Тема: Звук [а], буква А. Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пестрикова Татьяна Александровна

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  - уточнить произношение звука [а];

  - определять позицию звука в слове;

  - формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»;

 Коррекционно – развивающие:

 - учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;

 - развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

 - учить детей изменению силы и высоты голоса;

 - развивать фонематический слух и восприятие;

 - формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_a.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [а], буква А.

Цель: Закреплять правильное произношение звука [а],

познакомить с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  - уточнить произношение звука [а];

  - определять позицию звука в слове;

  - формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»;

 Коррекционно – развивающие:

 - учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;

 - развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

 - учить детей изменению силы и высоты голоса;

 - развивать фонематический слух и восприятие;

 - формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Демонстрационный материал: схема отличия буквы от звука, буква А,  предметные картинки (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина).

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, красные фишки, синие фишки, счетные палочки.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент).

Правило поведения на занятии.

 - Раз, два, три, четыре, пять

 Будем мы сейчас опять

 Смотреть, слушать, размышлять,

 Но друг другу не мешать.

 Внятно, четко говорить,

 Не вертеться, не шалить.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

 - Ребята, отгадайте загадку.

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

 - Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а])

 - Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].

2. Развитие артикуляционной моторики.

 - Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

 - упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

 - упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

-Развитие диафрагмального дыхания.

 - А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

-Голосовые упражнения:

 - Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

 - А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

4. Акустико – артикуляционный образ звука.

 - Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

5. Развитие фонематического слуха.

 - Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина). Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [а]. Говорим название дерева, длительно произнося звук [а]. (берёзааа, осинааа, соснааа, рябинааа)

6. Соотношение звука с буквой.

 - Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

 - Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе.

7. Физминутка «Листочки».

 - А теперь давайте превратимся в листочки.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились – полетели

И на землю тихо сели.

8. Автоматизация звука в слогах, словах.

 - Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.

 - Выкладывание схемы  слогов из  цветных фишек.

 - Звуковой анализ слова «МАК».

 - Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.

 - Определение места звука в слове.

9. Подведение итогов занятия.

 - Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

 - Доскажите словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а, берез…а, сосн…а, ветк…а, осин…а, собак…а, калин…а, рябин…а.

 - Звук [а] какой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Закрепляем правильное произношение звуков

Семинар-практикум для родителей...

Закрепляем правильное произношение поставленных звуков дома (На заметку родителям)

Информация для родителей, как закрепить правильное произношение поставленных звуков у ребенка дома....

Консультация для родителей "Закрепляем правильное произношения звуков в чистоговорках, пословицах"

Часто родители не могут найти или подобрать нужный речевой материал для автоматизации поставленного звука у ребенка в домашних условиях. Эта подборка чистоговорок и пословиц поможет в играх и занятиях...

Консультация для родителей "Закрепляем правильное произношение поставленных звуков дома в слогах и словах"

Наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной ...

Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Автоматизация звука "Ш"  Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...

Как закреплять правильное произношение звуков

Этапы автоматизации правильного звукопроизношения...