Проведение семинара-практикума по речевому развитию для воспитателей.
консультация по развитию речи на тему

Корешкова Анастасия Евгеньевна

Материал учителя-логопеда к круглому столу по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_kruglogo_stola.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Технология речевого развития».

Сын леопарда - тоже леопард (Африка) /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/

2 слайд

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областямиФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально - коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

3) речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4) художественно - эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие - включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

3 слайд

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

4 слайд

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Мы с вами знаем, что для успешного речевого развития ребенка необходимы педагогические условия. Для созданий этих условий нам необходимо быть знакомыми с возрастными нормами-с онтогенезом речевой деятельности.

Игра “Ромашки”

5 слайд

Особенности речевого развития во второй младшей группе

6 слайд

Особенности развития речевого развития в средней группе

7 слайд

Особенности развития речевого развития в старшей и подготовительной группе

8 слайд

Что такое развивающая среда

Основные компоненты речевой развивающей среды

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

9 слайд

Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:

- Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Дальше рассказывают педагоги презентации

10 слайд

речь педагога

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

11 слайд

Направления работы по развитию речи

Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

12 слайд

Рекомендации для родителей

Раздаю карточки верно/неверно

И составляем для родителей памятку

1)

• Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

Или начинать активное речевое общение с момента появления первых слов у ребенка

2)

• Создавать условия для общения с другими детьми.

Главное- общение только внутри семьи

3)

Речь взрослого не имеет значения для ребенка. Ребенок в социуме сам овладеет речью.

• Речь взрослого — пример для подражания.

4)

Развитие мелкой моторики незначительно для речевого развития ребенка. Намного важнее иностранный язык.

• Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.

5)

Совместные игры ребенка и взрослого должны быть как можно реже-ребенок изначально должен играть самостоятельно, не прося помощи у взрослого

 • Совместные игры взрослого и ребенка.

6)

Для развития памяти очень важно поставить перед ребенком планшет и по несколько часов в день он должен смотреть мультфильмы

• Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

7)

Необходимо, чтобы ребенок не задавал лишних почему. Если ребенок на ваш взгляд задает «почему» часто- необходимо проконсультироваться со специалистом о возможном отставании в психическом развитии ребенка

• Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его «почему».

8)

 • Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Для успешного речевого развития вашего ребенка необходимо периодически отвозить его к пожилым родственникам с нарушением слуха или заикающимся чтобы ребенок с младенческого возраста понимал что так говорить нельзя

9)

 • Рассказывание стихов руками.

13 слайд

Какие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения семинара – практикума «Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста»

Данное занятие фоормирует у детей понятие об этикете.Игра по обучению детей этикету и вежливости....

Семинар-практикум для родителей «Речевое развитие дошкольников в играх и упражнениях»

Семинар-практикум для родителей «Речевое развитие дошкольников в играх и упражнениях» Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития дошкольников в условиях семьи и дошк...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Профилактика нарушений речевого развития детей».

          Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучен...

Семинар-практикум для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста"

Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста. Дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей. Ознакомить ...

семинар-практикум для педагогов "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством постановки мини-этюдов"

Как научить ребёнка последовательно подготовить к выступлению на сцене, вы найдёте материалы в данном материале....

Семинар-практикум для педагогов "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар-практикум для педагогов "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...