"Необычное животное"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Сарзанова Оксана Геннадьевна

Образовательная деятельность по развитию речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobychnoe_zhivotnoe._sarzanova_o.g.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

  • создать условия для развития обобщенных представлений о животных;
  • создать условия для развития умения анализировать прочитанное произведение (выделять существенные признаки, выполнять действия сравнения);
  • создать условия для побуждения детей к речевой активности по содержанию произведения;
  • создать условия для развития умения додумывать эпизоды сказки;
  • обеспечить развитие первичных представлений об отличительных особенностях животных;
  • создать условия для приобретения опыта активного участия в процессе чтения, анализа текста;
  • создать условия для развития умения составлять собственную сказку с опорой на пространственную модель

Предварительная работа: чтение сказок Р.Киплинга.

Методические приемы: самостоятельная работа детей, метод словесной передачи (рассказ воспитателя, беседа), метод стимулирования познавательной деятельности (игра), метод самоконтроля.

В группу приходит посылка, а что в ней - неизвестно. Воспитатель предлагает детям с помощью игры угадать, что именно находится в посылке.

Игра «Да-Нетка» (развитие детской вопросительности)

- Все ли животные одинаковые?

- каких животных вы знаете и на какие группы их можно разделить? (дикие, домашние, сказочные)

- Что общего у сказочных и настоящих животных?

-  Чем они отличаются друг от друга?

- А можем ли мы  назвать примеры отличительных особенностей различных животных?

(У всех зверей уши короткие, а у зайца – длинные; медведь большой, а хвост у него маленький; у жирафа длинная шея, а у слона длинный нос – называется хоботом; у зебры шкура полосатая, а у ежика – «колючая» и т.д.)

- Мы с вами вспомнили много сказочных героев-животных. Есть такие сказки, которые объясняют, чем одни животные отличаются от других; например, почему у слона такой нос, отчего у верблюда горб, почему у медведя короткий хвост? А кто из вас помнит, кто автор сказок, в которых можно найти ответ на эти вопросы? (Р.Киплинг)

- Сейчас я приглашаю вас в читальный зал, где прочту сказку Олега Афонского «Как медведь лишился своего хвоста».

Чтение сказки.

- Почему медведя стал устраивать новый хвост? (рассуждения детей)

- Объясните смысл пословицы: «Не было бы счастья, да несчастье помогло» (объяснения детей)

- А теперь давайте пофантазируем, придумаем свою сказку, объясняющую какую-либо особенность животных (предварительно разделить детей на подгруппы по три человека.

Последовательность сочинения.

Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо?

Как появилась эта особенность?

Как изменилась жизнь, что стало хорошего?

Составление детьми фантастических рассказов о животном (дети договариваются, о каком животном будут сочинять сказку, делают схему-модель к своей сказке и представляют ее слушателям).

Оценка детьми составленных рассказов.

Итог деятельности

- Что было новым для вас?

- Что сложным в работе?

- Как нам сохранить продукт нашей деятельности? (предложить нарисовать, вылепить и сделать своего необычного животного)

Предложить детям на выбор краски, восковые мелки, карандаши, пластилин. Создать своего сказочного героя-животного.

Как медведь лишился своего хвоста (сказка)  Олег Афонский

Много более десяти тысяч лет тому назад, то есть задолго до великого оледенения Земли медведь был меньше, не спал еще зимой в берлоге и имел большой, красивый, пушистый, бурый хвост даже больший, чем у лисицы. Загляденье, а не хвост. И медведь им очень гордился. А поэтому всегда, когда медведь шел лесом, то обязательно поднимал свой хвост вверх, как кот, потому что хвастался своим хвостом, чтобы все звери ему завидовали, видя красоту его хвоста. И звери действительно ему завидовали. Так что, гуляя по лесу, медведь всегда наслаждался завистливыми взглядами зверей, что с восхищением смотрели на его хвост из окрестных кустов.

Так бы и жил себе медведь долго и счастливо, если бы на его беду на Земле не началось великое оледенение, когда льды и снега стали наступать с севера на юг. С каждым годом становилось все холоднее и холоднее. Зимы становились все суровее и суровее. Как медведю спасаться? Видит медведь, что люди начали от холода прятаться в пещерах, да еще и огонь стали разводить, чтобы было теплее.

Вот и медведь захотел жить в пещере, но в пещере без огня все равно очень холодно, да еще из входа зимой всегда дует. И тогда попробовал медведь сделать себе сам пещерку поменьше, чтобы не дуло.

Вырыл пещеру, мхи положил на дно, чтобы было мягче и теплее; залез в нее спать на зиму да вот незадача: немножко не рассчитал свою берлогу — хвост не поместился. Медведь не долго думал, а взял да и закрыл вход в берлогу своим хвостом. А зима в тот год была особенно лютой, и пока медведь спал, то свой хвост и отморозил. Отпал весной хвост у медведя, не спасла медвежий хвост даже большая, пушистая шерсть — такая суровая в тот год была зима.

Как рыдал тогда медведь, как плакал по своей гордости, по своему хвосту. От горя медведь даже не показывался в лесу, а все лето просидел в густом малиннике, где его никто не видел и, чтобы утешится, все ел и ел малину. Ел он ее так долго и так много, что к следующей зиме стал таким большим, толстым и жирным, что свою берлогу должен был переделать, то есть сделать ее больше, просторнее и лучше утеплить мохом. А так как хвоста у медведя больше не было, то пришлось и вход в берлогу закрыть мохом, чтобы не дуло, оставив только небольшое отверстие для прохода воздуха.

И действительно все произошло по пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло», — в тот год в новой берлоге медведь перезимовал по-царски: и тепло, и не дует, и воздуха достаточно. С этого времени медведь зимует только в такой берлоге, а еще на зиму наестся так и ягод и всего другого, что и есть ему не нужно — своим жиром до самой весны живет всю зиму

Так что медведь сейчас и не вспоминает о своем большом, пушистом, красивом, буром хвосте. Медведя полностью устраивает его маленький, куцый хвостик — остаток того хвоста, что у него когда-то был.

Вот так бывает в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Эти необычные животные"

   Необыкновенный мир животных очень разнообразен и богат. Природа никогда не повторяет дважды свои творения, она движется вперед, создавая все новые и новые виды животных, которые не...

Необычные животные

Сформировать у детей устойчивый интерес к конструированной деятельности....

конспект занятия по познавательному развитию "Необычные животные"

конспект занятия по познавательному развитию "Необычные животные"...

Занятие по конструированию в подготовительной группе на тему«Необычное животное»

Перед проведением данного занятия мы разговаривали на тему «Дикие животные России»Тема была интересна.Дети расширили свои знания о животных,о их питании,о повадках животных.Завершающим этапом этой тем...

Проектная карта по краткосрочному проекту «Мир обычных и необычных животных» в старшей группе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23578106","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23578110","attributes":{"alt":"","class"...

План образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в разновозрастной группе (5-7лет) Беседа «Мир обычных и необычных животных»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23587458","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23587469","attributes":{"alt":"","class"...

Самое необычное животное земли

1 слайд Здравствуйте! Сегодня я хочу рассказать Вам об одном из самых удивительных животных на Земле. 2 слайд Пожалуйста, отгадайте загадку:У него клюв как у утки,У него хвост как у боб...