Конспект НОД "Составление рассказов на тему «Осенняя пора» с применением синквейнов".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Попова Ольга Николаевна

Материал предназначен для педагогических работников с дошкольниками 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx43.21 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно - образовательной деятельности для подготовительной к школе группы «Составление рассказов на тему «Осенняя пора» с применением синквейнов»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», Художественно-эстетическое развитие:

Задачи:

Речевое развитие:

-закреплять  умение составлять рассказы с применением синквейнов;

-упражнять в построении грамматически правильных предложений;

- упражнять в употреблении форм родительного падежа имён существительных;

-упражнять в сочетании прилагательных с существительными;

-активизировать словарь по теме занятия (синквейн);

 -развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 

-обогащать детский словарь новым словом - ассоциация.

Познавательное развитие:

 - упражнять в отгадывании загадок о предметах и погодном явлении;       развивать логическое мышление;

-закреплять знания детей об овощах.

Физическое развитие:

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать умение соотносить движения с текстом.

 Художественно-эстетическое развитие:

- развивать творческие способности,  фантазию, воображение;

-развивать интерес к классической музыке;

-создавать положительные эмоции.

Методы и приемы:

Практические: м/п игра, рисование, пальчиковая гимнастика.

Словесные: вопросы – ответы, составление рассказов с  применением синквейнов, загадки.

Наглядные: показ, демонстрация.

Игровые: д/игра.

Материалы и оборудование: сундучок, зонтик, резиновые сапожки, овощи (свёкла, картофель, болгарский перец, капуста), ведёрко, иллюстрации с изображениями дождя, осенние листья с загадками, фломастеры, цветные карандаши, гелевые ручки, альбомные листы, музыкальный центр, подарки от царицы Осени, панно с изображением царицы Осени.

Предварительная работа: прослушивание классической музыки: Петр Ильич Чайковский "Осень" "Охота", "Осенняя песнь", "На тройке"; Йозеф Гайдн "Осень" 3-я часть Оратория "Времена года"; чтение стихов: «Листопад»Е. Трутнева, "Осень. Тишина в поселке дачном..." Н. Матвеева, «Листопад» Н. Мински; чтение рассказов и сказок : Т.Домаренок "Золотая осень на школьном дворе", Г, Скребицкий  «Художник-Осень ("Четыре художника"),В. Сутеев "Яблоко",  В.Лукашевич "Осень"; рисование на тему «Золотая осень»; создание панно «Царица Осень»; пение песен: «Осенние подарки» (Муз. и сл. В. Шестаковой), «Листики» (Муз. Л. Беленко – сл. А. Шибицкой), «Грибы» (Слова А. Кузнецовой, Музыка Т. Попатенко), «Что нам осень принесёт?» (Слова В. Малкова и Л. Некрасовой, Музыка Л. Шеремет); беседы «, ознакомление с понятияем «синквейн»; просмотр репродукций картин :И.И. Шишкин «Ёжики», И.Э. Грабарь «Рябинка», И.И. Левитан «Золотая осень», Б.М.Кустодиев «Осеннее гулянье»; создание книжек-малышек с загадками «Осенняя пора».

                        Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы

Игровая

«Д/и « С какого дерева листок?»

Цель: упражнять в употреблении форм родительного падежа имён существительных.

М/п игра «Огород»

Цель: закреплять и обобщать знания детей об овощах.

Коммуникативная

Вопросы к детям, ответы детей.

Цель: развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Познавательно-исследовательская

Загадки

Цель: упражнять в отгадывании загадок о предметах и погодном явлении; развивать логическое мышление.

Изобразительная

Оформление синквейнов в виде графических рисунков.

Цель: развивать творческие способности, фантазию, воображение.

Музыкальная

Прослушивание аудиозаписи Антонио Вивальди "Осень" 

Цель: развивать интерес к классической музыке, создавать положительные эмоции.

Двигательная

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать умение соотносить движения с текстом.

                 

                        Логика образовательной деятельности

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанни-ков

Ожидаемые результаты

   1

Организационный момент.

Воспитатель  обращает внимание детей, стоящих рядом, на сундучок, на котором находятся осенние листья. Задаёт вопросы:

-Что это? Чей это сундучок? Как попал в группу? С каких деревьев упали эти листья?

Рассматрива-ют сундучок, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы пол-ным ответом.

  2

Основная часть.

Д/и « С какого дерева листок?»

Воспитатель показывает листочки (кленовый, берёзовый, тополиный, липовый, осиновый)  и предлагает  дать ответ по  образцу: рябиновый лист упал с рябины.

Играют в дидактичес-кую игру.

Употребляют  формы роди-тельного па-дежа имён существитель-ных.

  3

Воспитатель берёт в руки листья, на которых с обратной стороны загадки. Загадывает загадки, из сундучка достаёт отгадки (сапожки резиновые, ведёрко с овощами, иллюстрации с изображением гриба и дождя), а также предмет про который не была загадана загадка - зонтик :

1.Две резиновые «рыбки»,
Обуваю без ошибки.
На весёленькие ножки,
И гуляю по дорожке.
 (Резиновые сапожки.)

2. Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки. (Грибок)

3.Опустели осенью наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали... (урожай)

 

4. Льется он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной,

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу.         (Осенний дождь)

Отгадывают загадки о предметах и погодном явлении.

Рассматрива-ют предметы и иллюст-рации.

Отгадывают загадки о предметах и погодном явлении, опираясь на характерные признаки.

   4

Воспитатель задаёт вопрос: - О каком предмете, находящимся перед вами, не была загадана загадка?

Воспитатель предлагает составить рассказ о зонтике с применением синквейна с опорой на схему, которая находится на доске.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Ласточка» с применением синквейна.

Одному из детей, ответившему на вопрос, воспитатель предлагает изобразить синквейн в виде графических рисунков на доске мелом. Задаёт вопросы :

- Что это? Какой зонт? Что делает? Придумай предложение со словом зонт. Назови слова-предметы, которые ты вспоминаешь, говоря слово зонт.

-Эти слова называются ассоциации. Воспитатель предлагает детям повторить новое слово.

Воспитатель предлагает ещё одному ребёнку повторить рассказ о зонте.

Отвечают на вопросы.

Составляют синквейн с опорой на схему.

Повторяют новое слово.

Отвечают на вопрос пол-ным ответом.

Применяют в составлении рассказа

синквейн.

Согласовыва-ют прила-гательные с существитель-ными в роде. Составляют предложение.

Используют в речи слово- ассоциация.

  5

Воспитатель обращает внимание детей на предметы, которые достали из сундучка.

- Что находится в ведёрке? Воспитатель предлагает поиграть в игру.

М/п игра «Огород»

Играющие становятся в круг, передают из рук в руки картофель и произносят слова: 
 «Вот и осень наступила, ты смотри, да не зевай.
Не зевай, да убирай в огороде урожай.
Много овощей на грядке, назовем их по порядку.»
После этих слов игроку, у которого в руках картофель, воспитатель задаёт вопрос «Что растет у тебя на грядке»? Ребенок  даёт  ответ по образцу воспитателя: у меня на грядке   выросла  большая, хрустящая, сочная ... Дети должны отгадать, что за овощ растёт на грядке. Игра продолжается 3-4 раза.

Отвечают на вопрос.

Играют в м/п игру.

Отвечают на вопрос пол-ным ответом.

Выделяют характерные признаки предметов.

Согласовыва-ют прила-гательные с существитель-ными в роде.

  6

Воспитатель предлагает присесть на стульчики и самостоятельно составить рассказы с применением синквейнов, о тех предметах и погодном явлении, о которых были загаданы загадки. Изобразить в виде рисунков, на альбомных  листах,  при помощи различных изобразительных средств на выбор (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши и т.п.).

Воспитатель включает запись музыки Антонио Вивальди "Осень".

Составляют синквейны. Рисуют.

Слушают музыку.

Составляют предложения.

Изображают графически предметы, признаки, действия, предложения.

   7

Пальчиковая гимнастика «Грибы»  

(воспитатель проводит во время работы над самостоятельным составлением синквейнов)

Топ-топ — пять шагов,                          (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов.                    (Показали 5 пальцев правой руки.)

Первый маслёнок ,                       (Загибают пальцы на одной руке.)

А второй — лисичка,        

Рыжая косичка.        

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь их смело!

(Затем выполняется на левой руке)

Выполняют

пальчиковую

гимнастику.

Соотносят движения с текстом.

   8

Воспитатель предлагает, двоим ребятам рассказать свои рассказы с опорой на свои рисунки. Воспитатель предлагает заслушать остальные синквейны в режимных моментах.

Воспитатель задаёт вопрос:

- Сапожки резиновые, овощи, гриб, дождь, листочки и  зонтик. С каким, словом ассоциируются эти предметы и погодное явление?

- Так чей же это сундучок?

Воспитатель показывает панно, на котором изображена Царица Осень. Раздаёт подарки от Осени.

Двое детей рассказывают, а остальные слушают.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос пол-ным предло-жением.

Используют в речи слово- ассоциация.

Рассказывают рассказы с опорой на свои рисунки.

    9

Подведение итогов:

Воспитатель задаёт вопросы:

-Что полезного вы узнали?

-В чём испытали затруднения?

- Что бы вы хотели узнать нового?

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос пол-ным предло-жением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД « Составление описательного рассказа по теме «Посуда» с использованием неполного «синквейна»

Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности по О.О. "Развитие речи" « Составление описательного рассказа по теме «Посуда» с использованием неполного «синквейна»...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Календарно-тематическое плнирование на тему "Осень - пора золотая, осень - пора урожая"

Календарно-тематическое плнирование на тему "Осень - пора золотая, осень - пора урожая"...

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...

Конспект занятия на тему "Осень" с использованием технологии синквейн

Данное занятие поможет детям понять и запомнить стихотворение....