Технологии развития речи: «Технология подготовки к заучиванию стихотворений, «Предвосхищение»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Краткое описание технологии развития речи "Предвосхищение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_-moya_tehnologiya.docx244.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развития речи: «Технология подготовки к заучиванию стихотворений «Предвосхищение»

     Важное направление моей работы - работа над развитием речи, стратегической целью которой является достижением ребенка коммуникативной компетентности, предполагающей возможность посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности. Чтобы решить эту задачу, обозначила тактическую цель: работа над выразительностью речи.

Процессы речевого и эмоционального развития взаимосвязаны; слово и эмоция взаимодополняют друг друга, каждая их них усиливает другую.  В поэзии сила слова, чувства сконцентрированы в малом объеме, поэтому мощь воздействия на эмоции возрастает. Понимая особенности психического развития детей, подбирала стихи динамичные, с ярко выраженными эмоциями ( «Слякоть», «Закружился надо мной…»), но и знакомила с пейзажными стихами классиков (Майков :«Кроет уж лист золотой…»).

Мой педагогический опыт помог, совершенствуя развитие известных методов и средств обучения и воспитания, выработать свою технологию подготовки к заучиванию стихотворений, которую назвала технологией « Предвосхищение» -это подготовительная работа эффективности восприятия текста. Алгоритм работы таков:

- выбор стихотворения педагогом;

 Подготовка и проведение эмпирических исследований (наблюдений, экспериментов). Цель: узнавание смысла нового слова, познание явления для формирования целостной картины мира.

- организация эмоционального восприятия понятий слов и явлений.

 (тренаж эмоций, предвосхищающих встречу с эмоциями стихов; создание обстановки. пробуждающей предполагаемые эмоции).

Цель: способствование формированию художественного восприятия, эмоционального отклика.

          - Рассказывание по картинкам-схемам.

Цель: закрепление речью осознанности смысла незнакомых слов, явлений (приложение-схема)

 (составление рассказов по опорным картинкам, помогающим закрепить речью новые слова)

- Рисование («предвосхищающие» картинки).

Цель: выявление уровня воспринятых эмоций.

(цвет, образы, размеры, линии).

- Знакомство со стихотворением

-Заучивание ( приложение : «Мнемотаблицы,  ассоциативные рисунки, иллюстрации)

- Интерпретации детей в чтении, изодеятельности (приложение – рисунки, видеостихи: « Слякоть», «Озорники» «кроет уж лист золотой…»- см видео «Предвосхищение» : рисунки-фоном…)

Например:

  1. Организация воспитателем предварительной работы для будущей встречи с поэтическим текстом:

Лес совсем уж стал сквозистым,

Редки в нем листы,

Скоро будет снег пушистый

Падать с высоты.

(здесь само стихотворение – антиципатия будущих изменений природы, в котором нет явных действий, значит, сложнее организовать восприятие)

а) наблюдение за ветками деревьев;

Цель: понимание смысла слова «сквозистый» (видеонаблюдение приложение 4, диск2 в фильме «Предвосхищение»)

б) видеть (чудо) открывшегося явления - осознание самого факта для формирования целостной картины мира;

в) художественное восприятие: любование солнышком, игрой его лучика, бегущих меж ветвей (наблюдение за солнышком, сквозистостью смотри в видеофильме «Предвосхищение»);

г) рассказывание по картинке-схеме;

       

д) рисунки детей  (в видеоприложении «Предвосхищение»- фоном);

е) чтение стихотворения .(видеоприложение  в фильме «Предвосхищение»)

- Использование в повседневной жизни (ассоциативные связи)- приложение

Упражнения такого характера помогут в школьном возрасте решать интеллектуальные и личностные проблемы - адекватно возрасту, - в разных меняющихся ситуациях, то есть быть коммуникативно – компетентным, что соответствует целям нашего обучения в ДОУ и используемой мной технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна»

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения И.Сурикова "Зима"

Конспект НОД по развитию речив старшей группеЗаучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения А. Плещеева«Скучная картина» по мнемотаблице.

Развивать внимание, память. Познакомить детей со стихотворением       А. Плещеева « Скучная картина»....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» ,будет полезен воспитателям средней группы...