Речевые игры для детей 3-4 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Корж Лариса Александровна

Логопедические игры для развития речи младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_3-4_goda.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

"Разные вопросы"

   Цель: усвоение грамматических основ русского языка

   Для этой игры Вам понадобится мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом:
 
Где растут листья? (На ветке).
  Где растут ветки? (На дереве).
  Где растут деревья? (В лесу).
   Задание можно усложнить. Вы, сидя на полу, перекатываете мяч по полу ногами. При этом нельзя помогать себе руками.

"Чудесная коробка"

Цель: развитие внимания, памяти, навыков классификации предметов, освоение правильного употребления родовых местоимений.

   Нам понадобится любая вместительная коробка. Конечно, было бы просто замечательно обернуть её красивой бумагой, или просто раскрасить. Тем самым мы изначально заинтересуем ребенка. Кладём в неё самые разные предметы, но не более четырёх. Теперь можно звать малыша. "Посмотри, какая красивая коробка! Давай заглянем, что в ней лежит?" Достаём предметы по одному, кратко описывая: "Смотри. Это мяч, он круглый и синий. А вот кукла. У неё нарядное платье и жёлтый бант. Ой! А это сладкое, вишнёвое варенье".

   После просмотра всех вещей, сложите их обратно. А теперь предложите ребёнку отгадать по Вашему описанию, какой предмет вы хотите достать из коробки. "Она в нарядном платье и с жёлтым бантом. Он круглый и синий. Оно сладкое и вишневое".
  После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите малыша забрать только игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и варенье, обратите на это внимание ребенка. Необходимо объяснить, что с игрушками мы играем, а варенье это еда и играть с ним нельзя.

"Прятки-догадки"

   Цель: развитие внимания, пространственной ориентировки, закрепление предлогов В, НА, ПОД.

   Предложите Вашему малышу поиграть в "прятки-догадки". "Я расскажу тебе историю про одного мальчика (девочку), а ты постарайся выполнить всё, о чём я буду говорить".
  "Жил-был мальчик (девочка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал мальчик думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет её мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела - там его нет. А может быть он под стулом? И там нет. А, вот он где - под столом!"
  Далее вы рассказываете, как мальчик залез на стул, притаился в шкафу и т.д.

"Угадай-ка"

   Цель: развитие речи и логического мышления, навыков классификации предметов, расширение словарного запаса.

   Спрячьте игрушку или картинку с изображением котёнка. "Угадай, кто к нам пришёл в гости? Его мама - кошка, а папа - кот". Так же обыгрываем других гостей домашних или диких животных.
  После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам пришли домашние (дикие) животные.

"К нам пришло письмо"

   Цель: развитие связной речи, воображения.

   Напишите Вашему малышу письмо от имени его любимого сказочного героя или игрушки. Запакуйте в конверт и тожественно вручите ребенку.
  Прочтите письмо и предложите вместе сочинить ответ. Придумайте тему послания. "Давай напишем, какие у тебя разные игрушки. И как ты с ними умеешь играть". Внимательно рассмотрите те игрушки, о которых будете писать (не более трёх), обговорить, как с ними можно играть.
  После этого запишите рассказ ребенка, проговаривая то, что пишите.

"Путаница"

   Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

   "Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".
  Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста:

   Знает это ребёнок любой -
  У апельсина цвет ... голубой.

  Корова мычит,
  Поросёнок хрюкает,
  Тигр рычит,
 А собака ... мяукает.

  Как на нашей улице
  Крякали две ... курицы.

  Известно каждому ребенку -
  Корова - мама жеребёнка.

Что сначала, что потом 


 
Цель: познакомить ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.


  Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…
   Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
  Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…
 
Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.


Что будет, если… 


 
Еще одна устная игра.
  Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.
 
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
  "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и т.д.

   Затем меняйтесь ролями.


Что можно делать с … С чем можно делать… 

   Вы начинаете:
  "Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.
  Или:
  "Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".
  Или:
 
Чай пьют, а печенье едят.
  На кровати лежат, а на стуле сидят.
  Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
  Рубашку шьют, а шарф …
  Котлеты жарят, а суп…
  Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

  Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

Кто что делает 

  Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
  Начало может быть таким:
 
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
  "Чайник - свистит, кипит,…"
  "Машина - едет, гудит, светит,…"
  "Снег - идет, тает,…"
  "Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"
   Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
 
И лягушка, и зайчик - прыгают.
  И птица, и муха летают.
  И снег, и дождь выпадают на землю.
  И снег, и лед - тают.
   Или много предметов на одно действие:
   "Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
  "Едет - машина, поезд, велосипед, …"
  "Тает - мороженое, лед, …"
   Или задания, имеющие только один ответ:
   "Кто чинит сапоги?"
  "Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
  "Кто хоботом пьет воду?"
  "Носит грибы на иголках?" и т.д. 


Что где? Кто где? 


 
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
   Что есть у нас на кухне?
  Что есть у нас в прихожей? И т.д.
  Где у нас стоит телевизор?
  Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке). 
   Потом "отправиться" в путешествие.
  Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве?  Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
  Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…


Что внутри?


   Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
 
дом - стол,
  шкаф - свитер,
  холодильник - кефир,
  тумбочка - книжка,
  пузырек - лекарство,
  кастрюля - суп,
  дупло - белка,
  улей - пчелы,
  нора - лиса,
 автобус - пассажиры,
  корабль - матросы,
  больница - врачи,
  магазин - покупатели.

Угадай, кто это?


 
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
  Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
  Например:
 
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
  Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
  Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
  Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
  Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
  Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Больше, чем… Меньше, чем 

   Взрослый ставит задачу:
  "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал."
  Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.
  Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.


Один - много…



 
Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
   "Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - …." И т.д.
  Вариант:
"Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"
   Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.
  Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:
   "Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…" (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)
   Можно и наоборот:
   "Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…" и т.д. до одного или пока не собьется.
  Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.ВВЕДЕНИЕ.Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когд...

Речевые игры для детей "Играем вместе" с 18.05.- 24.05.2020г.

Лексическая тема: Весна - Лето.  Программа "Мозаика"Тема: Весенние травы и цветы. Насекомые. Младшая группа.Тема: Деревья весной. Средняя группа.Тема: Деревья весной. Старшая группа.Тем...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

quot;Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и ...