Главные вкладки

    НОД по развитию речи в средней группе «Составление загадок по схеме-опоре № 1»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

    Щокало Светлана Валерьевна

    Составление загадок в развитии речи детей-дошкольников играет немаловажную роль. В ходе такой творческой работы дети обогащают свой словарный запас, происходит развитие умения подбора образных характеристик слова или объекта. Ребята учатся сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять сложные предложения. И это все для них интересно, так как загадка является неотъемлемой частью детства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_zagadkam.docx14.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД  по развитию речи в средней группе «Составление загадок по схеме-опоре № 1»

     Цель: формирование умения у детей  составлять загадки.

    Задачи:

    -  продолжать учить детей составлять загадки с опорой на модель № 1(по А.А.Нестеренко);

    - развивать умение подбирать образные характеристики рассматриваемых объектов;

    - обогащать и активизировать словарь детей образными выражениями;

    - формировать умение составлять сложные предложения;

    - формировать умение сравнивать различные объекты по признакам;

    - развивать ассоциативное мышление,

    - воспитывать чувства взаимопомощи, сострадания.

    - Ребята, сегодня наша заведующая  Татьяна  Анатольевна среди почты, которая пришла на наш садик, обнаружила вот это письмо. Посмотрите, оно адресовано нам. Здесь написано: «ребятам средней группы».

    (Дети рассматривают конверт)

    - Интересно, кто это письмо нам прислал? На конверте на строках с обратным адресом написано: «от продавца продуктового магазина».

    - Давайте распечатаем письмо и прочитаем его.

    « Здравствуйте, уважаемые ребята средней группы детского сада «Аленка»! Пишет вам тетя Маша – продавец лесного продуктового магазина. Очень прошу вас помочь! Злой колдун Загадун забрал овощи и фрукты из моего магазина. И сказал, что вернет их только в обмен на загадки о них. Но я сочинять загадки не умею. Слышала я, что вы – мастера в этом деле. Помогите, пожалуйста! Присылаю фотографии пропавших овощей и фруктов».

    (Воспитатель заглядывает в конверт и находит картинки с изображением лимона, моркови, помидора и огурца)

    - Ребята, что будем делать?

    - Поможем продавцу тете Маше? Как поможем? Что нам необходимо для составления загадок? (карточки)

    - Посмотрите на фотографии. Что здесь лишнее? (Лимон)  Почему? (Он не овощ)

    - Давайте с него и начнем. Составим про лимон загадку.

    Коллективная работа над составлением загадки по схеме-опоре № 1(По А.А.Нестеренко)

                   Какой?

       Что (кто) бывает таким же?

                                                                  но не

    желтый

    весенний одуванчик

    овальный

    куриное яйцо

    кислый

    зеленый щавель

    Алгоритм работы над загадкой:

    1. Подбираем значение признака объекта с помощью «волшебников» (органов чувств).

    2. Определяем новый объект, похожий по данному значению названного признака (сравнение объектов).

    3. Если необходимо, даем характерное определение нового объекта.

    4. Соединяем левую и правую части схемы-опоры с помощью слов «не не» или  «как».

    5. Выразительно читаем загадку.

    Пример получившейся загадки:

    «Желтый, но не весенний одуванчик;

    Овальный, но не куриное яйцо;

    Кислый, но не зеленый щавель»

    Далее загадки про морковь, помидор и огурец дети составляют самостоятельно в подгруппах с помощью подходящих картинок и схемы-опоры №1.

    Примеры составленных загадок:

    Оранжевая, но не лиса;

    Вытянутая, но не указка;

    Сладкая, но не конфета.

                       (морковь)

    Красный, как сердечко;

    Круглый, как арбуз;

    Сочный, как яблоко.

                        (помидор)

    Зеленый, но не лист;

    Хрустящий, но не снег;

    Колючий, но не кактус.

                         (огурец)

     У воспитателя звонит телефон.

    -Алло! Да-Да! Здравствуйте, тетя Маша! Да? Пожалуйста! Мы очень рады! Я сейчас ребятам обязательно все передам. До свидания!

    - Ребята, это звонила продавец лесного продуктового магазина тетя Маша. Как вы уже поняли, нашими составленными загадками мы вернули в магазин украденные колдуном Загадуном овощи и фрукты. Тетя Маша очень вам благодарна и говорит, что вы - молодцы!

    - А теперь загадайте составленные вами сегодня загадки нашей нянечке Екатерине Юрьевне. Интересно, отгадает она их? Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака со щенятами" .

    Программные задачи:1. Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение прав...

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».

    ОО «Речевое развитие». Образовательные:Продолжать совершенствовать диалогическую речь;Активно участвовать в беседе;Формировать умение внимательно рассматривать картину;Формировать умение составлять оп...

    конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Волчья стая зимой"

    В данном конспекте части гармонично связаны между собой, каждая из них выполняет свою функцию.Присутствие игровой мотивации на протяжении всей образовательной деятельности  поддерживает высокую р...

    Конспект ННОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «До свидания, птицы!».

    В представленной методической разработке решаются задачи создания мотивации, интереса к речевой деятельности у дошкольников, закрепления представлений о характерных признаках осени,   расширения,...

    План-конспект ООД по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа по игрушке.

    Учить составлять описательный рассказ по игрушке по образцу воспитателя....