Методическая разработка по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Захарова Елена Юрьевна

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности».

Задачи:

Обучающие:

• повысить речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности; научить строить диалог;

Развивающие:

• Развивать речь ребёнка со взрослыми и детьми;

Воспитательные:

• Воспитывать культуру речи при ведении диалога.

Одним из важных вопросов подготовки к школьному обучению считаю развитие диалогической речи воспитанников. Я работаю над этой проблемой, используя элементы театрализованной деятельности.

Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания; это главный фактор психологического и речевого развития ребёнка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечёнными в сферу моего внимания, когда я обращаюсь к проблеме речевого развития дошкольника.

Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении со сверстником ребёнку приходится ориентироваться на особенности партнёра, учитывать его возможности и поэтому произвольно строить своё высказывание, используя контекстовую речь. Диалог со сверстником – новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития.

 принципы работы по данной теме:

1. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.

2. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса.

3. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий, к более сложным.

4. Этиопатогенестический принцип, означающий дифференцированное построение процесса развития диалогической речи (каждому ребёнку давать материал доступный его развитию).

5. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей (психология наших детей построена таким образом, что необходимо задействовать все три анализаторных системы) .

6. Принцип доступности, заключается в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.

7. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает знания, которые он способен успешно выполнить (ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребёнка).

Модель развития диалогической речи, по средствам элементов театрализованной деятельности. (начинаем от простого к сложному).

Модель развития диалогической речи

1. Чистоговорки

2. Моделирование

3. Беседа групповая

4. Употребление речевых штампов

5. Реплицирование

6. Постановка вопроса

7. Речевые клише

8. Дидактический рассказ с инсценировкой

9. Инсценировка диалога в стихах

10. Режиссёрские игры

Обучение диалогической речи обычно провожу в форме беседы. Дети усваивают вопросо – ответную форму, овладевают простыми синтаксическими моделями фраз, умением соотносить содержание фразы – высказывания с предметом и темой высказывания. Для решения задач развития диалогической речи я использую игровые методы с элементами театрализованной деятельности, которые органично вписываются в жизнь ребёнка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация - учебная. Чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться. В данном случае учимся применять речевые штампы в соответствии с темами: «Приветствие», «Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра». Чем мы с вами сейчас и займёмся. Вот такая ситуация «Незнайка знакомится». В роли Незнайки воспитатель (атрибут – шляпа).

Незнайка: - Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)

- Меня зовут Незнайка, а тебя как? (ответ)

- Моё имя Незнайка, а твоё как? (ответ)

- Я – Незнайка, а ты кто? (ответ)

- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)

В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения)

Таким образом, игровая мотивация становится обусловленной, учебной, и наоборот.

Так же в диалоге использую чистоговорки, вы спросите как? Сейчас сами и продемонстрируете это. Одна половина группы говорит первую часть чистоговорки, а вторая группа  дополняет.

Ля-ля-ля – вот моя земля.

Лё-лё-лё – ты скажи «алё»

Ле-ле-ле – тина на весле.

Лю-лю-лю – стены побелю.

Ли-ли-ли – мы козу пасли.

С целью активного влияния на коммуникативную деятельность, в группе организую режиссёрские игры (например, «Мы журналисты»), которые очень нравятся детям. Чаще всего соединяю с реактивным реплицированием, в простейших диалогических единствах (сообщение – встречное сообщение, сообщение – подтверждение, сообщение – отрицание, сообщение – побуждение к действию). Цель этих упражнений – познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением элементов театрализации. Предлагаю вам апробировать этот приём. Для дошкольников достаточно микрофона и они уже «журналисты».

Журналист: - Что бы вы сказали, если бы увидели, выйдя на улицу, что идёт дождь? (микрофон – ответы)

- Вы любите петь? Какую песню больше всего любите?

- Ты умеешь плавать? И т. д.

Вот видите, на один и тот же поставленный вопрос находятся различные варианты ответов.

В качестве наиболее эффективного приёма развития диалогической речи, использую моделирование. 

Замена абстрактных вербальных образов зрительными, значительно облегчает обучение. Мною были разработаны опорные карты – схемы, которые используются ребёнком для воспроизведения или создания диалога. Детям предлагаются карточки с изображёнными на них картинками – символами. Вместе с ребятами мы оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребёнок – корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок – символов.

Вашему вниманию предоставляю карты – схемы. Начнём с простых, которые использую на начальном этапе диалогической речи.

- Кто это? Где живёт?

- Куда отправился? Чем был занят?

- Что произошло? Чем закончилось?

Перед вами более сложная схема. Задание даётся одному ребёнку. Слушайте: - опишите один день из жизни инопланетянина, начиная рассказ по схеме слева направо. Кто желает?

- Что это?

- Кто и где оказался?

- Чем закончилось?

Следующий приём: дидактический рассказ с инсценировкой. Проходит в два этапа. На первом этапе воспитатель читает сказку, а дети, слушая, подсказывают нужные реплики. На втором этапе прозвучавшие реплики применяются в инсценировке. Слушайте внимательно, запоминайте реплики друг друга, и тогда рассказ получится замечательный! Начнём…

«Жил на свете цыплёнок. Сначала он жил в тёплом маленьком домике – яйце. Но вскоре ему стало скучно одному, и он решил выбраться наружу. Когда он вылупился из яйца, оказалось, что он жёлтый – прежёлтый. Мама Курица так его и назвала: Жёлтый Цыплёнок.

Однажды утром Жёлтый Цыплёнок решил прогуляться и познакомиться с соседями. Он зашагал по тропинке и вскоре на ромашке увидел красивую бабочку. Она была такая красивая, её так и звали – Красивая Бабочка.

Жёлтый Цыплёнок подбежал к бабочке и сказал: …

А бабочка ответила:…. А цыплёнок добавил:…

И зашагал дальше. Неподалёку муравей тащил соломинку. Она была в несколько раз больше муравья, но муравей легко с ней справлялся. Его так и звали – Сильный Муравей. Жёлтый цыплёнок ему сказал:… Муравей в ответ: …. Удивился цыплёнок: … А муравей: … Так Жёлтый Цыплёнок познакомился с муравьём. Дальше по тропинке скакал Серый Воробей. Цыплёнок вежливо поздоровался:…. Воробей ответил: … Жёлтый Цыплёнок решил с ним познакомиться: … На что Воробей ответил: …. Тогда цыплёнок и сам представился: … И предложил: … И они подружились»

Переходим ко второму этапу, где применим в инсценировке прозвучавшие реплики (раздать элементы театрализации). Я читаю текст, а вы сначала имитируете движения героя, затем дополняете репликой по тексту.

В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнёрских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как отношение ребёнка с взрослым, так и взаимодействия со сверстниками.

С целью закрепления и автоматизации речевых навыков речевые действия выполняются в стихотворных диалогах с элементами театрализации, где проводится предварительная работа: заучивание слов, отработка выразительности речи, развитие умения строить диалог в действии. Так как мы профессионалы своего дела, умеем читать, экспромтом построим стихотворный диалог с элементами театрализации.

Сценка: «Звери ждут весну»

Действующие лица: зайчик, белочка, ёжик, мишка, весна.

Таблицы – с указанием героя помогут сориентироваться, откуда начать действие. Роль весны возьму на себя я. А кто будет зайчиком? И т. д.

Сценка: «Звери ждут весну»

Зайчик: (белочке)

- Соседка, новость есть для вас. Мне лучик солнечный сказал, что к нам весна идёт. И должен я предупредить о том лесной народ.

Белочка: (зайчику) 

- Как рада это слышать я. Спасибо, зайчик мой. Давно я в доме убралась, теперь займусь собой. Новый фартучек нарядный я примерю поскорей. И в честь праздника достану бусы я из желудей. А теперь побежим – ёжика предупредим!

Зайчик: (ёжику) - Здравствуй, Ёжик!

Ёжик: - Здравствуйте, друзья!

Белочка: - Нам лучик солнечный сказал: Весна сюда идёт! И мы хотим предупредить о том лесной народ!

Ёжик: - Тогда, друзья, потороплюсь, за дело быстренько возьмусь. Возле ёлки, возле кочки соберу, друзья, листочки, положу в корзиночку, размету тропиночку. (Метёт метёлкой)

Все (вместе): -  Приходи, Весна, мы ждём, для тебя сейчас споём. (Поют куплет песни из м /ф «Кот Леопольд») 

«Слышишь, как звенят в небе высоко солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко. А когда наоборот – трудно»

Белочка: - Под корягою спит Мишка.

Ёжик: - Просыпайся, друг Топтыжка!

Зайчик: - Посмотри, весна идёт!

Мишка: - Что же это за народ! Будят! Не дают поспать!

Ёжик: - Мишенька, пора вставать, ключевой водой умыться. Причесаться, нарядиться! В домике своём убраться! Мишка, надо просыпаться!

Зайчик: - Кто – то песенку поёт?

Белочка: - Это к нам Весна идёт! (звучит музыка)

Весна: - Здравствуйте, зверята! Как долго мы с вами не виделись! Давайте поиграем! (танец «Лавата»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...