Методическая разработка для педагогов и родителей "Развитие речи детей. Весна."
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лапина Наталья Владимировна

Педагогом подобран дидактический материал по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию. Поэтические строки о русской природе призваны пробудить у ребят любовь к выразительному слову, чувство языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._vesna.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Развитие речи. Весна.»

(методическая разработка по развитию речи для воспитателей и родителей)

Воспитатель:

Лапина Н.В.

2017 год

ВЕСНА

(методическая разработка для воспитателей и родителей).

Цель. Формировать умение  у детей дошкольного возраста составлять связный рассказ.

        Весенние месяцы – март, прель, май. Весной солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель.

Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. Смолистым запахом, густым ароматом наполняется хвойный лес. Бросает в талый снег семена ольха. Падают, кружась, сухие крылышки с липы. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница.

По проталинам важно разгуливают грачи. Они первые вестники весны. К концу марта прилетают скворцы. Они выселяют из скворечников воробьев. Ведь главную очистку садов от жуков, гусениц, прочих вредителей вести теперь им, скворцам.

Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. В конце марта трогаются с зимовья многие рыбы. Подходят ближе к берегу, играют в талой воде, текущей из лесов и полей.

А в речках и прудах отражаются кучевые облака, каких зимой на небе не бывает.

 Глянет на них заяц, потрется о пенек, белый клочок оставит. Пора шубу менять!

        В апреле вся земля освобождается от снега. Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает,  начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.

Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы: жаворонки, зяблики, чайки, коршуны… К северу потянулся журавлиный клин. Клином летят и утки, гуси, лебеди.

В апреле с каждым днем все теплее. Просыпаются после долгой зимы насекомые. Жужжат шмели, порхают бабочки, ожили мухи… В канавах и ручьях заурчали лягушки.

Заканчивается зимняя спячка зверей. Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю. Белка и заяц изменяют и цвет своей шубки. Из берлоги выходит медведица с медвежатами. Выходит из норы барсук.

Поднимается озимая пшеница: ее с осени посеяли и под снегом зимовать оставили. Закалилась она, добрый урожай будет. А на полях уже сеют яровые – пшеницу, рожь, овес, ячмень…

В мае в ясный день высоко в небе выводит с переливами свою трель жаворонок. В зарослях на берегу реки или озера можно услышать прекрасное пение соловья: не любит он посторонних взглядов.

В лесу настоящий детский сад. Появились детеныши у лисицы, волчицы… Крепнут день ото дня медвежата.

Весной у людей много работы. На огородах сажают лук, картошку, морковь, свеклу и другие овощи. В садах окапывают деревья, белят стволы, чтобы не болели и урожай хороший давали.

Над цветами кружатся бабочки, пчелы, осы. Май – парад цветов. Сады в белых и розовых платьях— цветут яблони, вишни, сливы. Как душисты букеты сирени и черемухи! Цветы – дары людям за добрый труд.

Вопросы

Назовите месяцы весны.

Назовите признаки ранней весны.

В народе март называют «протальником». Почему?

Расскажи, что характерно для апреля.

Что такое ледоход?

Расскажите о сельскохозяйственных работах, которые ведутся весной. Как дети помогают взрослым.

Расскажите о своих наблюдениях в мае. Какие изменения произошли в парке, сквере?

Как вдет себя  звери, птицы, насекомые  весной?

Объясните пословицы:

Как не злись метелица, всё весной повевает.

Днём раньше посеешь, неделей раньше уберешь.

Апрель с водой, май с травой.

В народе говорят:

Длинные сосульки – к долгой весне.

Коли перелетная птица течет стаями - к дружной весне.

Мокрый апрель – хорошая пашня.

Вода на лугу – сено в стогу.

Май холодный – год хлебородный.

Дождь в мае хлеба подымает.

Стихи об осени.

«Весна, весна! как воздух чист!…»

Весна, весна! как воздух чист!

 Как ясен небосклон!

 Своей лазурию живой

 Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

 На крыльях ветерка,

 Ласкаясь к солнечным лучам,

 Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

 Взревев, река несет

 На торжествующем хребте

 Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

 Но в роще ветхий лист,

 Как прежде, под моей ногой

 И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

 И в яркой вышине

 Незримый жавронок поет

 Заздравный гимн весне.

                                                                            Е. Баратынский

Какое настроение излучают поэтические строки о весне?

Попытайтесь передать своими словами картину весенней природы, описанную поэтом.

Полюбуйся, весна наступает

 Журавли караваном летят.

 В ярком золоте день утопает,

 И ручьи по оврагам шумят...

 Скоро гости к тебе соберутся,

 Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

 Что за звуки, за песни польются

 День-деньской от зари до зари!

                                                                                     И. Никитин

Сделайте рисунок по впечатлениям от услышанных строк.

Весенняя оттепель

 Ленивым золотом текло

 Весь день и капало светило,

 Как будто влаги не вместило

 Небес прозрачное стекло.

 И клочья хмурых облак, тая,

 Кропили пегие луга.

 Смеялась влага золотая,

 Где млели бледные снега.

                                                                          Вяч. И. Иванов

Расскажите, что вы представили в своем воображении?

Какие языковые средства выразительности поэт использовал, описывая весеннюю оттепель?

        «Сияет солнце, воды блещут…» 

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

                                                                              Фёдор Тютчев

Замечаете ли вы красоту пробудившейся весенней природы?

Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?

Обратите внимание, какие глаголы использует поэт, чтобы передать движение в природе, радостное настроение.

Загадки о весне:

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня ...(весна)

 Первым вылез из землицы

 На проталинке

 Он мороза не боится,

 Хоть и маленький. (Подснежник)

 Тает снежок,

 Ожил лужок,

 День прибывает...

 Когда это бывает? (Весной)

 Растет она вниз головою,

 Не летом растет, а зимою.

 Но солнце ее припечет —

 Заплачет она и умрет. (Сосулька)

 Хочет — прямо полетит,

 Хочет — в воздухе висит,

 Камнем падает с высот

 И в полях поет, поет. ( Жаворонок )

 Нашумела, нагремела,

 Все промыла и ушла.

 И сады, и огороды

 Всей округи полила. (Гроза)

 Меня ждут не дождутся,

 Как увидят — разбегутся. (Дождь)

 Летела стрела,

 Упала в лебеду.

 Ищу — не найду. ( Молния)

 Заревел вол

 На сто гор,

 На тысячу городов. (Гром)

Найди лишнее слово. Объяснить свой выбор:

1.март, апрель, май, ноябрь:

2.мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник;

3.медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок;

4.бабочка, трясогузка, шмель, пчела;

5.трактор, лопата, грабли, вилы.

Назови действие:

1. Что делает солнце весной?

(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит...)

2. Что делает трава весной?

(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю...)

3. Что делают птицы весной?

(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов ...)

4. Что делают почки весной?

(Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки — нежные, зеленые, душистые, пахучие...)

5. Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу ...)

Литература и интернет - ресурсы.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

http://www.razvitierebenka.com/2012/02/blog-post_27.html#.WRDDMo9OL4g 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»

Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»       Скригонюк  Галина Ивановна. ГБДОУ компенсируещего...

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей второй младшей группы.Тема:"Мы любим сказки"

Конспект НОД по развитию речи детей второй младшей группы.Тема: «Мы любим сказки»...

Методическая разработка. Мастер класс "Играя развиваем речь детей" (для конкурса)

В работе раскрывается значение использования  игр  в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочета...

Методическая разработка "пальчиковые игры" для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка для развития речи детей младшего  дошкольного возраста....

Методическая разработка "Влияние сенсомоторики на развитие речи детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка иформирование его представлений о внешних свойствах предметов: ихформе, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и та...

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной группы на тему: "Хлеб"

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная к школе группа) на тему "Хлеб"...

Методическая разработка для педагогов на тему" Обучение детей старшего дошкольного возраста связанным высказываниям типа рассуждения"

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на воп...