Речевой досуг "Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Счастливцева Ирина Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_zima.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой досуг для детей старшей группы «Зимние забавы»

Цель: развитие речевой деятельности детей в занимательной форме.

План речевого досуга.

Дети под музыку входят в зал, садятся перед экраном.

1. Показ фильма о снежинках.

Появление персонажа-Зимушки. Приглашение прогуляться.

2. Вопросы о Зиме (в кругу).

2.Игра  «Разноцветные круги»  (делятся на команды).

3. Загадка и игра «Вьюга»  (дети сидят).

4. Игра «Один – много», «Какая бывает Зима?», « Какой бывает снег» (в кругу).

5. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять»  (дети сидят).

6. Упражнение «Собери снеговика» (дети сидят).

Появляется Снеговик.

7. Игра «Найди снежок»  (ищут по залу).

8. Хоровод со Снеговиком.

Снеговик уходит.

9. Упражнение с мячиками су-джок «Зимние забавы» (на ковре).

Зимушка уходит.

Воспитатель прощается.

Дети под музыку входят в зал, садятся перед экраном.

Воспитатель говорит о  том, что почтальон принес необычное письмо. Это письмо-фильм. Его нельзя прочитать, можно только посмотреть.

- Хотите узнать, о чем он?

1. Показ фильма о зиме.

Беседа с детьми:

- О чем этот фильм?

- Ребята, а откуда берутся снежинки? (Маленькие льдинки в высоком небе – это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.)

-  А почему хрустит снег под ногами? (Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.)

- Почему снежинки белого цвета? (Ответы детей).(Белый цвет происходит от заключенного в снежинке воздуха.)

- Существуют ли две одинаковые снежинки? (Существует такое разнообразие снежинок, считается, что не бывает даже двух одинаковых. Обычно снежинки имеют шестиконечную форму.)

- Можно ли поймать снежинку? Что с ней тогда случится?

Закройте глаза и представьте себе снежинки. Какие они? (Лёгкие, нежные, пушистые, белые, красивые, холодные).

- Как падают снежинки? (Мягко, легко, плавно, тихо).

- Когда бывают снежинки? (Зимой). Давайте ее позовем. 

Дети зовут Зиму:

-Зима, зима, приди!

Детям радость подари!

Появление Зимушки.  Ребята знакомятся с Зимушкой. Она приглашает их прогуляться (встают в круг).

-Ребята, вы столько много знаете о снежинках, А что еще  вы знаете обо мне?

  1. Какие, например, знаете зимние развлечения?
  2. Сколько месяцев длится зима? Назовите эти месяцы.
  3. Какие зимние праздники знаете?
  4. Как дикие животные подготовились к зиме? (поменяли шубку заяц и белка; сделали запасы еж и белка; много ел, а теперь спит в берлоге медведь).
  5. Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? (белый, пушистый, мягкий, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий, хрустящий).
  6. Скажите, а из чего состоит снег? (Снег состоит из маленьких снежинок).
  7. Что такое сугроб? (Сугроб - это наметенная ветром большая куча снега).
  8. Что такое снегопад? (Это продолжительное интенсивное выпадение снега из облаков).
  9. Почему летом из облаков и туч идет дождь, а зимой снег? (Летом бывает жарко и идет дождь, а зимой капельки воды замерзают от мороза и превращаются в снег).
  10. Опишите небо. Какое оно? (светлое, серое, чистое, высокое).
  11. Что такое гололедица? (Гололедица – это время, когда земля покрыта слоем льда без снега, а также сама такая поверхность).
  12.  Какой бывает ветер? (холодный, морозный, сильный, зимний, снежный).

2.Игра  «Разноцветные круги».

Воспитатель показывает корзинку с играми - задания в конвертах, нечаянно рассыпает картинки:

- Ой, ребята, что я наделала, рассыпала нечаянно картинки. Поможете мне их собрать. Возьмите каждый по одной картинке.

Предлагает два обруча. Один желтый, другой белый. В белый обруч собрать «зимние» картинки, а в желтый «осенние».

- Раз, два, три, картинку возьми,

Время года подбери!

Дети, разделившись на две команды, становятся около обручей с картинками-схемами. Каждый ребенок рассказывает о признаке, который изображен на его картинке-схеме.

3.  Игра «Вьюга».

- Смотрите у меня есть еще один конверт.

Зимушка читает загадку о вьюге (звучит фонограмма вьюги).

Заметает все пути

не проехать, не пройти.

У метели есть подруга - 

снежно-ветренная  (вьюга)

Дети выполняют вместе с воспитателем.

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

4. Игра «Один – много» (в кругу).

Зимушка обращает внимание детей на большой снежок (белый мяч, который намела вьюга. Предлагает поиграть с ним. Она называет один предмет, а дети – много предметов. Например: снежинка – снежинок.  Дети встают в кружок, ловят снежок и отвечают.

Мороз, вьюга, ветер, метель, зима, холод, сугроб, и т. д.

Ребята, давайте подумаем и скажем, какая бывает Зима?

(Холодная, суровая, лютая, вьюжная, морозная, злая, долгая, длинная, сказочная, волшебная, красивая).

-А как мы узнаем, что наступила зима? (Выпадает снег).

какой бывает снег?

(Пушистый, сверкающий, искристый, воздушный, блестящий, хрустящий .)

Воспитатель:

-Молодцы, вы знаете много красивых слов.

Садимся.  

5. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять».

- Ребята, у меня замерзли пальцы от такого большого снежка. Давайте мы с вами согреем наши пальчики. Дети выполняют движения совместно с Зимушкой.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. (
 «Идём» указательным и средним  пальчиками)
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. («Скатиться правой рукой  по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

6. Упражнение «Собери снеговика».

Зимушка: - У меня для вас приготовлена еще одна игра (достает из корзинки следующий конверт с заданием):

- Что в конверте?

- А как вы думаете, кого можно сложить из этих деталей?

Зимушка предлагает детям собрать снеговика, но сначала вспомним последовательность выполнения упражнения. Каждый должен выбирать одну деталь и прикрепить на доске.

- Сначала прикрепляем большой круг, чтобы снеговик не упал.

- На большой круг ставим поменьше, это будет туловище.

- Самый маленький круг – голова и т. д.

- Кепка нашему снеговику не подходит, так как сейчас зима, а ее носят летом.

- Цилиндр тоже не подходит, он нужен фокуснику в цирке.

- Шляпа нужна ковбою.

- А вот ведро подходит.

Зимушка хвалит детей:

- Молодцы замечательный снеговик у вас получился! Я – волшебница и могу сделать так, что Снеговик оживет.

Зимушка предлагает детям закрыть глаза и позвать его.

Дети закрывают глаза и говорят:

- Раз, два, три!

Снеговик, приди!

Играет музыка (волшебная, тихая).

Зимушка читает: (сказочным голосом)

Снеговик, снеговик

Появился во дворе!

Нос морковкой, рот картошкой

И ведро на голове!

Появляется Снеговик, в руках у него пустая корзина.

Снеговик:

- Здравствуйте! А вот и я! Хочу с вами поиграть в снежки. Ой, я их, кажется, растерял!

Зимушка предлагает ребятам, помочь снеговику, найти снежки заранее спрятанные.

7. Игра «Найди снежок».

- Вместе весело идем,

Все снежки сейчас найдем.

Будем с ними мы играть,

Будем мы снежки бросать!

Дети ищут снежки и рассказывают снеговику, где нашли.

Ответы детей: на стуле, около дверей, на фортепиано и т. д.

Снеговик:

- Спасибо! Снежки нашли. А теперь давайте поиграем снежками.  Дети играют, бросают друг в друга и в гостей. Снеговик хвалит детей:

- Молодцы ребята! Какие вы меткие и ловкие! А танцевать вы любите?

8. Хоровод со Снеговиком.

Дети встают в круг, повторяют различные танцевальные движения за Снеговиком под музыку.

В конце песни дети поворачиваются друг к другу, обнимаются и называют ласково друг друга.

- Ну, вот и поиграли мы со снеговиком, ему пора  уходить, скажем ему «До свиданья».

Снеговик уходит.

- Ребята, глядите, еще одна корзинка со снежками. Какие интересные снежки, колючие. Давайте присядем  (на ковер), отдохнем и поиграем в игру «Зимние забавы».

9. Упражнение с мячиками су-джок «Зимние забавы».

Как снегурка, в шубке белой

Маша с горки едет смело.

Вася катит снежный ком –

Он решил построить дом.

Под окном Тамара с Федей

Лепят белого медведя.

Брат их, маленький Олег,

Чайной ложкой носит снег.

Лена катится на лыжах,

Оставляя ровный след,

А за нею Бобка рыжий,

Только лыж у Бобки нет.

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает, как стекло.

На коньках бежит Алёша,

И в мороз ему тепло.

-Мне очень понравилось с вами играть, но мне пора возвращаться, а на прощание хочу вам подарки. Это снежинки, которые нужно раскрасить.  

Зимушка уходит.

Воспитатель: - Вот и закончились наши «зимние забавы».

-Ребята, вам понравилось?

К нам сегодня в гости приходили Зимушка и Снеговик и мы очень подружились с ними, играли в интересные игры.

- Что вам понравилось?

- Что нового вы узнали?

- Что интересного услышали?

- Что интересного увидели?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...

Методическая разработка по познавательно-речевому развитию в младшей группе на тему «Зимние забавы».

Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект НОД по речевому развитию на тему «Зимние игры и забавы» (подготовительная к школе группа с ЗПР)

Досуг с использованием мультисистемы (ИКТ): позволяющий закрепить обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе....

Конспект непосредственно образовательного процесса по образовательной области "Речевое развитие". Рассматривание сюжетной картины "Зимние забавы" 2 группа раннего возраста

Конспект непосредственно образовательного процесса по образовательной области "Речевое развитие". Рассматривание сюжетной картины "Зимние забавы" 2 группа раннего возраста...