«Преимущества применения Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике на тему

Обследование детей с ОВЗ показало, что они  имеют нарушения как в  речевом, так и в психофизическом  развитии, что безусловно вызывают определённые трудности в обучении и воспитании. У них  очень часто наблюдается  пассивность или расторможенность, возбудимость или раздражительность, повышенная утомляемость, внимание неустойчивое, рассеянное, снижена память и работоспособность. Детям   с ОВЗ  присуще грубые нарушения в звуковой и слоговой структуре слова, которые выражаются в пропусках, заменах слогов в сложных и простых словах, искажениях слов. Речь детей с ОВЗ не всегда понятна  окружающим ребёнка людям. У детей с ограниченными возможностями здоровья  словарный запас ограничен, в речи пользуются простыми односложными предложениями. Нарушение фонематического  слуха  выявлено у всех детей с ОВЗ. Дети смешивают звуки по акустико-артикуляционному признаку, затрудняются в звуковом анализе и синтезе слов. Ярко выражено нарушение  грамматического строя речи. Наблюдаются аграмматизмы в согласовании существительных с числительными в роде, числе, падеже, в словообразовании и словоизменении, в употреблении предлогов. Дети допускают ошибки стилистического и конструктивного характера. Важная роль в  дошкольном возрасте отводится работе по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Так как это является неотъемлемой  частью подготовки ребёнка к школе, в частности, к письму. Одно из направлений логопедического коррекционно-развивающего направления  - работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preimushchestva_primeneniya_su-dzhok_terapii_v.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Семилейский детский сад «Цягадайка»

Кочкуровского муниципального района

Республики Мордовия

                                                           

«Преимущества применения Су-Джок терапии в

коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми с ОВЗ»

Подготовила:

учитель-логопед

Козлова М.Б.

                                                                       

                                                                                               

                                                                   

Саранск, 2018 г.

Преимущества применения  Су-Джок терапии в

коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми с ОВЗ

Обследование детей с ОВЗ показало, что они  имеют нарушения как в  речевом, так и в психофизическом  развитии, что безусловно вызывают определённые трудности в обучении и воспитании. У них  очень часто наблюдается  пассивность или расторможенность, возбудимость или раздражительность, повышенная утомляемость, внимание неустойчивое, рассеянное, снижена память и работоспособность. Детям   с ОВЗ  присуще грубые нарушения в звуковой и слоговой структуре слова, которые выражаются в пропусках, заменах слогов в сложных и простых словах, искажениях слов. Речь детей с ОВЗ не всегда понятна  окружающим ребёнка людям. У детей с ограниченными возможностями здоровья  словарный запас ограничен, в речи пользуются простыми односложными предложениями. Нарушение фонематического  слуха  выявлено у всех детей с ОВЗ. Дети смешивают звуки по акустико-артикуляционному признаку, затрудняются в звуковом анализе и синтезе слов. Ярко выражено нарушение  грамматического строя речи. Наблюдаются аграмматизмы в согласовании существительных с числительными в роде, числе, падеже, в словообразовании и словоизменении, в употреблении предлогов. Дети допускают ошибки стилистического и конструктивного характера. Важная роль в  дошкольном возрасте отводится работе по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Так как это является неотъемлемой  частью подготовки ребёнка к школе, в частности, к письму. Одно из направлений логопедического коррекционно-развивающего направления  - работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

 В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

     Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего была выдвинута гипотеза,  что  если систематически использовать приемы су-джок терапии на логопедических занятиях,  то  коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно,  и,  возможно сократятся сроки коррекционной работы.  

Новизна данного проекта связана с новизной самого метода Су Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак Чжэ Ву в 1986 г. (Ч.В. Пак, 1991). 

Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, при тактильной стимуляции в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо надевают на палец и проводят массаж до появления ощущения тепла. Также используют точечный массаж палочкой. Находя лечебную точку ее стимулируют массажной палочкой (либо другим неострым предметом) до появления ощущения тепла в ней. 
Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.         Главное правило в работе учителя-логопеда, применяющего Су-Джок терапию, НЕ ЛЕЧЕНИЕ, а коррегирование процессов речевой деятельности ребенка.
Бесспорными
 преимуществами  Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при  регулярном и правильном применении наступает положительный результат.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред.

Универсальность -  Су – Джок терапию могут использовать как педагоги в своей работе, так  и родители в домашних условиях.

Простота в использовании – массажные шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Методы и приёмы Су-Джок терапии

В коррекционно-развивающей работе используются  такие приёмы Су- Джок терапии как:

Массаж специальным шариком-«ёжиком».. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж  шариком, по ощущениям напоминающим колючего ёжика. Прокатывая шарик между ладошками,  дети тем самым  массируют мышцы рук.

Массаж эластичным кольцом. Этот приём помогает стимулировать работу внутренних органов. Известно, что тело человека проецируется на кисть и стопу, а также  на каждый палец кисти и стопы. Эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.  Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, они с радостью и удовольствием выполняют предложенные задания. Дети активно включаются в процесс  выполнения тех или иных  упражнений. Это  позитивно влияет на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время массирования стоп ног массажными шариками, хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д. Такой массаж в основном применяет на своих занятиях  инструктор по физической культуре в комплексе с утренней  гимнастикой.

Выполнение упражнений с использованием массажных шариков и эластичных колец обязательно сопровождается речевой активностью в виде проговаривания чистоговорок, стихов,  потешек, что способствует развитию и коррекции  речи детей с ОВЗ.  

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Применение Су-Джок терапии в коррекционной работе"

В мастер-классе  представляются пальчиковая гимнастика и сказка с мультимедийным показом для автоматизации звука /р/...

Применение СУ-Джок-терапии в коррекционной работе.

Мастер-класс для педагогов и родителей....

Мастер-класс для родителей "Применение СУ-ДЖОК терапиии в работе логопеда"

Цель - Цель научить родителей  использовать Су-Джок массажёры в играх с детьми для коррекции речевых нарушений:    воздействовать на биологически активные точки по системе &la...

Методическая разработка по теме: «Применение Су – Джок терапии в логопедической работе».

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффектив...

Тема: «Су – джок терапия в совместной работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования.  Настоящий федеральный государственный образовательный ...