НОД по развитию речи в средней группе «Составление загадок по схеме-опоре № 1»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Щокало Светлана Валерьевна

Составление загадок в развитии речи детей-дошкольников играет немаловажную роль. В ходе такой творческой работы дети обогащают свой словарный запас, происходит развитие умения подбора образных характеристик слова или объекта. Ребята учатся сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять сложные предложения. И это все для них интересно, так как загадка является неотъемлемой частью детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_zagadkam.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по развитию речи в средней группе «Составление загадок по схеме-опоре № 1»

 Цель: формирование умения у детей  составлять загадки.

Задачи:

-  продолжать учить детей составлять загадки с опорой на модель № 1(по А.А.Нестеренко);

- развивать умение подбирать образные характеристики рассматриваемых объектов;

- обогащать и активизировать словарь детей образными выражениями;

- формировать умение составлять сложные предложения;

- формировать умение сравнивать различные объекты по признакам;

- развивать ассоциативное мышление,

- воспитывать чувства взаимопомощи, сострадания.

- Ребята, сегодня наша заведующая  Татьяна  Анатольевна среди почты, которая пришла на наш садик, обнаружила вот это письмо. Посмотрите, оно адресовано нам. Здесь написано: «ребятам средней группы».

(Дети рассматривают конверт)

- Интересно, кто это письмо нам прислал? На конверте на строках с обратным адресом написано: «от продавца продуктового магазина».

- Давайте распечатаем письмо и прочитаем его.

« Здравствуйте, уважаемые ребята средней группы детского сада «Аленка»! Пишет вам тетя Маша – продавец лесного продуктового магазина. Очень прошу вас помочь! Злой колдун Загадун забрал овощи и фрукты из моего магазина. И сказал, что вернет их только в обмен на загадки о них. Но я сочинять загадки не умею. Слышала я, что вы – мастера в этом деле. Помогите, пожалуйста! Присылаю фотографии пропавших овощей и фруктов».

(Воспитатель заглядывает в конверт и находит картинки с изображением лимона, моркови, помидора и огурца)

- Ребята, что будем делать?

- Поможем продавцу тете Маше? Как поможем? Что нам необходимо для составления загадок? (карточки)

- Посмотрите на фотографии. Что здесь лишнее? (Лимон)  Почему? (Он не овощ)

- Давайте с него и начнем. Составим про лимон загадку.

Коллективная работа над составлением загадки по схеме-опоре № 1(По А.А.Нестеренко)

               Какой?

   Что (кто) бывает таким же?

                                                              но не

желтый

весенний одуванчик

овальный

куриное яйцо

кислый

зеленый щавель

Алгоритм работы над загадкой:

1. Подбираем значение признака объекта с помощью «волшебников» (органов чувств).

2. Определяем новый объект, похожий по данному значению названного признака (сравнение объектов).

3. Если необходимо, даем характерное определение нового объекта.

4. Соединяем левую и правую части схемы-опоры с помощью слов «не не» или  «как».

5. Выразительно читаем загадку.

Пример получившейся загадки:

«Желтый, но не весенний одуванчик;

Овальный, но не куриное яйцо;

Кислый, но не зеленый щавель»

Далее загадки про морковь, помидор и огурец дети составляют самостоятельно в подгруппах с помощью подходящих картинок и схемы-опоры №1.

Примеры составленных загадок:

Оранжевая, но не лиса;

Вытянутая, но не указка;

Сладкая, но не конфета.

                   (морковь)

Красный, как сердечко;

Круглый, как арбуз;

Сочный, как яблоко.

                    (помидор)

Зеленый, но не лист;

Хрустящий, но не снег;

Колючий, но не кактус.

                     (огурец)

 У воспитателя звонит телефон.

-Алло! Да-Да! Здравствуйте, тетя Маша! Да? Пожалуйста! Мы очень рады! Я сейчас ребятам обязательно все передам. До свидания!

- Ребята, это звонила продавец лесного продуктового магазина тетя Маша. Как вы уже поняли, нашими составленными загадками мы вернули в магазин украденные колдуном Загадуном овощи и фрукты. Тетя Маша очень вам благодарна и говорит, что вы - молодцы!

- А теперь загадайте составленные вами сегодня загадки нашей нянечке Екатерине Юрьевне. Интересно, отгадает она их? Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака со щенятами" .

Программные задачи:1. Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение прав...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».

ОО «Речевое развитие». Образовательные:Продолжать совершенствовать диалогическую речь;Активно участвовать в беседе;Формировать умение внимательно рассматривать картину;Формировать умение составлять оп...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление загадок по моделям".

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Придумывание загадок»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Придумывание загадок»...

Конспект занятия по "Развитию речи" в средней группе "Придумывание загадок - описаний об игрушках"

Конспект занятия по "Развитию речи"  в средней группе  "Придумывание загадок - описаний об игрушках"...

НОД по развитию речи детей средней группы " Придумывание загадок-описаний об игрушках."

Цель: учить составлять описательный рассказ посредством моделирования.Задачи:• связная речь: учить описывать предмет, используя модели, не называть его; развивать диалогическую речь, учить задава...