Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Знакомство с творчеством И. А. Крылова в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Цель: Знакомство с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица», Задачи:

• Познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова

• Учить детей отличать басни от других произведений,

• Учить интонационно и выразительно передавать образы персонажей басни «Ворона и Лисица» (игра – инсценировка),

• Развить интерес к басням, мышления при анализе произведения, умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения;

• Обогащать словарный запас;

• Воспитывать умение слушать друг друга, доброжелательно относиться  друг к другу.

Предварительная работа:

• Знакомство с жанрами художественной литературы: сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам худ. литературы. Обсуждение, чем один жанр отличается от другого.

• Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными и птицами, составление описательного рассказа о животных и о птицах.

• Игры-драматизации по сказкам.

Материал к занятию:

• И. А. Крылова, схемы героев басни, карточки-фишки (разрезные картинки), маски лисы и вороны.

Ход занятия:

1. Организационный момент

В: Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Беседа по жанрам художественной литературы

В: Ребята, кто знает, что такое библиотека? Кто «живет» в библиотеке?

В: А у нас в группе есть библиотека? (ответы детей)

В: Да, правильно ребята, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад. И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

В: Посмотрите, сколько разных книг в нашей библиотеке. Это книги со сказками, со стихами, с рассказами, с потешками и загадками.

В: Ребята, а какие книги вы больше всего любите, чтобы вам читали? (высказывания детей)

В: Да, ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)

В: Назовите, какие русские народные сказки вы знаете? (колобок, курочка Ряба, гуси-лебеди, царевна лягушка…)

В: Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)

В: Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)

В: Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники. А каких писателей – сказочников вы знаете?

В: Какие сказки они написали?

В: Чему нас учат сказки? (доброте, честности, дружбе…)

В: Ребята, посмотрите, у меня в руках две книги: одна со сказками, а другая с рассказами. Чем отличается сказка от рассказа?

В: Посмотрите, у нас на полке появилась новая книга, а называется она «Басни», написал ее Иван Андреевич Крылов.

 Игра «Назови слово, и собери картинку»

В: Но сначала я предлагаю вам с играть со мной в игру. Для этого надо разделиться на две команды. Я буду каждой команде задавать вопросы, за каждый ответ вы получите карточку–фишку. В конце игры каждая команда должна сложить из полученных карточек одну картинку и назвать, кто на ней изображен.

Вопросы:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (Лиса)

Эта птица всем знакома,

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут ее (Ворона)

В: Как ласково можно назвать лису? (лисица, лисонька, лисичка) .

В: Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, большая)

В: В каких сказках можно встретить лису? (ответы детей)

В: Ворона какая она, что вы можете о ней рассказать? (умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная)

В: В какой сказке Х. К. Андерсена одним из героев является ворона?

В: Ворона в сказке «Снежная королева», какая? » (королевская, умная, придворная)

(Дети собирают разрезные картинки, у них получились лиса и ворона). Воспитатель предлагает из карточек собрать картинки и назвать кто изображен на них (лиса и ворона)

 Знакомство с И. А. Крыловым и его творчеством

В: Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. Герои басни -животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские народные сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.

 

3. Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

В: Сейчас я вам прочитаю самую известную басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица»:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать-было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица! »

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

4. Вопросы по содержанию

В: Что напоминает вам басня- рассказ, стихотворение или сказку? Объясните, почему вы так думаете (стихотворение)

В: Назовите героев басни? (ворона и лисица)

В: Кто вам понравился и почему? (ответы детей)

В: Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).

В: Давайте вспомним какими словами говорится о лисе: «На ту беду Лиса близехонько бежала»; «плутовка к дереву на цыпочках подходит, крутит хвостом, с вороны глаз не сводит»

В: Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону? (Вертит хвостом, глаз не сводит (смотрит не отрываясь) и говорит так сладко, чуть дыша).

В: Какая лисица в басне: хитрит, заискивает, льстит? (О лисице)

В: Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону?

Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица! »

В: Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

В: Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

В: А что говорила о голосе Вороны Лиса? («… и верно ангельский быть должен голосок»)

В: Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей)

В: Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

В: А что с вороной произошло? (вскружилась голова, от радости в зобу дыханье сперло (стало трудно дышать), каркнула во все воронье горло (очень громко.)

В: От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она не подумала о том, что если она каркнет, то сыр упадет…

В: Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? (ворону…, лисицу…)

В: Какова идея всей басни? (Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).

В: Чему нас учит басня?

Вывод: Крылов И. А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. Нужно верить своим глазам, а не льстивым речам.

Игра –инсценировка басни:

Воспитатель предлагает детям показать небольшую инсценировку по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Закрепление:

1. С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица»)

2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)

3. Назовите главных героев. (Ворона, Лисица.)

4. Чем отличаются басни от сказок (сказка - это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ворона и зонтик».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ворона и зонтик».Цель: Формировать умение детей связно и последовательно пересказывать те...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций».

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе          Тема: «Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Анализ фразеологизмов, пословиц, рисов...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....