НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Возрастная группа: старшая.

Тема НОД: «Как люди победили ночь».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: расширять и уточнять представления  детей о предметном мире.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей об истории возникновения электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Развивающие: развивать умение действовать в соответствии с предлагаемыми алгоритмами, уметь разрешать противоречия. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Воспитательные: вызывать чувство восхищения тому, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более комфортной.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская.

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемных ситуаций, моделирование, макет комнаты.

Формы организации: групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование, материалы: Игровые персонажи Филя и Степашка; картины с изображением ночной реки, поляны, костра и палатки; макет комнаты с различными осветительными приборами; ТСО; лучина, свеча.

Предварительная работа: беседы и НОД на темы: «Различные источники света», «Свет как источник тепла», «Экономь электроэнергию»; чтение  литературы: Н.В.Пласкин «Основы конструирования электрических источников», Л.Тарасенко «Солнечные цветы», Н.Гернет «Сказка про лунный свет», тематический словарь в картинках «Мир человека: электричество и электробытовая техника», «Увлекательные опыты со светом», «Большая почемучкина книга», детские энциклопедии и др.

Ход НОД

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 

 

I. Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата

Воспитатель приветствует детей, сообщает о том, что в гости к ним пришли Филя и Степашка с целью послушать о том, где дети отдыхали летом.

Дети приветствуют гостей.

 

 

Дети рассказывают о том, кто где отдыхал.

II. Основная часть

Создание проблемной ситуации

Отдых у реки- это хорошо, потому что…

Ответы детей: можно купаться и загорать; ловить рыбу; даже в жару прохладно…

Но отдых у реки- это и плохо. Почему?

Ответы детей: комары кусают; можно обгореть; ночью темно, страшно;…

 Степашка и Филя рассказывают о том, как они отправились на рыбалку. Стемнело и им стало холодно и грустно.

Воспитатель: Ночью должно быть темно. Почему?

 

Но в то же время ночью не должно быть темно. Почему?

 

Что делать Филе и Степашке?

 

 

Дети слушают, отвечают на вопросы:

 

 

 

Ночью все спят, поэтому должно быть темно, иначе свет будет мешать спать.

Чтобы не было страшно и грустно тем, кто не спит. Свет дает тепло.

 

Развести костер - будет тепло, светло, весело.

Герои так и сделали, но свет разбудил птиц, рыб, траву, деревья - они выражали  недовольство. Друзья огорчились. Но тут пошел дождь. Все живое обрадовалось, почему?

 

 

 

Костер погаснет, друзья переберутся в палатку, станет темно, природа опять погрузится в сон.

В палатке было холодно. Филя решил разжечь в ней костер. Степашка возражал. Почему?

Как добыть тепло?

 

Друзья так и сделали и спокойно проспали до утра.

Может загореться палатка.

 

 

Нагреть камни, ведро с водой – они обогреют палатку; перенести палатку на то место, где горел костер; поставить печку с трубой…

Вернувшись домой, они решили в квартире поставить печь. Печь нужна, чтобы…

не должна быть…

 

Чем заменить печь?

 

 

Чтобы было тепло.

Некрасиво; дым, копоть, гарь-неприятно.

Трубами отопления, батареями.

Физминутка

Степашка и Филя продолжают рассказ: Костер на берегу (показывают на картину) дает не только тепло, но и свет. Если сидеть в палатке, то свет нужен.

Костер в палатке хорошо?

 

Костер в палатке - плохо. Почему?

 

Что можно предложить друзьям для освещения палатки?

 

 

 

 

 

Хорошо. Светло; дым отпугивает комаров.

Может начаться пожар; от дыма глаза слезятся.

Фонарик, свечу.

Экспериментальная  работа

Воспитатель зажигает свечу и лучину.

Дети наблюдают за тем, как они горят.

Создание проблемной ситуации

Свеча, лучина - хорошо. Почему?

 

 

Свеча, лучина- это плохо. Почему?

 

Пользуетесь ли вы дома свечами и лучинами?

Огонь меньше, чем у костра; их можно переносить с одного места на другое.

Быстро сгорают; при ветре - гаснут.

 

Есть электрические лампочки.

Рассказ воспитателя

Воспитатель рассказывает историю  возникновения лампочки с показом слайдов.

 

Дети слушают, смотрят телевизор.

Создание проблемной ситуации.

 

 

 

Лампа  - хорошо. Почему?

 

Лампа - плохо. Почему?

 

Что же делать?

Дети работают в парах: один ребенок называет положительные стороны, второй – отрицательные.

Безопасный источник света.

 

Ослепляет; может перегореть, лопнуть.

Спрятать лампу в плафон; накрыть абажуром.

Филя продолжает рассказ: вечером Степашка уселся перед телевизором, а я лег спать, но не мог заснуть - мешал свет.

Степашка: я не могу смотреть телевизор без света, чтобы не испортить зрение.

Какой найти выход из этого положения?

 

 

 

 

 

 

 

Света должно быть меньше; можно включить торшер,  бра, настольную лампу.

Воспитатель показывает макет комнаты Фили и Степашки

В комнате много разных  осветительных приборов. Зачем?

Каждый светильник нужен для определенной цели: настольная лампа-читать, ночник, когда ложатся спать, бра за спиной-смотреть телевизор.

Практическая работа

Предлагает помочь друзьям рационально разместить осветительные приборы, дабы избегать в дальнейшем ссор.

Дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением.

III. Заключительная часть

Рефлексия

Организует беседу: кому дети помогали, что делали, какое у них настроение и т.д.

Гости благодарят детей и прощаются с ними.

Отвечают на вопросы.

 

 

Прощаются с гостями.

 

 

   

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...