"По следам Веснянки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Десятова Светлана Владимировна

Познавательно - речевая деятельность в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_sledam_vesnyanki.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – речевая деятельность:

«По следам Веснянки»,

 подготовительная к школе группа.

Программные задачи:

Расширять и актуализировать представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе.

Упражнять в составлении рассказов о весне, используя прием мнемотехники и методики В.Ф. Базарного «Ввод в картину»

Обогащать лексику предметами, признаками, действиями, словами – антонимами.

Развивать: функции слухового восприятия и фонематического слуха;

- функции физиологического дыхания;

- связную речь, интонационную выразительность речи;

- общую и мелкую моторику рук;

- воображение, память, логическое мышление посредством разгадывания загадок и постановку проблемных вопросов.

Вырабатывать положительное эмоциональное состояние. Оптимизировать общий тонус тела. Развивать умение чередовать напряжение и расслабление мышц плечевого пояса. Умение согласовывать слова с движениями.

Развивать творческие способности, умение создавать весенние игрушки из бумаги, бросового материала, заготовок из берёсты.

Воспитывать языковое чутье к родному языку, желание говорить правильно, бережное отношение к природе и своему здоровью.

Оборудование: кукла Веснянка; предметные картинки; сюжетные картины из серии «Весна»; «сенсорный крест»; схемы предложений (мнемотехника); загадки; стихи о весне; фонограмма (звуки природы, голоса птиц); мяч; ребусы; тренажер для глаз «Веселые ручейки»; буклеты с дидактическими, подвижными и малоподвижными играми.

Материал для изготовления весенних игрушек: бумага, картон, береста, пластилин и пр.

Психологический настрой.

Воспитатель.

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть!

Дети, чтобы нас не покидало хорошее настроение, я приглашаю вас встать в круг.

Встанем, дети, встанем в круг

Я твой друг, и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся,

 И друг другу улыбнемся

(Дети проговаривают слова с закрытыми глазами, взявшись за руки)

Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо…

        Воспитатель.

Отгадав загадку, мы узнаем, кто к нам придет сегодня в гости.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу природа оживёт.

(Весна)

Появляется Веснянка.

Веснянка показывает ребус, дети угадывают и называют слово «весна»

Веснянка сообщает о том, что ей хочется узнать, что знают дети о весенних явлениях в живой и неживой природе и приглашает на весеннюю полянку.

Звучит фонограмма (весенняя капель, журчание ручья, голоса птиц…)

Дети слушают звуки природы, голоса птиц с закрытыми глазами, за тем рассказывают, что услышали.

Веснянка спрашивает:

- Как вы думаете, без чего не может быть весны?

(Без таяния снега, ручейков, капели, прилёта птиц, ледохода, набухания почек, первоцветов, весеннего дождя, грома, грозы…)

- Что хорошего в таком явлении, как дождь?

(Растения умываются, питаются, растут…)

- А что плохого?

(Грязно, можно промокнуть, промочить ноги и заболеть…)

Веснянка загадывает загадки.

Дети ищут слова – отгадки и называют их.  

Картинки находятся на «сенсорном кресте», методика В.Ф. Базарного.

Не обуешь валенки, на снегу…

(Проталинки)

К маме речке я бегу и молчать не могу,

Я её сын родной, а родился весной

(Ручеёк)

На ручеёк похожая, ведёт к реке прохожего.

(Тропинка)

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь

А зовётся птица…      

(Грач)

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его…        (Скворец)

Летом бежит, зимой спит,

Весна настала – опять побежала

(Река)

Прилетят весной скворцы,

Для них построим  мы дворцы.

(Скворечники)

Из-под снега в лесочке

Появились цветочки.

Снежок, растай!

Нам проталинку отдай!

(Подснежники)

Веснянка предлагает на проталинках (дидактические карточки), с помощью фишек выложить слова: грач, гром, туча, лужа.  

Дети выполняют звукослоговой анализ слов.

Веснянка дарит тренажёр для глаз «Весёлые ручейки» и предлагает поиграть, напоминает детям о том, что соблюдая правила игры, не будет проблем со зрением.

Веснянка вновь приглашает детей на полянку и организует игры с мячом.

«Мы волшебники немного был один, а стало много»

 Грач – грачи, ручей – ручьи, туча – тучи и т.д.

«Скажи наоборот»

Широкая река – узкая река,

весёлый скворец – грустный скворец,

длинный ручей – короткий ручей,

маленький грач – большой грач,

узкая тропинка – широкая тропинка,

большая лужа – маленькая лужа и т.д.

Веснянка побуждает детей, составить рассказы о весне и рассказать.

(Благодарит детей за интересные рассказы)

Динамическая пауза.

За тучку солнышко зашло,   (Дети съёживаются, обнимая себя за плечи)

Стало зябко и свежо.

Солнце вышло из-за тучки,  (Расправляют плечи, расслабляются.)

К нам весна шагает                (Идут по кругу.)

Быстрыми шагами,                 (Ускоряют шаги.)

И сугробы тают                      (Идут, высоко поднимая ноги.)

Под её ногами.

Чёрные проталины                  (Приседают, стучат по полу руками.)

На полях видны.

Видно, очень тёплые

Ноги у весны                            (Идут по кругу, шаркая ногами.)

Солнышко, солнышко,            (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,            (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей,            («Летят» по кругу)

А сугробы тают, тают,            (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают.      (Поднимаются на цыпочках, руки тянутся вверх)

Дети для Веснянки читают стихи о весне.

  (Домашнее задание, стихи по желанию детей.)

Веснянка благодарит детей за чтение стихов, дарит буклеты с весенними играми для совместных прогулок с родителями и приглашает в весеннюю мастерскую, чтобы смастерить кораблики, парусники, яхты, птичек и т.д.

Итог познавательно – речевой деятельности, самооценка детей.

        Веснянка восхищается поделками детей и прощается с ними.

Дети продолжают игры с поделками.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.
  2. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Сергиев Посад, 1995.
  3. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Текст): /Н.А. Рыжова. – М.: Линка – Пресс, 2004.
  4. Сержантова Т.Б., 366 моделей оригами. М., Айрис – ПРЕСС, 2010.
  5. 1500 лучших загадок для малышей  /(сост. Т93  Т.В.Скиба). – Ростов н/Д: Владис; М.:РИПОЛ классип,2010. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированое занятие "Праздник Веснянка - свистунья"

Данный материал содержит информацию о русском народном празднике "Веснянка - свистунья" Занятие разбито на несколько частей, это удобно для того, чтобы знакомство с праздником провести накануне. Заран...

Сценарий «ВЕСНЯНКА»

Сценарий праздника встречи Весны...

Праздник "Веснянка"

Сценарий празника. Участники: Аленушка, Матрена, Тетерев, Снегирь, Птицы, Кикимора, Шишига, Леший, Кулик, Солнце, Весна и дети....

Сценарий фольклорного развлечения "Веснянка"

Сценарий развлечения в группе для детей среднего дошкольного возраста, с участием родителей и воспитателей!...

Праздник "Веснянка"

Праздник "Веснянка" для младшего дошкольного возраста...

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

Сценарий интегрированного досуга для детей среднего дошкольного возраста «Веснянка».

Задачи:• Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту;• Формировать эмоциональную сферу ребенка, осваивая ценный опыт поколений;• Развив...