Мастер - класс "Модель - подсказка, наглядность, зрительная опора"
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Некрасова Ирина Васильевна

Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе со старшими дошкольниками по развитию звуковой культуры речи посредством  методики В. М. Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Модель – подсказка, зрительная опора, наглядность»

Вьюгова Ирина Васильевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 82»

Целью мастер – класса является  повышение профессиональной компетентности педагогов в работе со старшими дошкольниками по развитию звуковой культуры речи посредством  методики В. М. Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков»

Задачи:

- познакомить педагогов с методикой В. М. Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков»

-дать педагогам возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Участники: 10- 12 человек

Время проведения: 15 минут

Место проведения: музыкальный зал

Оборудование: памятки – расшифровки моделей артикуляции звуков, зеркала,

Д/и «Звуковые кубики», 4 стола, экран, проектор.

План проведения мастер - класса:

Теоретическая часть:

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вам мастер – класс на тему: «Модель – подсказка, зрительная опора, наглядность»,  и познакомлю вас методикой В. М. Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков»

Хочу начать со слов известного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского:

 «Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления».

Уважаемая аудитория прошу обратить ваше внимание на экран. На слайде  представлены проценты 20%, 28%, 24%, 28%.

И у меня к вам вопрос: как вы думаете, что могут обозначать эти  проценты?

(ответы аудитории)

- По результатам педагогической диагностики речевого развития   у детей в старшей группе, мною  были выявлены следующие проблемы:

У 28% детей речь была в норме, с  нарушениями  звукопроизношения у 28% детей, с нарушением фонематического слуха  у 20% детей, с нарушением и  звукопроизношения и фонематического слуха у 24% детей;

- Проанализировав данные факты, выявились  проблемы в развитии звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

 Для решения данной проблемы мною были изучен опыт таких известных педагогов как: Алисы  Михайловны Бородич «Методика развития речи детей», Анатолия  Ивановича Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок», Марины Федоровны Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и других авторов.

Меня заинтересовала методика Валентины Михайловны  Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков».

Мною  был разработан  проект «Развиваем речь вместе».

Цель проекта: повышение уровня звуковой культуры речи  у старших дошкольников посредством методики В. М. Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков».

Задачи проекта:

1.Разработать систему методов по формированию звуковой культуры речи используя методику В. М. Акименко «Обучение дошкольников грамоте с применением моделей артикуляции звуков».

2. Формирование педагогической компетентности у родителей в вопросах звуковой культуры речи у старших дошкольников.

3. Обогатить РППС по образовательной области «Речевое развитие» образно – символическим материалом для развития речедвигательного аппарата и фонематического слуха в самостоятельной и совместной  деятельности детей.

 - В рамках проекта был разработан кружок «Учимся говорить правильно»

Алгоритм занятия кружка:

 1.Интерактивная        артикуляционная гимнастика с включением моделей артикуляции звуков.

2.Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

3.Дыхательная гимнастика.

4.Дидактические речевые игры с использованием моделей.

5.Подражательные игры со звуковым сопровождением и использованием моделей

С родителями проведен семинар - практикум «Помоги своему ребенку говорить правильно», папка – ширма, буклеты  «Знакомство с моделями артикуляции звука по методике В.М. Акименко»⦋2,7-10⦌

Практическая часть:

Уважаемые участники мастер- класса, сейчас я вам предлагаю рассмотреть  игру «Звуковые кубики».

(участники рассматривают кубики)

- И у меня к вам вопрос: понятна ли вам игра «Звуковые кубики»?

( ответ участников – нет, нам не понятны, какие модели обозначают тот или иной звук)

- Предлагаю вам, рассмотреть  памятки – расшифровки моделей  артикуляции звуков и попробовать проговорить модели артикуляции  звуков с их помощью используя зеркала.(проговаривают звуки по памяткам, используя зеркала)

- Получилось ли у вас проговаривать звуки с помощью памяток – расшифровок?

- Какие звуки  не получилось проговорить?(ответы участников)

- С какими трудностями вы столкнулись?(ответы участников)

Для того чтобы у детей не возникали трудности при  знакомстве с моделями артикуляции звуков, Валентина Михайловна Акименко  разработала последовательность работы с ними.

И я попробовала ее применить на своей практике. Прошу ваше внимание на экран.

Модели артикуляции звука - это  наглядность, зрительная опора, подсказка. Ребенок смотрит на модель, сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки так, как указанно на модели.

 В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования.

Последовательность работы с детьми, используя модели артикуляции звуков:

1.произносится и артикулируется звук;

2.называют звуки в сплошном потоке. Ребенок показывает модель артикуляции отрабатываемого звука;

3.устаналивается соответствие между положением органов артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующего звука;

4 в слоговом  ряду найти лишний, отличающийся одним звуком слог и показать его модель артикуляции;

5 подобрать слова на заданную модель артикуляции;

6 выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

7 выделить звук в слове (в начале, середине и конец), показывая модель артикуляции звука;

8 соотношение модели артикуляции звука с иммитационными движениями (животных, насекомых, птиц, транспорта, людей, музыкальных инструментов и т.д.) ⦋1, 55⦌

 -Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в этюде на перевоплощение  «Воробушек клюнул таракана».

Но для того чтобы начать игру нужно познакомится с моделью артикуляции звука «и». Вы его видите на экране, давайте проговорим этот звук и посмотрим как он обозначается.  (проговариваем звук)

Послушайте внимательно правила игры:

Я читаю текст, а вам нужно превратится в того героя, и выполнить движения  которые  вы услышите и проговорить звук «и» когда  вы увидите  карточку со звуком [и]. (участники играют)

Промежуточная рефлексия

- Как вы думаете, какая цель у этой игры? (ответы участников)

- Какие задачи можно решить через эту игру? (ответы участников)

-Получилось ли у вас запомнить модель артикуляции звука «и»? (ответы участников)

-Молодцы, спасибо за игру.

- Предлагаю вам сейчас поиграть со «Звуковыми кубиками».

Первая  игра под названием «Живые модели».

Послушайте правила игры: на экране появляется картинка с изображением животных, и вам необходимо найти  модель артикуляции звуков, находящихся в данном слове  и построится в шеренгу.(участники играют)

- А сейчас поиграем не много по другому, на экране для вас будет представлена модель слова, и вам нужно с помощью этой модели правильно прочитать слово, затем правильное слово появится на экране.

- Скажите, пожалуйста, у кого получилось сразу же найти правильную модель звука, а кому было сложно найти соответствующую модель? (ответы участников)

- Если у вас не возникли затруднения при выполнении, значит вам не сложно будет объяснить детям модели артикуляции звуков  В. М. Акименко. Вы молодцы.

- А для тех, кому было сложно и появилось желание  подробнее познакомиться с этой методикой, я с удовольствием поделюсь своими наработками, методическим материалом.

Рефлексия.

Уважаемые участники прошу ваше внимание на экран. На экране вы видите план работы.

-Могли бы вы, поэтому плану рассказать, что вы делали?

(Участники рассказывают свою деятельность)

И в своей деятельности с детьми я работала по этому плану для достижения положительных результатов.

1. рассматривали модели артикуляции звуков, запоминали.

2.  проговаривали звуки с помощью  памяток - расшифровок  моделей артикуляции звуков.

3. проигрывали дидактические  игры: «Этюды на перевоплощение», «Живые звуки», «Звуковые кубики», «Назови звук».

Система работы  проекта «Научите меня говорить правильно»  позволила мне получить  следующие результаты по развитию звуковой культуры речи у детей:

 Повысились показатели у детей: с нарушением звукопроизношения на 8% , с нарушением фонематического слуха на 12% ,с нарушением и  звукопроизношения и фонематического слуха у 12%.

У тех детей, у которых ещё есть проблемы со звукопроизношением,  отмечается положительная динамика. Дети осознают, что им необходимо красиво и правильно говорить, с удовольствием и целеустремленно выполняют все речевые упражнения, используя при этом модели артикуляции звуков.

Спасибо большое за внимание!

Библиографический список:

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно – метод. Пособие/ В. М. Акименко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 105
  2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.-245

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор

При заучивании стихов с детьми - логопатами наиболее эффективно использование метода иллюстраций....

Чистоговорки со зрительной опорой.

Чистоговорки - это специальные речевые упражнения, которые способствуют отработке навыка произнесения звуков и их сочетаний. Использование чистоговорок с опорой на зрительное восприятие способствует л...

Картотека чистоговорок со зрительной опорой

Чистоговорки со зрительной опорой...

Чистоговорки со зрительной опорой

Цель: формирование и совершенствование фонематического слуха и лексико – грамматических категорий...

«Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи. Особе...