«Путешествие в страну сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

«Путешествие в страну сказок»

(открытое занятие по развитию речи в старшей группе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.odt23.08 КБ

Предварительный просмотр:


«Путешествие в страну сказок»

(открытое занятие по развитию речи в старшей группе)

Тема: «Путешествие в страну сказок»                                                                            Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.                                                      Программные задачи:                                                                                                                           - закрепить знания о сказках;                                                                                                              - закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;                                                  - упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;                                                                                                            - совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине;                                 - развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;                                  - воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;                   Интеграция образовательных областей:                                                                                 Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;                                                                                     Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;                                                                                                        Социально-коммуниативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;                                                                              сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;                      Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;                                                                                                         Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства                при восприятии произведений музыкального творчества;                                                        Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, загадывание загадок, счёт, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;                       Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки»;                                                                                               Материалы и оборудование: мультимедийный проектор и экран, ноутбук, презентация «В гостях у сказки», два шнура, карточки с гномами, карточки «фрукты и ягоды», трафареты «стаканы и баночки» для игры «Приготовим угощение», индивидуальные зеркала, шаблоны разноцветных цветов с изображением героев сказок с обратной стороны, сюжетная картина, медали.

Ход:                                                                                                                                               - Ребята вы любите сказки?                                                                                                                 - Какие вы знаете сказки? Назовите.                                                                                                      - А какие бывают сказки? (народные, авторские).                                                                                               - Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).                              - Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).                                                                                                                                                         - Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)                                      - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в стране сказок, там нас ждёт много загадок и заданий. А на чём можно отправиться в путешествие? (дети могут назвать)                                                                                                - А полетим мы туда на воздушных шариках.                                                                                 Дыхательная гимнастика:                                                                                                                                                                  Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).                                                                                                                                                      (Руками изображают шар)                                                                                                                                 - А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).                                                                                                                    - Вот и попали мы с вами в сказочную страну.                                                                                       - Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:                                                                                                                          (Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»)                                                          Добрый – злой                                                                                                                     Смелый – трусливый                                                                                                              Мудрый – глупый                                                                                                                  Жадный – щедрый                                                                                                         Трудолюбивый – ленивый                                                                                                          Веселый – грустный                                                                                                                    Друг – враг                                                                                                                             Правда – ложь                                                                                                                        (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).

Слайд 1 (Муз. заставка «В гостях у сказки»)                                                                                           - А теперь посмотрите на экран, в нём спрятались сказочные герои, отгадайте их.                                                                                                                                                 Слайд 2                                                                                                                                                                        Возле леса, на опушке,                                                                                                                     Трое их живет в избушке.                                                                                                              Там три стула и три кружки,                                                                                                                      Три кроватки, три подушки.                                                                                                      Угадайте без подсказки,                                                                                                               Кто герои этой сказки?                                                                                                               Слайд 3                                                                                                                                                     - Сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок. Как их звали?                                                                                                - А кто ещё герой этой сказки? (Машенька)                                                                                                           - А Машенька испугалась трех медведей?                                                                                                     - Конечно, испугалась Машенька, если:                                                                                                    - У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково: (лапки).                                                          - А у медведя огромные – (лапищи).                                                                                                              - У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).                                                                                   - А у медведя? (глазищи).                                                                                                                   - У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).                                                                                - А у медведя? (носище).                                                                                                                          - У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).                                                                                                                                  - А у медведя? (ротище).                                                                                                                            - Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).                                                    - Слушайте следующую загадку.                                                                                            Слайд 4                                                                                                                                                       С зеркалом вела беседу                                                                                                          Королева до обеда,                                                                                                                                  А оно правдиво было,                                                                                                                 Красоту её хвалило.                                                                                                                             Но принцесса стала краше,                                                                                                                  Всех красавиц лучше даже…                                                                                                                          И тогда принцессу эту                                                                                                                            Мачеха сжила со свету.                                                                                                                      Что случилось – каждый знает,                                                                                               Сказку сразу отгадает. Сказка «Белоснежка и семь гномов»                                             Слайд 5

- Давайте сосчитаем всех гномов из этой сказки. Будем считать и называть их. (1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов)                                                               - Узнайте следующего героя, из какой он сказки?                                                                Слайд 6                                                                                                                                                 Любит тортики, варенье,                                                                                                             Сушки, сладости, печенье.                                                                                                                    Он упитанный вполне.                                                                                                                                   И пропеллер на спине! (Карлсон)                                                                                        Слайд 7                                                                                                                                                - Как правильно называется эта сказка? («Малыш и Карлсон»)                                                              - Что больше всего любил кушать Карлсон? (Сладости)                                                                            - Давайте для Карлсона приготовим угощение: варенье и сок. Вы знаете, что варенье хранят в баночках, а сок пьют из стакана (картинки выставляються на доске) Угощение будем готовить из фруктов и ягод. Назовем давайте их.                       Дидактическая игра «Приготовим угощение для Карлсона»                                                       - Ксюша, какое ты угощение приготовила? (Я приготовила вкусное малиновое варенье).                                                                                                                                                    - Матвей, а ты что приготовил для Карлсона? (Я приготовил ароматный клубничный сок). И т. д.                                                                                                                                             - Молодцы я думаю, что Карлсон будет очень рад.                                                                               - А следующий герой –                                                                                                                             Слайд 8                                                                                                                                           Он не знает ничего.                                                                                                                             Вы все знаете его.                                                                                                                                             Мне ответьте без утайки,                                                                                                          Как зовут его? (Незнайка)                                                                                                   Слайд 9                                                                                                                                  - Незнайка так запутался в сказках, что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем и ответим на его вопросы.                                                                            Слайд 10                                                                                                                                        - На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению»?                                                                а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи)                                                             Слайд 11                                                                                                                                                  - Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?                                    а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица)                                                                                                            Слайд 12                                                                                                                                        - Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?                                                                                  а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна)                                                   Слайд 13                                                                                                                                              - Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе?                                                                                                                                       а)Медведь; б) Незнайка; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок)                                                                                                                                                     - Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей                                                               Ой, ой, ой – повторяйте все за мной                                                                               Физкультминутка с проговариванием чистоговорок                                                                        Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)                  Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)                                 Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)                                                   Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).                                                                                                                                  Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)                 Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)                                                                                                                                       Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)                                   Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)                                                                                - Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.                                             Пальчиковая гимнастика                                                                                                          Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)                                                             Будем сказки называть.                                                                                                     Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)                                                        Колобок – румяный бок.                                                                                                            Есть Снегурочка – краса,                                                                                                            Три медведя, Волк – Лиса.                                                                                                                                                                       Не забудем Сивку-Бурку,                                                                                                          Нашу вещую каурку.                                                                                                                     Про жар-птицу сказку знаем,                                                                                                       Репку мы не забываем                                                                                                          Знаем Волка и козлят.                                                                                                                     Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)                                                                         - Дети, а ведь мы с вами попали на цветочную поляну сказок. А вот и цветочки, в них спрятаны герои сказок, которые совершали добрые сказочные дела.                                    - Возьмите цветочек, назовите сказочного героя и его добрый поступок.                                        (У меня красный цветочек, героиня Дюймовочка, она спасла ласточку, умирающую под землёй) и т. д.                                                                                               («Петушок и бобовое зёрнышко», курочка помогла петушку)                                         («Доктор Айболит», спас больных зверей в Африке)                                                                   Три цветка ставятся в вазу                                                                                                           - Молодцы справились с этим заданием.                                                                                                       - Давайте теперь сочиним свою сказку.                                                                             -Посмотрите на картинки кто здесь? (Девочка, собака, божья коровка).                                      - Что здесь? (Дом, лейка, цветы).                                                                                                             - С помощью этой картинки сочиним сказку. (Сюжетная картинка на магнитной доске)                                                                                                                                                   - Как начнём сказку? (Жила- была девочка Маша).                                                                               - Кто был у Маши? (У неё была собака Шарик, с которой они не расставались).                          - Что росло возле дома? (Возле дома на лужайке росли цветы ромашки).                                    - Что делала девочка? (Каждое утро девочка брала лейку и поливала цветы на лужайке).                                                                                                                                                - А что делали цветы? (Цветы улыбались и разговаривали с девочкой).                                   - Кто залетел на лужайку? (На лужайку залетела божья коровка).                                                  - Что она увидела? (Божья коровка увидела, что ромашки улыбаются и разговаривают с девочкой).                                                                                                                           - Что подумала божья коровка? (Она подумала, как хорошо делать добрые дела, даже цветы улыбаются).                                                                                                                   - Кто сможет рассказать всю сказку? (Полный пересказ сказки)                                                   -Молодцы, хорошо перессказали.                                                                                                                 - Что больше всего запомнилось? Понравилось?                                                                                                                          - Мне тоже понравилось путешествие, и вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок, на память о нашем путешествии получите медали «Знатоки сказок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну сказок

Материал данного занятия  учит правильно строить  ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывает  интонационную выразительность речи, упражняет...

Сюжетное физкультурное занятие «Путешествие в страну сказок» 2 мл группа

Сюжетное физкультурное занятие с детьми 2 мл группа по прочитанным сказкам....

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...

Сценарий игры - путешествия "Путешествие в страну сказок"

Сценарий активизирующего общения для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в страну сказок»...

Театрализованное путешествие. Конспект занятия »Путешествие в страну сказок»

Вызвать у детей интерес, любознательность , удовольствие от путешествия в страну сказок....

Вечер сказок «Путешествие в страну сказок»

Вечер сказок «Путешествие в страну сказок»Цель: Создать у детей радостное настроение, высокий эмоциональный подъём.Задачи:Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.Формир...