Особенности развития речи младших дошкольников в личностно ориентированном взаимодействии педагога с детьми.
статья по развитию речи (младшая группа)

Прийма Оксана Васильевна

Особенности развития речи младших дошкольников

в личностно- ориентированном взаимодействии педагога с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_rechi_mladshih_doshkolnikov_pov.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи младших дошкольников

в личностно ориентированном взаимодействии педагога с детьми.

Работа по развитию речи с детьми раннего возраста требует особого

подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу по

развитию речи наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д. В работе с детьми раннего возраста следует учитывать

следующие моменты:

1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания. Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают,

пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта - что ложкой едят суп, а

лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый

знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т.д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые

навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным. Таким образом, занятия с малышами основаны на подражании

взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

2. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе

познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не

сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно

себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том

случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже - в старшем дошкольном возрасте. А

пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные

игры. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши

любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.) снова

и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо

большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

3. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать

таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.

Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой -

дети видели машины на улице; игра «Киса, киса - брысь!» - дети видели

и гладили кошку. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра

«Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку

игрушки - курочку и цыплят - или картинки, немного расскажите об этих

домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий -

быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода

и т.д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на

разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе

с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого

материала Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего

возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить

тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького

ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста,

а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

5. Необходимо контролировать длительность занятия. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно

быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и

расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать. На

занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры.

Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр,

в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

6. Необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая

игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом

начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает

основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае

короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой

игры.

7. Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше

удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших

детей, и у взрослых.

8. Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом

возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях

следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета. Таким образом, необходимо сочетать

четкое планирование занятия с гибкостью его проведения - отдельные

части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались

ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо

держать близких в курсе событий - они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда

просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается научный взгляд на проблему  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. В ...

Развитие культурно-гигиенических навыков с использованием технологии «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми»

Сформировать у детей представление о том, что быть аккуратным и опрятным, значит быть здоровым и красивым....

Развитие культурно-гигиенических навыков с использованием технологии «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми»

Сформировать у детей представление о том, что быть аккуратным и опрятным, значит быть здоровым и красивым....

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе образовательной деятельности

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при подготовке и проведении НОД в рамках личностно-ориентированного взаимодействия...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...