Главные вкладки

    «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников»
    проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Семенова Галина Арсеньевна

    Целью проекта является  использование  Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx253.64 КБ

    Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

                                       «Детский сад № 145 комбинированного вида»

                                          г. Чебоксары Чувашской Республики

                                                                 Проект:

     «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников»



                      ( Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя)


    D:\p.koule.jpg

                                                                                                                    Автор: воспитатель Семенова Галина Арсеньевна.

                                                                            Чебоксары -2016

                                                                     Паспорт проекта

    Наименование

     Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников

    Заказчик проекта

    МДОУ Детский сад №145 «Радуга» комбинированного вида

    Разработчик проекта

    Воспитатель спецгруппы: Семенова Галина Арсеньевна.

    Цель проекта

    Целью проекта является  использование  Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук.

    Задачи проекта

    Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.

    Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.

    Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

    Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

    Сроки реализации проекта

    Март 2016 по май 2018 .

    Участники проекта

    Дети, воспитатель, психолог.

    Ожидаемые результаты

     -благоприятное воздействие на весь организм;

    -стимуляция речевые зоны коры головного мозга;

    -развитие координация движений и мелкой моторики;

    -развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

    -сократить сроки коррекционной работы;

    -повысить качество работы;

    -снизить энергетические затраты;

    -наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

                                                   

                                                                   Содержание.

                1   Паспорт проекта_______________________________________________                                               2    Актуальность  ________________________________________________

    1. Автор- разработчик  ___________________________________________
    2. Риски реализации проекта  _____________________________________
    3. Анализ ситуации  _____________________________________________
    4. Сильные слабые стороны  ______________________________________
    5. Задачи проекта _______________________________________________

                 9   Ожидаемые результаты ________________________________________

                10   Цель________________________________________________________

    1.  Партнеры проекта ____________________________________________
    2.  Этапы  ______________________________________________________
    3.  Оценка результатов ___________________________________________

    14   Методическое сопровождение __________________________________

                15   Пиар-сопровождение__________________________________________

                16   Экология проекта_____________________________________________

    1. Литература___________________________________________________

                18   Приложение _________________________________________________

                                                  «Ум ребенка находится  на  кончиках     его    пальцев».

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                              В. А. Сухомлинский.

    Введение


    Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные технологии.

     Су-джок терапия является одной из нетрадиционных логопедических технологий. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су - Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком - он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце,  безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

    Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук тревожат расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. В следствии чего нами была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы су-джок терапии ,то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более  эффективно. Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный,  универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления, путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук.

    Изучая литературу ,наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии, совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, я пришла к  выводу , что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.

    Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории. Упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука), развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного материала, что будет изложено во второй главе проекта. Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования , педагогам и родителям.

    Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада. Следовательно, использование Су - Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.



    2.Автор- разработчик.

    Разработчиком проекта по решению поставленной проблемы является воспитатель Семенова Галина Арсеньевна. Стаж педагогической работы 33 года, их них 20 лет в группе компенсирующей направленности. Высшая квалификационная категория. В 1983 году закончила дошкольное отделение Чебоксарского педагогического училища, в 1994 г Чувашский университет им. И.Н.Ульянова, исторический факультет.

    3.Риски реализации проекта:

        а) финансовые затруднения при организации образовательного процесса, в том числе коррекционного.

        б) не все родители понимают, что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений 

         в) отсутствие возможности части детей посещать коррекционную группу.

    4.Анализ ситуации.

    Группу для детей с ОНР посещают 15 детей. 8 девочек и 7 мальчиков. При поступлении в группу с детьми проведена диагностика развития мелкой моторики. Диагностика показала, что у детей пальцы напряжены. Сгибаются и разгибаются все вместе, отсутствует изолированные движения. Выяснилась закономерность: чем сложнее дефект речи, чем хуже развита мелкая моторика.

    По проведенному мониторингу можно делать вывод, что уровень развития и качество речи взаимосвязано с уровнем развития мелкой моторики. Чем выше и качественнее мелкие движения руки, тем лучше развита речь.

    5.Сильные и слабые стороны.

    Сильные стороны

    Слабые стороны

    Наличие специального и высшего образования

    Недостаточно богат методический фонт группы и дошкольного учреждения по данному вопросу

    Своевременное прохождение курсов повышения квалификации при ЧРИО

    Отсутствие преемственности между специалистами ДОУ по решению вопросов развития мелкой моторики

    Большой педагогический опыт у всех педагогов группы

    Доступность материала

    Положительный имидж группы среди родителей детского сада

    Наличие мониторинга развития  речи детей за последние пять лет.

    6.Цель

    Целью проекта является  использование  су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.

    7.Задачи.

    Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.

    Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.

    Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

    Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

    8.Ожидаемые результаты.

    -благоприятное воздействие на весь организм;

    -стимуляция речевые зоны коры головного мозга;

    -развитие координация движений и мелкой моторики;

    -развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

    -сократить сроки коррекционной работы;

    -повысить качество работы;

    -снизить энергетические затраты;

    -наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

    9. Экология проекта.

    Неоспоримыми достоинствами Су - Джок терапии являются:

    Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.

    Абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.

    Универсальность - Су - Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

    Простота применения - для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су - Джок шариков, они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.


    10.Партнеры проекта.

     Работа по реализации проекта объединяет всех заинтересованных лиц: педагогов, детей, родителей, администрацию ДОУ.  Проект будет реализован поэтапно в период с 1 марта 2016 года по 30 мая 2018 года.

    11.Этапы.  Проект долгосрочный . С1 03.2016 по по30 мая 2018.

    1 этап- подготовительный. С 1 03.2016 по по30 августа  1916.

    Задачи этапа.

    Содержание.

    Мероприятие первого этапа.

    Сроки реализации.

    Ответственные.

    Изучение передового педагогического опыта;

    март-2016

    воспитатель

    Подборка методической литературы по данной проблеме;

    Март, апрель-2016

    воспитатель,

    ст. воспитатель

    Комплектование пакета диагностик по определению уровня развития мелкой моторики рук и развития речи.

    Май

    Август-2016

    воспитатель,

    ст. воспитатель

     

    Прохождение курсов повышения квалификации;

    2016

    заведующий

    Первичная диагностика детей;

    Август -2016

    воспитатель

    Разработка проекта

    Август-2016

    воспитатель

    Согласование проекта с руководством ДОУ

    Сентябрь-2016

    воспитатель, заведующий

    Написание перспективного плана постепенного использования методики по СУ ДЖОК терапии  (на 2 года);

    август-2016

    воспитатель

    Создать     уголок   по СУ ДЖОК терапии

    сентябрь-2016

    воспитатель

      Создание библиотечки для родителей (научно – популярная литература, консультации, рекомендации и др.).

     постоянно

    Ст. воспитатель

    воспитатель, психолог.

    2этап- основной. С 1. 08.2016 по 31.о4. 2018.

    Задачи этапа.

    1.С детьми.

    Формы работы.

    Переодичность

    Время проведения.

    Методы проведения

    (примерные)

    Ответственные

    Массаж специальным шариком

    Ежемесячно по 10 дней.

    Вечером

    Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

    Воспитатель

     Массаж эластичным кольцом

    Ежемесячно по 10 дней.

    Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

    Воспитатель

     Использование Су - Джок шаров при автоматизации звуков

    1-2 раза в неделю

    Утром и вечером

    Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука

    Воспитатель

    Использование Су - Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

    1-2 раза в неделю

    Утром и вечером

    Например: упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

    Воспитатель

    Использование Су – Джок  шаров для развития памяти и внимания

    Каждый день

    Утром и вечером

    Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

    Воспитатель

    Психолог

    Использование шариков при выполнении гимнастики

    По десять дней в 1 квартал

    Утром

    Упражнения выполняются с помощью шариков.

    Воспитатель

    Инструктор физкультуры.

    Использование шариков для звукового анализа слов

    1-2 раз в неделю

    Утром и вечером

    Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию  воспитателя ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

    Воспитатель

    Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

    1-2 раз в неделю

    Утром и вечером

    На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий - под коробку; зеленый - около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

    Воспитатель

    Использование шариков для слогового анализа слов

    1-2раз в неделю

    Утром и вечером

    Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

    Воспитатель

    Это лишь некоторые примеры использования су - джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более  интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

    2.Работа с родителями.

     Следует помнить, что активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого детским садом является не только ребёнок, но и семья .

    Формы работы

    Сроки

    Мероприятия

    Ресурсы

    Ответственные.

    1.

    Консультации для родителей

    ноябрь 2016.

    «Массажируя ладошки развиваем речь».

    Лит-ра

    воспитатель

    2.

    Индивидуальные консультации для родителей по результатам диагностики .

    Январь

    2017.

    «Как реализовать современную логопедическую технологии по СУ ДЖОК терапии в дошкольных учреждениях с участием родителей.»

    Лит-ра

    воспитатель, психолог,

    логопед.

    3.

    День открытых дверей.

    апрель 2017

    Открытое занятие по обучению грамоте  с использованием Су ДЖОК..

    -

    восп.

    4.

    Групповое родительские собрания

    Октябрь

    2017

    «Направление работы   по развитию речи детей.

    программа «От рождения до школы»

    восп.

    5.

    Лучший  семейный опыт

    Апрель

    2018.

    Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе Су Джок терапии

    восп. и род.

    3.С педагогами.

    Формы работы

    Сроки

    проведения

    Мероприятия.

    Ответственные

    1.

    Представление проекта «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников»   на педсовете

    Сентябрь 2016 г.

    Защита проекта.

    восп

     Ст.

    восп.

    2.

    Мастер –класс для молодых специалистов

    Январь

    2017 г.

    «Использование шариков для звукового анализа слов»

    воспитатель,

    ст. воспитатель

    3.

    Публикация в  Электронном журнале «  Педмир»

    Март 2017

    «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников

    воспитатель,

    заведующий

      4 .

    Консультация для воспитателей

    Январь 2018

    «Методические советы по использованию Су ДЖОК терапии ».

    восп.

    5.

    Круглый стол

    Май 1018 г.

    Обобщение педагогического опыта на  педсовете.

    Восп.

    3 этап-заключтиельный. С1 .05 по 30.05.2018.

    Задачи этапа.

    Срок: с 1 апреля по 30 мая 2018 года.

    Задачи этапа:

    1. Подвести итоги работы по реализации проекта.

    2. Оценить эффективность проекта.

    3. Распространить передовой опыта работы по данной проблеме.

    4. Представить проект на конкурс методического материала

    11..Оценка результатов.

    Мониторинг и оценка результатов реализации проекта будет осуществляться по трем направлениям:

    1. Мониторинг развития мелкой моторики;
    2. Мониторинг развития связной речи.

    12.Экология проекта.

    Неоспоримыми достоинствами Су - Джок терапии являются:

    Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.

    Абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.

    Универсальность - Су - Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

    Простота применения - для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су - Джок шариков, они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

    13. PR –сопровождение. 

    1.Презентация проекта перед коллективом ДОУ  и родителями.

     2. Проведение для педагогов ДОУ открытых мероприятий;

     3. Представление опыта работы для воспитателей коррекционных групп  города;

     4.Выступление на курсах повышения квалификации при ЧРИО;

    14. Методическое сопровождение.

    1.

    Н.В.Нищева

    Программа-коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с4 до 7 лет).Санкт-Петербург,2009

    2.

    Ивчатова Л.А.

    . Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

      15.Литература


    . Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

    .Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

    . Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, 1995.

    . Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

    .Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. Издательство «Лань», 2002.

    . Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.

    Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.

      16.   ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Диагностика развития мелкой моторики

    по Н. В. Серебряковой.

    1. Попеременное соединение большого пальца с каждым из остальных.
    2. Указательный и средний пальцы «бегают» по столу.
    3. Слепить из пальчиков какую – нибудь фигуру и длительно удерживать ее.
    4. Перекладывание двумя пальцами мелких предметов из одной группы в другую по одному.
    5. Показать один палец, два пальца, три пальца.
    6. Сжимать резиновый шарик.

    Уровень оценки:

    А – высокий уровень (навык сформирован);

    В – средний уровень (навыки сформированы недостаточно);

    С – низкий уровень (навыки не сформированы).

                    Оценка коммуникативных умений детей . Т.А.Ладыженская.

    Критерии оценки коммуникативных умений детей

    Оценка в баллах

    Уровень речевой коммуникации

    1

    Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог  

                  3

    Высокий

    2

    Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, умеет отвечать на вопрсы, вступать в диалог  

                      2

    Средний

    3

    Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда вступает в диалог

                     1

    Низкий


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми»

    Данная статья была представлена на педагогическом фестивале "Новые идеи-новой школе", который проходил в г. Краснодаре в феврале 2013 года. Направление , в котором был представлен материал:"Методическ...

    Презентация проекта "Су-Джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников"

               Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи....

    "Су-джок терапия в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"

    Су-Джок терапия является одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка....

    «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем  процессе старших дошкольников».

     Су-джок терапия является одной из нетрадиционных логопедических технологий. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается...

    «Преимущества применения Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми с ОВЗ»

    Обследование детей с ОВЗ показало, что они  имеют нарушения как в  речевом, так и в психофизическом  развитии, что безусловно вызывают определённые трудности в обучении и воспитании. У ...

    Использование Су Джок терапии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ

    Данный материал позволит коррекционным педягогам разнообразить работу по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ....