Особенности работы по развитию речи младших дошкольников
консультация по развитию речи на тему

Бут  Наталья Николаевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы

по развитию речи младших дошкольников

(консультация для воспитателей)

Подготовила: Бут Н.Н.

Начну с весьма существенного факта – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого- залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены.

Анализ существующей методической литературы, пробные занятия показали, что  младшие дошкольники лучше усваивают однотемные занятия. Они предполагают разный характер заданий для дошкольников с разным уровнем речевого развития.

Естественно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно-печатные и дидактические, игры-драматизации и др. Игры проводятся в любое время дня.

Один из важнейших факторов успешного овладения речью – чтение взрослым стихотворений, народных песенок и потешек, русских народных сказок. Детям ежедневно следует читать произведения художественной литературы, новые  и уже знакомые.

Существует ряд произведений, которые сделают более содержательным общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня: при умывании, приеме пищи, во время игры, на прогулке. Предусмотрены шуточные стихи, например «наставление» С.Маршака: «На крапиву не садись, если сядешь не сердись».

На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегут маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки-ладушки…» помогает воспитателю завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

Приведу еще ряд примеров. Вы наблюдаете за играющими детьми. Затем беспокоитесь: «Ой, что-то я Ванечку не вижу. Не украл ли его кто?» Дети смеются, говорят, что Ванечка здесь. «Подойди ко мне, дружок, - обращаетесь вы к мальчику.- Где же ты был?» Выслушав ребенка, обнимаете его, декламируете:

Лисий хвостик, мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад! (Н.Пикулева «Лисий хвостик»)

Отпускаете от себя малыша, но остальные, уже поняв. Что им предложена игра, начинают то прятаться от вас, то подбегать к вам, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

В следующий раз можно взять куклу, баюкать ее (возле вас соберутся малыши), прочитать стихотворение В.Берестова «Больная кукла»:

Тихо, тихо, тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Дети поют песенки для больной куклы, используя и домашний репертуар.

Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных инструментах  благоприятно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Петь желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Музыкальные руководители отмечают, что дети, с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников: они умеют слушать пение и игру на инструментах, без труда и с удовольствием подпевают взрослым.

Частью работы по созданию в группе развивающей речевой среды является организация игр-сюрпризов – цель которых, порадовать, позабавить, удивить. Такие игры помогут на достаточно длительное время занять детей. Например, дидактическая игра «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют предмет, называют его и достают из мешочка. Вы, участвуя в игре, достаете баночку с мыльными пузырями и заканчиваете игру пусканием мыльных пузырей.

Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).

Рекомендую использовать в конспектах занятий известные практике задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно.

  • Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают и баюкают куклу и т.п; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем девочки, потом мальчики, которые обещают не обижать ее, наконец, один ребенок, который предлагает спеть для нее, почитать и т.п. (индивидуальных предложений может быть 5-6). Когда дети говорят хором, надо следить, что бы они не переходили на крик.
  • Самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите те, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятие, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют вам выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
  • Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей.
  • Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом,  чрезвычайно важны в становлении речевой и умственной деятельности: жест наполняет слово конкретным содержание.
  • Включайте в занятия народные игры, в процессе которых один ребенок (водящий) или несколько детей (договорившись между собой) показывают какое-то движение, а все остальные повторяют его. Особой популярностью пользуется у самых маленьких народная игра «Зеркало» («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…»), а у детей постарше – «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
  • Драматизации. Чаще всего их проводят на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Важно научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.
  • Вопросы и задания, побуждающие ребенка к самостоятельным инициативным высказываниям.

В заключение хочу выделить ряд правил, о которых не следует забывать воспитателю, работающему с младшими дошкольниками.

  • Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа-действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.)
  • Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
  • У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины неудачи (завысили требования, взяли слишком быстрый темп, неудачно разместили детей и т.п.).
  • Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
  • Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
  • Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
  • Старайтесь вносить в жизнь детей что-то новое, интересное, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения (утром в группе появилась «волшебная рукавичка» с подарками, после дневного сна на настенном панно изменился сюжет, во время завтрака куда-то сбежал любимый всеми Заяц, обидевшийся на то, что дети не захотели есть кашу, салат и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Родительское собрание в первой младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ во 2 младшей группе Тема: Развитие речи младших дошкольников.

Тема: Развитие речи младших дошкольников. Задачи:1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка 3-4 лет.2. Рассказать родителям о влиянии пальчиковых игр и упражнений на разв...

Семинар-практикум для родителей младших групп на тему: "Развитие речи младших дошкольников"

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум

Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития   детей младшего дошкольного возраста....

Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...

Особенности развития речи младших дошкольников в личностно ориентированном взаимодействии педагога с детьми.

Особенности развития речи младших дошкольниковв личностно- ориентированном взаимодействии педагога с детьми....