Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бегун Наталья Ивановна

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в Снежную страну»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_kon._zan.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:




Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»


                                                                     






                                                                  Воспитатель:
                                                               Бегун Н.И.












Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в Снежную страну»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»
Задачи
Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Уточнить и активизировать словарь по теме, знакомить с родственными словами, учить подбирать однокоренные слова; закреплять умение образовывать относительные прилагательные; закреплять умение составлять из слов предложения, правильно согласовывать слова в предложении; учить отвечать на вопросы, подбирать слова-признаки и слова-действия. Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций; расширять, уточнять и активизировать словарь по данной теме; тренировать в образовании приставочных глаголов;
развивать мышление, внимание, память, воображения;
развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Воспитывать умение воздействовать на биологичеси активные точки для профилактики простудных заболеваний, умение слушать педагога.

Материалы и оборудование: Дидактическая игра «Путаница», «Подскажи словечко», «Доскажи словечко», «Кому что нужно?», «Исправь ошибку», игра «Выложи узор», «Лабиринт» карандаши для индивидуальной работы;  снежок (мяч); маски для сценки «Сорока и Медведь».

Ход занятия.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, в Снежную страну. - Для этого, что нужно сделать? (Одеться). Встаем в круг  имитируем одевание теплой одежды (шапка, валенки рукавички и т.д.).
- А на чем мы отправимся в путешествие?
Дети: на поезде, машине, лыжах...
- Давайте отправимся туда на лыжах.
- Мы дошли до леса. Давайте остановимся и посмотрим вокруг.

Дидактическая игра «Путаница»
Перед детьми много картинок с разными временами года. Из предложенных картинок нужно выбрать те, которые относятся к зиме, и объяснить, почему выбрана эта картинка.
- Какие признаки зимы вы знаете?
Дети: Зимой холодно, морозно. Идет снег. Деревья стоят голые, без листьев. На ветках деревьев лежит снег. День становится короче, а ночь длине.
- От мороза могу мерзнуть ручки, давайте их согреем.

Упражнение для ручек
А на улице мороз (поколачивание ручками).
Мы без рукавичек (показ ладошек).
Ручки согреваем (круговые движения).
Дуем – х –х – х  (дуют).
Дуем – потираем!(трут).
- Мы ручками поиграли, и ладошки в путь позвали.
Упражнение «Веселые ладошки» (ритмичные движения под музыку).
Хлоп! Раз! Еще раз!
Мы похлопаем сейчас!
А теперь скорей, скорей,
Хлопай, хлопай веселей!
Топ! Раз, еще раз!
Мы потопаем сейчас!
А потом быстрей, быстрей
Топай, топай веселей!
-А сейчас мы с вами присядем и поиграем.
Дидактическая игра "Подскажи словечко"
Чтение предложения, дети его повторяют и заканчивают, подбирая недостающие по смыслу слова.
Зимой ветки деревьев часто покрыты ... (снегом, инеем). На прогулку дети берут с собой ... (санки, лыжи, ледянки, снегокаты и так далее). Чтобы не замерзнуть на улице люди надевают ... (шубы, пальто, пуховики, дубленки и так далее). На ледяной горке не обойтись без ... (санок, лыж, "ватрушек", ледянок и так далее). Зимой можно обморозить руки, если выйти гулять без ... (варежек, перчаток, рукавиц). Зима не бывает без ... (снега, мороза, метели, инея и так далее).
Дыхательная гимнастика
Как подул зимний ветер –
В воздухе морозном.
Полетели, закружились
Ледяные звезды, снежинки.
- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Упражнение повторить 3-5 раз.
Наши снежинки покружились, а сейчас мы выложим из них узор.
Игра «Выложи узор»
Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из разноцветных снежинок на листе бумаги.
( предложить  детям выложить узор  из снежинок  на листе бумаги так, как было на доске).
— Какая снежинка в середине?
— Какая снежинка в правом верхнем углу?
— Какая  в левом нижнем углу? И т.д.

- К нам из-за сугробов прилетела «Снежинка-говорилка».
Чистоговорки (показ пальцами фигурок).
На-на-на-на-на-на –
Вот в лесу стоит сосна (показ).
Са-са-са-са-са-са-
А в лесу живет лиса (показ).
Ом-ом-ом-ом-ом-ом -
Мы слепили снежный ком! (показ).
Ма-ма-ма-ма-ма-ма -
Детям нравится Зима! (показ).

- Так как мы с вами в зимнем лесу, каких птиц можем здесь увидеть?
Дети: В лесу можно увидеть зимующих птиц: воробья, ворону…
- Как вы думаете, кого мы еще можем встретить в лесу?
Дети: Мы можем встретить белку, лису, волка, зайца...
- А ежик и медведь могут сейчас к нам выйти из леса?
Дети: Нет, потому что они зимой спят.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть сценку «Как сорока медведю спать не давала»
Сценка «Сорока и Медведь»
— Эй, Медведь, спишь, что ли?
— Хррр: Уснёшь с такой: Чего тебе, стрекотуха?
— Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну, заяц-беляк, ну птица-глухарь — это понятно. А вот Медведь: Ну кто такой Медведь?
— Охо-хо! Бестолковая ты птица. «Медведь» — значит «мёд ведающий», знаю, где мёд в лесу спрятан, потому и Медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя нету. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И никто про то не ведает, один я, медведь, ведаю. Хррр, хррр.

Физкультминутка  «Медведь».
Как на горке  - снег, снег. (Дети идут по кругу на носочках, держа руки на поясе.)
И под горкой - снег, снег. (Дети идут по кругу в полуприседе.)
И на елке  - снег, снег. (Дети идут по кругу на носочках, подняв руки вверх.)
И под елкой - снег, снег. (Дети идут по кругу в полуприседе.)
А под снегом спит медведь. (Дети идут по кругу на носочках, держа руки на поясе.)
Тише, тише... не шуметь медведя не разбудите!


Дидактическая игра "Доскажи словечко" (слайд)
- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом.
Чтение  стихотворения, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба все скользят пушинки—
Серебристые ... (Снежинки.)
На поселки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка-
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри- ,
С красной грудкой ... (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)
- Какие слова вы добавляли?
Дети: Снег, снежинки, снежок, снегопад...
- На какое слово они все похожи?
Дети: На слово снег
- Правильно, эти слова образованны от слова снег.
- Как называются слова образованные от одного слова?
Дети: Такие слова называются родственными.
- Продолжим наш путь.
- Сейчас на улице мороз, значит погода какая?
Дети: морозная погода.
- Впереди горка из снега. Горка какая?
Дети: снежная горка
- А вот видна уже дорожка изо льда, которая ведет в Снежную страну. Дорожка изо льда какая?
Дети: ледяная дорожка.
- Вот мы и добрались до Снежной страны. И нас встречает Снежный принц.(слайд)
Он  рад видеть вас,  в своей стране.

Пальчиковая гимнастика, координация речи с движением
- Снежный принц, давай поиграем в снежки. Сейчас ребята расскажут как их лепить.
Раз, два, три, четыре,  (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили.  («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий,  (Показывают круг, сжимают ладони вместе)
очень гладкий  (Гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий.  (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним  (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И... сломаем  (Топают.)

- Молодцы, а сейчас загадки от Снежного принца.


На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра (Хоккей)

Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка - для хоккея,
И она зовется (Клюшка)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (Коньки)

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой (Лыжи)

Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы (Санки)

Молодцы! Умеете загадки отгадывать!

- А теперь скажите, какие зимние виды спорта вы знаете?
Дети: фигурное катание, конькобежный спорт, хоккей, саночный спорт, лыжный спорт
- На доске выставляются картинки с зимними видами спорта. (слайд)
- Объясните, почему так назван человек: конькобежец,  саночник,  лыжник, хоккеист, фигурист.
Дети: конькобежец - потому что бегает на коньках
лыжник - катается на лыжах
саночник - катается на санках
хоккеист - потому что играет в хоккей
фигурист - занимается фигурным катанием
Игры «Кому что нужно?» (слайд)
- Кому нужна клюшка? Коньки? Санки? Лыжи? Шайба?
Дети:  Клюшка нужна хоккеисту
Коньки – конькобежцу, фигуристу
Санки – саночнику
Лыжи – лыжнику
Шайба – хоккеисту
- Спортсмены строго следят за своим здоровьем, давайте, и мы не будем от них отставать.

Массаж лица
1. Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
2. Лоб мы тоже разотрем,
Ладошки ставим козырьком.
3.Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать.
4.Щечки тоже разотрем
Ладошками своими.
5.От подбородка до ушей
Улыбка красит малышей.
6.Знаем, знаем, да, да, да!
Нам простуда не нужна

- Снежный принц предлагает, вам послушать рассказ и ответить всели в нем правильно?
Игра «Исправь ошибку»
- Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снеговика, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость, купаются, играют в снежки.

Дети: Зимой дети катаются на санках, лепят снеговика, играют в хоккей, строят снежную крепость, играют в снежки.  Неправильно, что дети зимой катаются на велосипеде, прыгают через скакалку, загорают, купаются...

- Я знаю, что недавно Дед Мороз подарил Снежному принцу снегокат. Давайте, ребята, расскажем как катался принц на снегокате. (слайд)

Чтение предложений, дети заканчивают:

На снегокате Снежный принц к горке… подъехал.
На горку ... (въехал).
Вокруг горки ... (объехал).
С горки ... (съехал).
Из парка ... (уехал).
Игра «Лабиринт»
Снежному принцу было очень интересно с вами, и он говорит вам большое спасибо! Но нам пора возвращаться. Чтобы вернуться в детский сад вам нужно пройти лабиринт.
Детям дается лабиринт и карандаши.
- Все прошли лабиринт? Никто не заблудился. Вот мы и в саду.
Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили сегодня? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

             



 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с использованием ИКТ по теме: «Насекомые».

Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые», развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.Коррекционно – образовательные...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы компенсирующей направленности. Тема «Путешествие в прошлое»

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы компенсирующей направленности.Тема «Путешествие в прошлое»...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «В поисках друзей золотой рыбке»

Конспект занятия по развитию речи  для детей средней группы компенсирующей направленности  на тему «В поисках друзей золотой рыбке»...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Внутри настольной игры»

Конспект занятия по развитию речи  для детей средней группы компенсирующей направленности  на тему «Внутри настольной игры»...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «По следам неведомого зверя»

Конспект занятия по развитию речи  для детей средней группы компенсирующей направленности  на тему «По следам неведомого зверя»...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Комнатные растения» (с элементом коллективно-творческой деятельности)

Конспект занятия по развитию речи  для детей средней группы компенсирующей направленности  на тему «Комнатные растения»  (с элементом коллективно-творческой деятельности)...

НЕТРАДИЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОНР Тема: «Путешествие в страну сказок»

Цель: Развитие интонационной выразительности речи.Коррекционно-образовательные задачи: учить использовать эмоциональную лексику в словосочетаниях и предложениях; развитие самостоятельных свя...