Главные вкладки

    Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
    консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

    Консультация "Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста" рассказывает о речевом развитии детей 4-5 лет. Так же предлагаютя игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста

    Ирина Анатольевна Синицына

    Воспитатель МБДОУ

    «Детский сад № 171»

    « Овладение грамматически правильной речью

    оказывает влияние на мышление ребенка.

    В дошкольном возрасте у ребенка

    нужно воспитывать привычку

    говорить грамматически правильно.»

    К. Д. Ушинский

    Речевое развитие – одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные особенности: внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

    Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их сверстники. Ближе к 5-и годам у них:

    - приобретаются навыки связной речи. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут.

    - расширяется словарный запас. Пополняется активный словарь словами, которые часто употребляются в повседневной жизни и пассивный словарь, т. е. ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл). Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

    Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные качества («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близкими (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т. п.).

    - речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов)

            Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

            Я предлагаю сделать вашему вниманию несколько игр для детей, направленных на обогащение словарного запаса детей.

    В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

    Игра «Наоборот»

    Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

    Воспитатель  говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее воспитатель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч воспитателю.

    Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

    Нам с тобой пришел черед

    Сыграть в игру «Наоборот».

    Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

    Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

    Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

    Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

    Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

    Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

    Игровое упражнение «Закончи фразу»

    Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

    Воспитатель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил воспитатель, т.е. закончить фразу.

    Сахар сладкий, а лимон ...

    Луна видна ночью, а солнце ...

    Огонь горячий, а лед ...

    Река широкая, а ручей ...

    Камень тяжелый, а пух ...

    Игровое упражнение «Скажи по-другому»

    Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

    Храбрый –смелый, отважный

    Брюки – штаны

    Автомобиль – машина

    Смеяться – хохотать, улыбаться

    Скакать – прыгать.

            Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать ошибки в грамматическом строе речи, т.е. во взаимодействии слов между собой, в словосочетаниях, предложениях.

            Очень важным моментом для формирования у детей умения сочетать слова, и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования. Эта работа происходит последовательно и начинается с существительных.

            Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения для детей в употреблении имен существительных во множественном числе.

            Игра «Один, много» «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).

    -Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок.

    -Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде , числе). «У нас все синего цвета –небо какого цвета? (синее); машина какого цвета (синяя); цветы какого цвета (синие)».

    -Учим согласовывать числительные с существительными. Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно сказать, что она у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать, что есть у него два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать, что он у петуха один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».

    Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно- ласкательных и других суффиксов.  Игра «Назови ласково»: индюшонок –онок-, заинька –иньк-,  лиса, лисонька, лисичка –оньк-, -ичк-, белка, белочка –очк-, кошка, кошечка –ечк-.

    Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное). Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях далее в связной речи.

    Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.

    Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.

    Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.

    Ну, а главное, нужно помнить, что речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего его родителей), т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы как дома, так и в детском саду он слышал правильную, грамотную речь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

    Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

    В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...

    Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО. "Игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

    rdquo;Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста&rdquo...

    Игры для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Игры  для развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «Развитие лексико - грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

    В данном материале предлагаются упражнения для развития лексико - грамматического строя речи детей....

    Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития»

     Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.   Среди дете...