, прибегая к помощи верных товарищей, он проходит

последние испытания и восстанавливает справедливость. Он воссоединяетсясо своими корнями, для того, чтобы они в последствии служили ему опорой

во взрослой жизни.

11. Обретение нового образа.

Однако для того, чтобы все увидели в нем произошедшие изменения,

ему нужно изменить облик, стать пригожим «что ни в сказке сказать, ни

пером описать». На этом этапе происходит окончательная трансформация

героя. Жизненный смысл этого этапа для человека – «стань родителем для

собственных родителей, прими их такими, какие они есть, прости детские

обиды и открой сердце для любви к роду».

12. Свадьба. Коронование.

Только теперь герой может праздновать свою победу. «Королевское

начало» раскрыто и воплощено. Он приобретает новый социальный статус, а

это предполагает новые цели и большую ответственность. Но наш герой к

этому готов. С честью, выдержав все испытания, он способен мудро править

своей страной и соей жизнью.

Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человек

неоднократно вынужден проходить все эти этапы в течении своей жизни, на

разных витках спирали развития…

Таким образом, появляется возможность проследить соотношение

уровня развития человека с уровнем развития его сознания и системы

отношений в процессе жизненного пути. В процессе сказкотерапии,

специально подобранные соответственно тому или иному уровню сказки,

дают возможность проанализировать проблемы и трудности,

возникающие у человека на этом пути и смоделировать наиболее

конструктивное решение, отвечающее потребностям данного уровня.

Выделив статические и динамические детерминанты системы получаем

возможность совместить 7 уровней развития системы (человека) с этапами ее

развития в цикле 12-ти этапов жизненного пути.

Можно выделить 4-е стадии, каждая из которых имеет свое значение в

жизни человека:

«Я–идеальное» – установки, связанные с представлением человека об

идеальном образе своего устремления, о том, каким он хотел бы стать – на

основе уже имеющегося прошлого опыта (этапы – рождение героя, жизнь в

отчем доме, покидание отчего дома ).

 «Я–зеркальное» – установки, связанные с согласованием своего

идеального образа с интенцией надсистемы и возможностями реального

мира, в т.ч. и с представлениями индивида о том, как его видят другие (Этапы

- выбор пути, проверка на доброе сердце, обретение помощников).«Я–реальное» – установки, связанные с реальной оценкой своих

возможностей и в связи с этим – с корректировкой цели достижения, а также

и тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой

статус, т.е. с его представлениями о том, каков он на самом деле по

отношению к целям развития ( этапы - борьба и победа, возвращение домой,

возрождение)

«Я–концепция» – итог процесса познания, включающего все

возможные грани самосознания: стратегию, тактику, конкретные методики

достижения результата и воплощение намеченного в жизни (этапы –

прибытие домой, обретение нового образа, свадьба и коронование)

Рис 3. Поэтапное формирование «образа "Я"»

На основании вышесказанного, для конкретизации последующего

исследования системы, были выделены стадии развития системы:

1 -я фаза - дифференциация:

1-я стадия - зарождение системы – «Я-идеальное»;

2-я стадия - становление системы – «Я-зеркальное»;

2-я фаза - интеграция:

3-я стадия - развитие системы – «Я-реалъное»;

4-я стадия - реализация или социальная и философская экспансия

системы – «Я-концепция».

В результате возникает циклический процесс поэтапного

формирования системы жизни по 7-ми уровням познания ею окружающего

мира и 7-ми уровням интеграции и преображения познанного. Каждый из 7-

ми уровней познания и преображения проявлены как модель 12-ти этапов

формирования системы жизни (с учетом, что 1-й и 7-й этапы - переходные).

1. Устремленность к реализации

познаваемой цели, программы, проекта развития системы. Планирование жизни и

действий, их смысл.2. Интеграция (требуемых для

новой системы) подсистем из материи старых систем (предшествующего цикла).

Ресурсы жизни; обеспеченность действий необходимы им условиями.

3. Взаимодействие подсистем

посредством познания, адаптации, кооперации и распределения ролей в будущей

системе. Установление связей и распределение ресурсов, действий.

4. Конкретизация цели и тактики

(технологии) построения формы системы посредством взаимодействия и

взаимопринятия подсистем. Сценарий поведения, алгоритм действий; обучение

исполнителей, учет ответной реакции.

5. Управление построением

системы через индивидуализацию, дифференциацию и систематизацию ее

подсистем. Детализация, организация и управлений действиями.

6. Подготовка и интеграция

подсистем в новую систему посредством выстраивания их иерархических

взаимосвязей и контроля этого процесса. Контроль, самопроверка, коррекция

точности действий.

7. Систематизация и индивидуализация подсистем как самопознание

каждой места и роли, что и есть реализация общей цели. Учет реальной

ситуации (этапы 1-6) для выполнения ранее намеченных и подготовленных

планов.

8. При приятии общей цели

подсистем их трансформация в направлении интеграции в единую структуру

системы (качественное объединение). Объединение действий (усилий, планов)

для достижения результата.

9. Контроль функционирования подсистем и расширение пространства

их возможностей для управления системой. Анализ и коррекция ошибок в

полном алгоритме действий и их совершенствование.

10.Контроль функционирования всей системы, систематизация,

интеграция систем в метасистеме. Достижение планируемого результата и

сравнение с планом.

11. Межсистемная активность как служение метасистеме. Реализация

деятельности, новый имидж.

12.Оценка результата интеграции подсистем в системе и степень

реализации цели метасистеме. Результат выполненных действий.

Извлеченные уроки. Переходный процесс как определение возможностей

совершенствования системы, исходя из цели метасистемы.

Задание к разделу:1. Сделайте анализ сказок в соответствии с уровнями личности.

Использованная литература:

1. Поляков В.А., Полякова И.Ю. Психосистемология: Интегрально-

системная, кардинальная психология. – Мн.: ВЭВЭР, 2003. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психологической компетентности участников педагогического процесса - залог успешного развития личности дошкольника.

Исходя из того, что профессиональное развитие- это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и  ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно...

Выступление на педсовете на тему"Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности"

Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, ...

Презентация на тему: "Психологический климат семьи и его влияние на развитие личности ребенка".

Психологический климат семьи и его влияние на развитие личности ребенка....

Психологическая работа со сказкой на различных уровнях развития личности

1. Уровень личности: психофизический. Пример психологическойработы со сказкой.2. Внутриличностный уровень. Пример психологической работы со сказкой.3. Ментальный уровень. Пример психологической работы...

Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности

Что такое психологическое здоровье? Признаки психологически здорового ребенка. Признаки психологически нездорового ребенка. Факторы, необходимые для развития гармонично развитой личности....

Консультация для педагогов в рамках педагогического совета «Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающ...