Антонимы и синонимы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Искандарова Елена Ахсановна

Занятие по обучению грамоте , расчитанное на расширение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinonimy_i_antonimy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому общению для старшего дошкольного возраста.

Тема: «Синонимы и антонимы».

Цель:

Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.

Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Ход занятия:

- Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.

(Инсценировка: стук в дверь. - Кто там? Входят три мальчика.)

Первый: - Не сердитесь на нас!

Второй: - Не обижайтесь.

Третий: - Не злитесь.

Воспитатель: - Где вы были?

Первый: - Недалеко.

Второй: - Близко.

Третий: - Рядом.

Воспитатель: - Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному.

- Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.

Пример:

Большой – огромный – громадный.

Маленький – крошечный – малюсенький.

- Такие слова-друзья называют еще «слова близкие  по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.

- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.

Недалеко – близко – рядом.

- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.

Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».

Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю:

«Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

- А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.

2. Приятелей много, а друга нет.

3. Переливает из пустого в порожнее.

- Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Алфавит                     Аккуратный

Огонь                          Алый

Чистый                       Скакать

Прыгать                      Азбука

Бросать                       Пламя

Красный                      Кидать

(Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

Физкультминутка:

А теперь мы разомнемся,

Улыбнемся, посмеемся.

Наклоняйтесь ниже, ниже,

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь.

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите,

Потянитесь, потянитесь!

Вы, ребята, не устали?

Сели – встали! Сели – встали!

Все руками помахали

И на место побежали!

- В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.

Много – мало.

Большой – маленький.

- Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.   (Дятел; пара слов «враг – друг»)

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

- А теперь поиграем в «Живые слова». (Выходят 6 детей и берут в руки картинки из игры «Контрасты».) Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки. А теперь давайте поставим эти слова парами. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.

Молодой – старый.

Светло – темно. (День – ночь.)

Плачет – смеется.

- Поиграем в игру «Подскажи словечко».

Куст низкий, а дерево …

Вагон большой, а тележка …

Ночь была холодная, а день …

Молоко жидкое, а сметана …

Малина сладкая, а лимон …

(Подведение итога занятия, оценка работы детей в ходе занятия.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синонимы

Обогащение и активизация словарного запаса детей, точный подбор слова для выражения мысли, привитие любви к богатству и возможностям родного языка....

Обогащение словаря дошкольников синонимами

Сообщение для логопедов, воспитателей ДОУ...

презентация по теме - СИНОНИМЫ

презентация-занятия для детей подготовительной группы знакомит дошкольников с синонимами- весело и доступно!!!...

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами.       Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...

«Формирование умения понимать и употреблять синонимы, антонимы и многозначные слова у детей с нарушениями речи»

Данное пособие может быть использовано в коррекционной работе по развитию речи  детей, имеющих нарушения речи, в доступной игровой ситуации. Пособие может быть рекомендовано педагогам дошкол...

Методические рекомендации по коррекции антонимии и синонимии у дошкольников среднего и старшего возраста

Работа над обобщением и  активизацией словаря с помощью:  раскрытия многозначности слова; расширения запаса синонимов и антонимов; формирование умения правильно употреблять слова....