«Звуки (с-сь) и буква «С»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Виктория Вениаминовна Карзакова

 

Цель: Учить ребенка подбирать звуки (с – сь) изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно их использовать.

Задачи:

- закрепить правильное выполнение артикуляторных упражнений;

- закрепит правильное произношение звуков с – сь;

- развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мягкую моторику;

- упражнять детей в определении места звука в слове (начало, середина, конец);

- учить правильно, обозначать мягкость и твердость согласного соответствующим цветом (синие и зеленые вагончики);

- упражнять в составлении предложений со звуком с и сь;

- отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках, в чистоговорках;

- закрепить зрительный образ буквы «с».

Материал: картинки со звуком с и с', мальчик Саша и девочка Симона, солнце, шапочки птиц на звуки с и с', ваза синяя и зеленая, цветы на звуки с и с', вагончики синие и зеленые по 3 штуки, слоги, цветные нитки и фланелеграф.

В.: Ребята, чтобы язык хорошо работал, на занятиях мы с вами сделаем гимнастику для языка.

1. «Вкусное варенье»: представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывай рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.

2. Качели»: Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счет «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - подними язычок за верхние зубы. Повторять пять-шесть раз.

3. «Часики»: Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз.

4. «Блинчики»: Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Пальчиковая гимнастика:

1. Пальчики несли большой багаж.

И, конечно же, устали.

Пальцам сделаем массаж

Чтоб быстрее отдыхали.

(дети растирают все пальчики несколько раз подряд).

2. Мы ладоши сложим вместе,

Словно их слепили тестом.

Начинаем опускать,

Только, чур, не разжимать!

(Дети складывают ладоши вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны).

Дыхательные упражнения.

1. «Насосы»: Насос большой работает вдох и выдох «С», маленький насос вдох и выдох «СЬ». Часто повторять.

В.: Я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.

Солнце греет все теплей,

Начинается капель.

Снег с полей бежит ручьями,

Вы то время угадали? /Весна/

У вас ребята весной бывает какое настроение?

Дети: Радостное, веселое, грустное, печальное, хмурое, злое……

В.: Выкатило весеннее солнышко на небе и растопило снег на полянке и распустились красивые цветы. Саша и Симона нарвали цветы и принесли их в группу, а расставить их в вазы они не могут. Давайте им поможем правильно распределить цветы. В синюю вазу поставим те цветы, если в названии цветка слышится твердый «С», а в зеленую вазу, если слышится мягкий «СЬ».

Дети: Нарцисс – ставим в синюю вазу, сирень – зеленую, гладиолус, астра, ирис и т.д.

В.: На запах весенних цветов посмотрите, кто к нам прилетел?

Дети: Оса.

В.: Она нам принесла интересную игру чистоговорки. Хотите поиграть?

- СА – СА- СА, прилетела к нам, Кто? /Оса/

Повторите дети еще раз четко.

- СО – СО – СО, у машины что? /Колесо/

- СЫ – СЫ – СЫ, у сома…? /Усы/

- ИСКА – ИСКА, на столе…..? /Миска/

- АС – АС – АС, купила …..? /Квас/

В.: Ребята Саша и Симона любят играть с вагончиками. У Саши вагончик синего цвета и с тремя окошками, если в начале звук «С» слышите, то 1 окошко, если в середине, то 2 окошко, если в конце, то 3 окошко. А у Симоны вагончик зеленого цвета (те же действия, только со звуком «СЬ»).

Физкультурная минутка «Птицы»

Птицы летят, крыльями машут,

Нагнулись над водой - качают головой.

Гордо и смело умеют держаться

Тихо, бесшумно на землю садятся.

В.: Ребята к нам погреться под теплыми лучами солнца прилетели птицы, они необычные, а говорящие.

Дети: Я ласточка в моем названии твердый согласный звук «С» /У артиста маска, у солдата каска/.

Я сова в моем названии твердый звук «С» / У Сани папа артист, он в спектакле солист/.

Я синица, в моем названии есть мягкий согласный «СЬ» /Наступила весна, подросла сосна/.

/Автослесарь привез для самосвала насос; Появился росток – распустился листок; Стол с весами, солнце с небес амии; Лиса со скалкой. Света со скакалкой; У Сани пес, а у пса нос; Рядом с паласом пылесос, рядом с колесом насос; В миске кислая капуста, а в пустой кастрюле пусто./

Игра «Что с чем?»

Сад со сливами и абрикосами;

Самолет с колесами и с хвостом;

Весы с маслом и сыром;

Суп с фасолью и с чесноком;

Песочница с песком и с совком;

Сумка с капустой и с редиской;

Подсолнух с листьями и с лепестками;

Столовая со столами и со стульями;

Мост с автобусом и с троллейбусом;

Поднос со стаканами и с мисками;

Миска с капустой и со свеклой;

Слойка с маслом и с сахаром;

Стаканы со смородиной и с брусникой;

Скамейка с киской и с собакой;

Лес с кустами и с соснами;

Скатерть с полосками и с рисунками;

Стул со спинкой и с сиденьем;

Квас с сахаром и с сухарями.

Игра «Составь предложение по картинкам».

Например:

Саша и Ваня собирают в саду сливы, абрикосы, смородину.

Старшеклассники сажают свеклу, редиску, чеснок.

Лиса с совой поссорились.

В сетке карась.

Снеговик сделан из снега.

Чтение слогов СИ, СЮ, СЫ, СЕ, СЁ, СО, СА, СУ, СЯ

В.: Ребята мы сегодня с каким звуком знакомились?

Дети: «С» и «СЬ»

В.: давайте ребята придумаем цветными нитками на фланелеграф буковку С и подарим нашим гостям, Симоне и Саше на память.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".

Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".

Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’]  изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...

Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".

Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР....

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...