Педагогический проект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Театральные ступеньки»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Сазонова Анна Сергеевна

Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

 Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                             города Новосибирска «Детский сад № 411 комбинированного вида»

Кировского района

Педагогический проект

 по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

 «Театральные ступеньки»

Автор-составитель:

Сазонова Анна Сергеевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

г. Новосибирск

Пояснительная записка

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

         Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

 Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занимательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, мы имеем в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Программа направлена на развитие речи детей 5 – 7 лет через театрализованную деятельность.  Срок реализации программы – 2 года.

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительностью от 25 до 30 мин, в зависимости от возраста детей.

Занятия начинаются с 15 сентября. При подготовке к спектаклю индивидуальная работа и общие репетиции в случае необходимости проводятся дополнительно. В реализации программы принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, родители. Предполагаются как групповые, так и индивидуальные формы организации работы.

Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом зале, оборудованном аудиотехникой. Для выполнения творческих заданий желательно использование мягких объемных модулей, сценических костюмов и их элементов, спортивный инвентарь. Форма одежды детей удобная, желательно спортивная, обувь - чешки.        

Цель: создание условий для формирования функций речи детей старшего дошкольного возраста и развитие творческих, артистических способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать речь детей как средство общения и культуры.
  2. Выразительно читать наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения.
  3. Четко произносить в разных темпах скороговорки;
    произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями, разной силой голоса.
  4. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру.
  5. «Читать» и показывать эмоциональные выражения.
  6. Сочинять этюды по заданной теме индивидуально и коллективно.
  7. Формировать умения детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
  8. Формировать умения держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
  9. Формировать интерес к людям новых профессий: актер, сценарист, костюмер, художник-декоратор, постановщик, гример, режиссер и др.
  10. Поддерживать интерес детей к театрализованной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.
  11. Укреплять  культурные связи между педагогами и семьями воспитанников, поддержка организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности.

Ожидаемый результат

Для детей:

  • Владеет речью как средством общения и культуры.
  • Развита звуковая и интонационная культура речи.
  • Знакомы с книжной культурой и детской литературой.
  • Развита эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру.
  • Владеют творческим исполнением ролевых действий и выразительностью речи в играх - драматизациях, театрализованных представлениях.
  • Повышен интерес к театру и театрализованным играм.
  • Сформировано умение выражать своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре).
  • Умеет оформлять свой спектакль, используя самые разнообразные атрибуты.

Для родителей:

  • Укреплены связи между ДОУ и семьёй.
  • Получены возможности наблюдать за своими детьми, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.
  • Установлено доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

Для воспитателей:

  • Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в развитии речи детей посредством театрализованной деятельности.
  • Повышен уровень знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста.
  • Укреплено взаимодействие с родителями.
  • Развиты творческие способности воспитателей (изготовление атрибутов для творческого развития дошкольника).

В процессе реализации проекта используются следующие педагогические технологии:

  • здоровье сберегающие технологии;
  • личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей;
  • индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
  • игровые технологии;
  • интегрированное обучение;
  • взаимодействие с семьёй.

В процессе специально – организованной деятельности используем следующие методы и приемы, в том числе и творческие:

  • информационно – рецептивный;
  • прием загадки, тайны;
  • вслед за героем, сказочным персонажем;
  • общение с героем посредством письма;
  • прием сопоставления;
  • знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);
  • моделирование;
  • ситуация «проживания»;
  • противоречий и доказательств;
  • ассоциаций;
  • коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
  • просмотр видеофильмов;
  • словесное рисование;
  • нетрадиционные методы рисования и аппликации;
  • коллаж из сказок;
  • релаксация, музыкотерапия.

В рамках программы  разработан комплекс мероприятий, включающий в себя шесть направлений:

  1. «Театрализованная игра»

Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

        2. «Культура и техника речи»

Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии.

        3. «Ритмопластика»

        Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.

        4. «Основы театральной культуры»

        Обеспечивает условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
        5.
«Работа над спектаклем»

        Включает знакомство с пьесой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для развития речи.
В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций и спектаклей.

        6. «Семейные речевые праздники-конкурсы»

Предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями. Включает различные задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей.

Сотрудничество с родителями

  1. Участие в подготовке к праздникам.
  2. Участие в конкурсах поделок, игрушек, смотрах – конкурсах, макетов на различные темы, например по сказке «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.
  3. Участие в театрализованных постановках «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка».
  4. Организация выставок творческих работ детей. Изготовление элементов костюмов.
  5. Изготовление декораций для театрализованной деятельности.
  6. Консультации для родителей «Развитие речи детей – 5-6 лет», «Развитие речевого дыхания детей шестого года жизни», «Учимся говорить по-разному», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Играйте вместе с детьми», «Как устроить домашний театр для детей» и др.
  7. Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?» и др.
  8. Мастер – класс «Шустрые язычки»
  9. Буклет для родителей «Артикуляционная гимнастика»
  10. Памятка для родителей «Использование сказок в развитии речи детей», «Чистоговорки, скороговорки для развития речи»
  11. Папка – раскладушка для родителей  «Играйте вместе с детьми» 
  12. Ответы на вопросы родителей из рубрики «Родительская почта»
  13. Родительское собрание. Итоговое родительское собрание «Влияние театрализованной деятельности на развитие личности и речи старших дошкольников». Показ видеофильма «Я – маленький актёр» на родительском собрании.

Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы

В группах созданы театральные уголки.

При проектировании театральных уголков в группах учитываются возрастные, индивидуальные особенности ребенка, предусматривается возрастная адресованность оборудования и материалов. Учитываются поло ролевые особенности детей, т.е. в театральном уголке размещено оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек. Театральная среда в группе разнообразна и динамична, способствующая формированию различных видов деятельности, в процессе которых развивается творчество детей.

В рамках реализации программы используем следующие материалы и оборудование:

  • Флэш – накопители и CD диски с записью различных природных шумов;
  • Игрушки для развития дыхания (снежинки из бумаги, бумажные кораблики, «ветерок» и т. д.):
  • Картотеки литературного материала: тексты чистоговорок, скороговорок, стихотворных диалогов);
  • Фланелеграф, ковролинограф;
  • Ширма;
  • Музыкальные игрушки (дудочки, свистульки, бубен, барабан, и т. д.);
  • Наборы пиктограмм, сюжетных картинок, фотографий, символизирующих эмоциональные состояния;
  • Виды театров – пальчиковый, настольный, куклы би-ба-бо, театр в коробке, маски;
  • Телевизор, видеоплеер, компьютерные демонстрации CD;
  • Smart доска;
  • Уголок ряженья (платки, косынки, халаты, костюмы животных и насекомых и т. д.).

Список литературы

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Театральные занятия в детском саду. Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010.
  2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Владос, 2000.
  3. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5-7 лет.
  4. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
  5. Ерофеева, Т.Н. Игра-драматизация / Ерофеева Т.Н., Зверева О.Л. // Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1994.
  6. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.
  7. Куцакова Л. В.  Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: в мире прекрасного: [Програм.-метод. пособие] / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.
  9. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
  10. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  11. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004.
  12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа “Театр-творчество-дети”: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004.
  13. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. /Под ред. О. С. Ушаковой. - М., 2003.
  14. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Библиотека воспитателя. Мозайка-синтез, 2008.
  15. Эльконин Д. Б. Психология игры. -  М.: Наука, 1978.
  16. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Дубровская Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Опыт работы по театрально - игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Театральное пособие "От потешек к Пушкинскому балу".

Разработанное мною методическое пособие "От потешек к Пушкинскому балу" посвящено актуальной проблеме дошкольного образования - развитию  творческого потенциала дошкольников средствами ...

Методическая разработка по отдельным направлениям профессиональной деятельности (обобщение опыта, результаты педагогического исследования) по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...