Развитие речи в ходе изучения сказки
статья по развитию речи на тему

Исаакова Алла Владимировна

Тема, развитие связной речи детей является одной из главных задач в дошкольном учреждении, поскольку в связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной, последовательной речи. Каждый ребенок должен научиться граммотически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_hode_izucheniya_skazki.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКИ

Изучению детской литературы, особенно сказок, должно быть отведено большое место в развитии речи детей. Сказка является тем образцом, который раньше других овладевает вниманием детей и оказывает влияние на развитие их языка. Никогда нельзя забывать того громадного, часто неотразимого влияния , которое сказка оказывает на маленького человека.  Сказка учит жизни, побуждая в ребенке сочувствие ко всему хорошему и желание следовать примеру положительного героя, потому что она очень ценна для нравственного воспитания. Сказка дает образ ребенку. С годами, с накоплением опыта эти знакомые образы становятся все более и более  содержательными, насыщенными. Положительный герой сказки всегда активный, сильный, отважный, решительный, настойчивый в достижении цели. Он не остановится ни перед какими препятствиями и добивается победы. Победа же достается ему не только благодаря физической силе и храбрости, но и благодаря уму, находчивости, выдержке, а иногда и хитрости. Герои совершают подвиги не из честолюбия, а защищая слабых. В сказках трудолюбие противопоставляется ленности («Морозко»), Чванство-простоте («Сказка о рыбаке и рыбке»), злобность – доброте(«Братец Иванушка и сестрица Аленушка»). Сказка имеет огромное значение для эмоционального развития ребенка , так как он переживает все события вместе с героем, (сочуствует, радуется, огорчается). Эти свойства дают возможность и право использовать ее, как одно из средств нравственного воспитания. Сказка полезна также и для умственного воспитания, она способствует развитию воображения и фантазии. Знакомство со сказкой лишь одно из средств развития творческого воображения ребенка. Сказка ценна для художественного воспитания ребенка и развития его речи. Сказка входит  в жизнь детей. Дети играют в нее, пользуются словами и целыми предложениями из сказок. Они очень любят такие выражения. как: «крепко-накрепко», «строго-настрого»,  «мышка-норушка» и многие другие.

Знакомств со сказкой идет в несколько этапов:

Во-первых-это чтение или рассказывание сказки взрослым человеком. Речь взрослого является для ребенка образцом. . Задача рассказчика-доставить радость и этим путем развивать ум, чувства и речь ребенка. Рассказчик должен правильно, четко произносить все слова, выдерживать логическую последовательность развертывающего  действия. Рассказ взрослого является образцом, которому дети будут следовать.  На этом этапе идет коррекционная работа по развитию основных функций речи. Рассказывая сказку, педагог должен объяснить значение новых, непонятных слов. Здесь познавательная функция речи - слово соотнести с образом, а также функция общения. Обстановка при чтении, рассказывании должна быть непринужденной, естественной. Дети усаживаются , как хотят, соблюдая общие интересы и правил приличия. Прерывать рассказчика они не должны, но их, иногда неудержимо вырывающиеся речевые реакции, возгласы не только не вредят интересу дела, но и закрепляют связь между детьми и рассказчиком. Дети могут задавать вопросы, спрашивать, если им это необходимо.  Желательно , чтобы новое литературное произведение , преподносимое детям, расширяло круг их представлений и знакомило их с новыми образами, явлениями. Этого требуют интересы  культуры речи и обогащения словаря детей.  Все новые слова должны быть у педагога на учете.  Произнести новое слово один раз мало, его надо произносить как можно чаще, изыскивая для этого подходящие моменты. Только в таком случае новое слово войдет в активный словарный запас детей.

Во-вторых- это рассказывание сказки самим ребенком. Если ребенок затрудняется, педагог должен помочь. Задать наводящие вопросы. Необходимо следить правильно ли ребенок произносит слова, делает паузы. За эмоциональной стороной рассказывания. На  этом этапе развивается регулирующая сторона речи. Для того, чтобы рассказать, ребенок должен использовать словесную регуляцию деятельности. Высшей степенью словесной регуляции деятельности является планирование своей деятельности.

В-третьих-это обыгрывание сказки, театрализация. Знакомую сказку, изучение которой прошло через первые два этапа, дети могут обыграть. Могут рассказывать по ролям, могут использовать игрушки, различные виды театра. На этом этапе развивается как речь, так и фантазия ребенка, проявляются личностные качества, развивается процесс общения.

 Необходимо сказать еще о таком этапе ,как составление рассказа по картинкам. Рассказывание сказки по картинкам способствует развитию связной речи . Ребенок должен не просто описать , а составить рассказ. Для этого ему самому надо подобрать необходимые выражения, правильно составить предложения. Картинки, их содержание должно руководить мыслью ребенка , облегчать работу его воображения и опираться на запас его представлений.

Здесь приведены формы, которые способствуют развитию речи в процессе знакомства со сказкой. Использовать эти формы нужно в зависимости от уровня умственного развития, речевого развития, от возрастных и индивидуальных особенностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

Открытое интегрированное зянятие по развитию речи, коммуникацции и изучению художественной литературы.

Конспект открытого показа на тему: «Путешествие по сказкам»Цели: обеспечить узнавание детьми сказки по иллюстрации, закрепить умение детей располагать иллюстрации к сказке по мере развития сюжета, выз...

Творческий проект «Использование ручного труда в развитии речи детей через изучение русских народных промыслов»

С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития речи. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством изучения русских народных сказок»

laquo;Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества....

Развитие связной речи в ходе изучения темы "Цветы, растения"

Тема достаточно сложная для детей, требует наглядной подачи материала. Обратите также внимание на список литературы для домашнего чтения....

НОД во второй младшей группе по развитию речи Осень ходит по дорожке

занятие по развитию речи по теме осень во второй младшей группе...

«Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей по изучению географии у дошкольников».

          Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling  и в переводе означает «рассказывание историй». Однако, в рус...