Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «На помощь к жителям сказочного леса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лебедева Ильяна Михайловна

Экологическое занятие по развитию речи соответствует ФГОС с использованием ИКТ на закрепления признаков весны в старшей. Совершенствуем произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках, упражняем детей в подборе антонимов, умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний, в суффиксальном образовании слов, закрепляем умение называть прилагательные и глаголы к существительным, воспитываем внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №35»Маленькая страна»

 

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе

на тему: «На помощь к жителям сказочного леса»

Подготовили:

Воспитатели МБДОУ №35 «Маленькая страна»

Лебедева И.М.

г. Альметьевск

2017

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему

«На помощь к жителям сказочного леса»

Цель: развитие всех компонентов устной речи.

Воспитательные задачи:  воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, формировать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Развивающие задачи: развивать умение образовывать существительные с уменьшительными суффиксами, расширять запасы антонимов, формировать умение употреблять слова подходящие к ситуации, развивать связную речь.

Образовательные задачи: формировать умение связно, последовательно и выразительно воспроизводить текст без помощи взрослого, интонационно передавать диалоги действующих лиц, давать характеристики зверям.

Образовательная область: речевое развитие.

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы

Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Приёмы: художественное слово, дидактические игры, словесные игры, ИКТ, сюрпризный момент, вопросы, рассматривание картин, беседа, инсценировка, поощрение.

Наглядные средства обучения: сюжетные картинки «Весна», слайды «Звери», «Звери и их детеныши», «Лесные жители», «Бурый медведь», «Анимационные картинки с медведем».

Словарная работа:

  • Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках
  • Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением.
  • Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
  • Упражнять в суффиксальном образовании слов.
  • Закрепить умение называть прилагательные и глаголы к существительным.
  • Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о весне, беседы о явлениях природы весной, о лесных зверях, о поведении в лесу, подбор картинок для игры, разработка интерактивных игр, подбор слайдов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте  с ними поздороваемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам телеграмму.

"Здравствуйте, дорогие ребята! Поздравляем  вас с наступлением весны! Все звери нашего Сказочного леса готовятся праздновать приход весны. На большой поляне будет чаепитие. Каждый принесет угощение. Белки – орешки, ежи – яблоки, лоси – грибы, зайцы – морковку. А меда у нас, видимо, не будет. Мишка не просыпается от зимней спячки. Как его разбудить мы не знаем. Помогите, подскажите. Ждем вас!»

Воспитатель: Ребята, нужно помочь  зверям Сказочного леса. Но прежде чем, мы отправимся в Сказочный лес, давайте вспомним, какие звери обитают в лесу?

Интерактивная игра « Звери и их детеныши».

Задание «Угадай по описанию».

- лесной зверь, она маленькая, запасает орехи на зиму, (белка)

- лесной зверь, он большой, у него густая серая шерсть, его называют «санитаром леса», (волк)

- Лесной зверь, он маленький, у него мягкая пушистая шерсть, он быстро бегает и скачет (заяц)

- Лесной зверь, она большая, шерсть пушистая, рыжая, охотится на мышей и других лесных жителей (лиса)

- Лесной зверь, он большой летом гуляет, любит ягоды и мед, зимой спит (медведь).

- Лесной зверь, он маленький, колючий грибы, ягоды собирает (еж).        

Воспитатель:

Ребята, Зверей мы назвали, а теперь назовите  их детенышей

(если называем правильно – хлопок)

- бельчонок;

- волчонок;

- зайчонок;

- лесенок;

 -медвежонок;

- ежонок.

Воспитатель: Молодцы, ребята, но нам нужно отправляться в дорогу.  Давайте, вспомним правила поведения в лесу.

Презентация

«Правила поведения в лесу» (должны быть про весенний лес)

Ребенок 1: Гнездо на ветке-

Птичий дом

Вчера птенец родился в нем.

Ты птичий дом не разоряй.

Ине кому не позволяй.

Ребенок 2: Стоят деревья – великаны

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – « на память!»

Но так жестоко поступать

Нельзя деревья обижать!

Пускай они в лесу растут

Добро и красоту несут…

Ребенок 3: Чтоб было по лесу приятно гулять

Не надо бутылки и мусор бросать,

Если лес не беречь, он погибнет

И беда всех людей настигнет!

Ребенок 4:   У леса музыка своя

Её послушайте друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам!

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Ребенок5: Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ!
Учат нас беречь планету – ведь другой, похожей, нету!

 Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, как нужно себя вести в лесу. А теперь нужно спешить, подойдите ко мне. (Дети подходят к воспитателю). - Для этого нужно закрыть глаза, повернуться и сказать: «Раз, два, три повернись,  в сказочном лесу очутись».

Воспитатель: Вот мы  и очутились в Сказочном лесу. 

Интерактивная игра «Природные изменения в весеннем лесу».

Составление рассказа по картинкам.  

Воспитатель: Ребята давайте составим рассказ о весне и назовем признаки весны.

Ребята, давайте составим рассказ «Весна в лесу» с помощью картинок. Я начинаю рассказ, а вы заканчиваете. Наступила… (весна).   Ярко светит … (солнце). В лесу тает снег, бегут… (ручейки). Появляются проталины, распускаются… (подснежники). На деревьях набухают… (почки). Возвращаются…(птицы) с юга) (грачи, скворцы, стрижи, соловьи – уточнить?).   Весной просыпаются…(медведь и еж). Белка и заяц меняют… (шубки). Весной у диких животных появляются…(детеныши). Хорошо весной!

Воспитатель: Красивый рассказ о весеннем лесе у нас получился.

Воспитатель: Ребята, но нам нужно торопиться в дорогу, давайте спросим у ёлочки, как найти дорогу к берлоге к Мишке.

Подходят к Ели - здороваются. Здравствуй, елочка.

Ребенок:  

Ёлка летом просто ёлка: Тронешь ветку – пальцам колко,

Паутиной ствол обвит, Мухомор внизу стоит.

Вот когда зима придет, Ёлка будто оживет:

На морозе распушится, Под ветрами распрямится,

Вовсе не колючая, Как цветок пахучая

Пахнет не росой, а медом, Ёлка пахнет Новым годом!

Подходят к Ели - здороваются. Здравствуй, елочка. Скажи нам, пожалуйста, как пройти к Мишке?

Елочка: Я помогу вам, только поиграйте со мной. У меня есть и сюрприз. (Выносит корзину для игры).

Воспитатель: Игра называется «Колкие иголки»,   взяли в руки мячики и повторяем за елочкой (Дети катают мяч между ладонями, сначала медленно, затем быстрее).

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки,

Но еще сильнее, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Елочка: Мне очень понравилась с вами играть. Возьмите клубок и он укажет вам дорогу. (Дает  детям клубок).  

Дети: (благодарят елочку). Спасибо елочка.

Воспитатель: Идем по дорожке. Ребята, а кто это там так громко спорит? Давайте у них спросим дорогу!

Мини сценка: Это моя шишка, нет, это моя шишка.

Воспитатель: Здравствуйте! Вы кто?

Алиса: Просто так мы Вам не скажем, мы загадкой Вам подскажем!

Белочки читают загадку.

Ребенок1: Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Ребенок2: Кто в дупле орешки прячет

Сушит на зиму грибы? (ответы детей).

Ребенок1 читает стихотворение про белочку.

Запасы летом соберу,

Потом в дупло я их сложу,

Орехи, ягоды, грибы –

Пойдет всё белке для еды.

Воспитатель: Белочки,  а не хотите с нами поиграть? Игра называется  «Скажи наоборот»  я буду называть слово, а тот, кому я передам клубок, называет слово, наоборот, в обратном значении.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» 

зима – лето

осень- весна

день – ночь

холодно – тепло

солнечно – пасмурно

снег – дождь

высоко – низко

светло – темно

звенит – журчит

ветрено – безветренно

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы  выполнили   и это задание. Белочки, мы к Мишке в гости идем. Вы хотите пойти с нами?

Белочки: Хотим.

Воспитатель: Ой, ребята, а здесь Ежик! Давайте попросим его дорогу показать к Мишутке.

Ёжик:  Я колючий, ну и что ж? Я не мячик, я же еж!

Если уколю, не плачь! Я ведь ежик, а не мяч!

(после каждого предложения произносит звук ф)

Ежик: Помогите мне справиться с язычком, и я вам обязательно помогу. (Ежик непонятно говорит, ему нужно показать, как нужно говорить правильно). (Музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Ёжик. Ты очень красиво произносишь звук (ф), а давайте ребятки повторим за ёжиком (вместе с ёжиком повторяем звук ф). Ёжик, а ты знаешь, что наши ребятки могут красиво произносить звук л. А  хочешь, мы и тебя научим произносить звук л.   Ребята, давайте покажем, как работать можно с язычком. Ребята и ты ёжик повторяйте за мной: (проговариваем чистоговорку).

Ла-ла-ла – белочка спала;

Ло-ло-ло – у сосны дупло;

Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

ля-ля-ля – вот моя земля;

ли-ли-ли – мы козу пасли;

лю-лю-лю – я вас всех люблю.

(Повторяем тихо, громко, можно одного ребенка попросить сказать вопросительно, другого ребенка – с восклицательной интонацией).

Ежик: Ребята, да с такими успехами вы все преодолеете. Спасибо. Дальше вам по той дороге (указывает дорогу).

Воспитатель: Ёжик, а хочешь с нами пойти!

Ёжик: Хочу.

Выходит по дороге Лиса, рассказывает стихотворение.

Лиса: Обо мне кругом судачат,

Что люблю я всех дурачить,

Что в лесу среди зверей

Не найти меня хитрей.

Только я не виновата,

Что немного плутовата,

Что чуть-чуть бесстыжая,

Да ещё и рыжая!

Воспитатель: Тогда вперед, в дорогу! Посмотрите, а вот и лисичка, давайте у неё спросим, как пройти к Мишутке.  

Воспитатель: - Здравствуй, Лисичка может помочь тебе чем?

Лисичка: Здравствуйте, очень песенки люблю, а петь я не могу.

Воспитатель: А хочешь, мы тебя научим петь?  Ребята, какие вы знаете согласные и гласные звуки?

Гласные звуки: а, у, о, ы, и, э. их легко можно пропеть, согласные звуки их трудно пропеть, то в язычок, то в нёбо упирается).

Воспитатель: А давайте ребята, мы с вами пропоем эти звуки и ты Лисичка с нами пой. (Музыкальное сопровождение). Ну что Лисичка научилась петь?

Воспитатель: Правильно ребята, теперь мы помогли и лисичке. А теперь я  предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка  «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Лисичка: Спасибо вам ребята, что научили меня петь, вам по той дороге (указывает дорогу).

Воспитатель: Лисичка,  а пойдем с нами. Теперь уже не далеко осталось до Мишутки и нам ничего не страшно. Ребята, посмотрите, а вот зайка, давайте у него и спросим, как пройти к Мишутке.

Зайка: В лесу недолго до беды,

Но заяц – не простак.

Умею запутывать следы Вот так!

Туда, сюда, петляю след,

Вперед, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет Прыг-скок!

Воспитатель: Здравствуй, Зайка, не подскажешь  нам, как пройти к Мишутке?

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

Формулировка задания:

Задание трудное! Но мы, обязательно, с ним справимся! Каждому из вас нужно назвать чей предмет, голосом того животного которое Вы увидите в правом нижнем углу!

Презентация, выходит картинка с животным (голосом которым говорит ребенок), а потом выходят слова – дети говорят мой…, моя…, моё…!

Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием.  Идем дальше, уже недалеко находится Мишуткин домик. Зайчик пойдем с нами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот Мышка.

–Здравствуй, Мышка, покажи нам дорогу к Мишутке?

Мышка: Конечно, помогу, а вы поиграете со мной?

Воспитатель: Конечно, мы с тобой поиграем. и «Что делает», а подбирать слова мы будем к слову «Мишка».

Интерактивная игра «Скажи, какой? Что делает?»

Я буду передавать клубок, а вы будите отвечать на вопросы «Какой?» (на доске картинка «Мишка») Мишка /какой?/ – большой, добрый, коричневый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый.

А теперь смотрим на доску и говорим – Мишка /что делает?/ – спит, ходит, бегает, кувыркается, пляшет, радуется, лапу сосет, играет, и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились. Ребята, пока мы с вами шли по Сказочном лесу,  Весна так быстро наступила. Растаяли сугробы. А кто знает и нам скажет пословицы, поговорки о весне.

- Вода с гор потекла – весну принесла.

- Апрель – пора большой воды.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Мишутка сам проснулся к нам вышел. Здравствуй, Мишутка.

Мишутка: Здравствуйте, ребята, я так рад вас всех видеть (в руках бочонок с медом). Как же долго я спал, солнце так ярко светит, снег растаял, потекли ручьи, появились проталины и я проснулся. Очень рад, что Вы ко мне в гости пришли! А у меня гостинец для Вас!

Воспитатель: Спасибо Мишутка.  Присаживайся! А у нас наступила Весна, и наше путешествие подошло к концу. Нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад (встают возле воспитателя в круг и говорят) - «Раз, два, три дома очутись».

Заключительная часть:

Воспитатель:  Ну, вот ребята, мы с вами и в детском саду, скажите, пожалуйста, понравилась вам сегодняшнее путешествие? (ответы детей)

  • Ребята, где мы сегодня побывали? (Мы сегодня были в Сказочном лесу).
  • Кого мы встретили в Сказочном лесу (Ребята, перечисляют персонажей).
  • О ком сегодня расскажите сегодня маме и папе?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»” .

Программные образовательные задачи1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение; выразительно читать его с естественными интонациями;2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэт...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по теме "Кругобуквенное путешествие"

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по теме "Кругобуквенное путешествие"...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: «Приключения в осеннем лесу»

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: «Приключения в осеннем лесу» Цель: формирование связной речи посредством составления рассказов по карт...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в страну красивой речи»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Путешествие в страну красивой речи"...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Одежда"

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Одежда"...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Грибы"

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Грибы"...