Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Консультация "Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста" рассказывает о речевом развитии детей 4-5 лет. Так же предлагаютя игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста

Ирина Анатольевна Синицына

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 171»

« Овладение грамматически правильной речью

оказывает влияние на мышление ребенка.

В дошкольном возрасте у ребенка

нужно воспитывать привычку

говорить грамматически правильно.»

К. Д. Ушинский

Речевое развитие – одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные особенности: внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их сверстники. Ближе к 5-и годам у них:

- приобретаются навыки связной речи. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут.

- расширяется словарный запас. Пополняется активный словарь словами, которые часто употребляются в повседневной жизни и пассивный словарь, т. е. ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл). Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные качества («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близкими (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т. п.).

- речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов)

        Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

        Я предлагаю сделать вашему вниманию несколько игр для детей, направленных на обогащение словарного запаса детей.

В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Воспитатель  говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее воспитатель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч воспитателю.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Воспитатель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил воспитатель, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Храбрый –смелый, отважный

Брюки – штаны

Автомобиль – машина

Смеяться – хохотать, улыбаться

Скакать – прыгать.

        Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать ошибки в грамматическом строе речи, т.е. во взаимодействии слов между собой, в словосочетаниях, предложениях.

        Очень важным моментом для формирования у детей умения сочетать слова, и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования. Эта работа происходит последовательно и начинается с существительных.

        Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения для детей в употреблении имен существительных во множественном числе.

        Игра «Один, много» «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).

-Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок.

-Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде , числе). «У нас все синего цвета –небо какого цвета? (синее); машина какого цвета (синяя); цветы какого цвета (синие)».

-Учим согласовывать числительные с существительными. Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно сказать, что она у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать, что есть у него два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать, что он у петуха один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».

Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно- ласкательных и других суффиксов.  Игра «Назови ласково»: индюшонок –онок-, заинька –иньк-,  лиса, лисонька, лисичка –оньк-, -ичк-, белка, белочка –очк-, кошка, кошечка –ечк-.

Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное). Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях далее в связной речи.

Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.

Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.

Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.

Ну, а главное, нужно помнить, что речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего его родителей), т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы как дома, так и в детском саду он слышал правильную, грамотную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...

Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО. "Игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

rdquo;Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста&rdquo...

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста...

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»

Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя  речи  у детей с помощью игр...