Дидактическая игра "Поле чудес"
материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Агалямова Алия Альнуровна

Дидактическая игра "Поле чудес" для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pole_chudes.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Поле чудес»

Цель: закрепить, обобщить, систематизировать знания детей: средней группы по теме «Овощи и фрукты», старшей группы – «Животные и птицы», подготовительной группы – «Дом. Семья».

Задачи:развивать связную речь; активизировать словарный запас; развивать логическое мышление, внимание и память;формировать умение детей применять полученные знания в играх; воспитывать терпение и умение слушать других; формировать дружественную атмосферу.

Оборудование: барабан, конверты с заданиями.

Ход игры: На столе барабан, разделенный на сектора по разным цветам, и конверты, каждый из которых помечен одним цветом из сектора барабана. Внутри конверта задания. Участники игры по очереди крутят барабан. На какой цвет указывает стрелка после остановки барабана, тот конверт с соответствующим цветом надо взять. Открыть конверт и выполнить задание.

Средняя группа

Тема: «Овощи и фрукты»

Описание: В конвертах карточки с заданиями. На одной стороне карточки загадка, на другой – картина-ответ к загадке. Простой вариант: загадку читает взрослый, ребенок отгадывает, потом показывается правильный ответ – рисунок на обороте. Усложненный вариант: ребенок смотрит на картинку и сам придумывает загадку.

Цель: Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Учить самостоятельно их составлять, опираясь на полученные умения отгадывать загадки.

Задачи:

- формировать умение внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять, анализировать и синтезировать найденное;

- развивать находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность;

-формировать умение самостоятельно рассуждать, делать выводы, умозаключения;

-учить составлять загадки путем описывания рисунка;

- развивать речь, обогащать словарь, умение правильно выражать свою мысль;

- воспитывать интерес к миру вещей и явлений, окружающей действительности;

- развивать поэтический слух, чуткость к рифме;

Загадки

Я длинный и зеленый,

Вкусен я соленый,
Вкусен и сырой.

Кто же я такой?
(Огурец)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)

Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
(Свекла)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)

В огороде — желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
(Тыква)

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)

Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)

Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(капуста)

Маленький и горький, луку брат.
(чеснок)

Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
(кабачок)

Сразу этот овощ по цвету узнают,
Синим господином все его зовут.
С кожурой блестящей и продолговат,
Угостить он взрослых и детишек рад.
(баклажан)

Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(перец)

Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редиска)

На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
(помидор)

В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных.
(кукуруза)

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(горох)

Посадили зернышко —

Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем —

Много зерен соберем.
Их поджарим, погрызем,

А приедут гости —
Им дадим по горсти.
(подсолнух)

Оранжевый спрятан  корешок
Сверху виден лишь вершок.
А подцепишь ловко –
И в руках...

(морковка)

Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
(груша)

Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень.
(лимон)

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
(апельсин)

Апельсина брат меньшой,
Потому как небольшой.
(мандарин)

Плод все лето

Зеленого цвета,
А ранней осенью–

Красный с просинью.
(слива)

Сладкая, медовая,

Очень даже сочная,

Ложкой семечки смахнёшь,

Мякоть белую найдёшь!

(дыня)

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет …
(банан)

Этот плод едва обнимешь,

Если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь,

Мякоть красную поешь.
(арбуз)

Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко.
(земляника)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет.
(красная и черная смородины)

Он на юге вырастал
В гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой
Придет изюмом к нам домой.
(виноград)

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с...

(малиной)

Варенье это я люблю,

Из ягод кости удалю,

Тёмно-красные горошки,

Кисловатые немножко!

(Вишня)

Старшая группа

Тема: «Животные и птицы»

Описание: Вконвертах карточки с заданиями. На карточках скороговорка и рисунок по тексту. Простой вариант: скороговорку читает взрослый, ребенок повторяет и запоминает. Рисунок помогает запоминать и вспоминать. Усложненный вариант: ребенок смотрит на рисунок и сам придумывает скороговорку.

Цель: Развить речевой аппарат ребенка, усовершенствовать речь, сделать ее выразительной, четкой и понятной.

Задачи:

- развивать интерес у детей к скороговоркам, как яркой и образной форме народного творчества;

- совершенствовать звуковую сторону речи, улучшение дикции;

- формировать выразительность речи у дошкольников;

- развивать слуховое внимание и память;

- учить детей выразительно передавать текст, развивать творческие способности;

-учить детей самостоятельно составлять скороговорки посредством картинок;

- вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию скороговорок;

- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования

Скороговорки

  1. Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.
  2. Белые бараны били в барабаны.
  3. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
  4. Проворонила ворона вороненка.
  5. Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
  6. Жук жужжит над абажуром,

Жужжит жужелица,

Жужжит, кружится.

  1. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  2. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
  3. За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
  4. Перепел перепелочку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
  5. Наш Полкан попал в капкан.
  6.  Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух.
  7.  Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
  8.  У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят
  9. Летит скворец – зиме конец.
  10. От топота копыт пыль по полю летит.
  11. Пес Пушок разбил горшок, а кот Федот пролил компот.
  12. Бегают две курицы прямо на улице
  13. Цыплята и курица пьют чай на улице.
  14. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  15. У четырех черепашек четыре черепашонка.
  16. Кукушка кукушонку купил капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
  17. Шесть мышат в шалаше шуршат.
  18. Волки рыщут, пищу ищут.
  19.  Два щенка, щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  20.  В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
  21.  Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
  22.  Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит.
  23. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Подготовительная группа

Тема: «Дом. Семья»

Описание: В конвертах карточки с заданиями. На карточках рисунки по теме. На обороте название и вопросы к рисунку. Простой вариант: ребенок смотрит на картинку, взрослый говорит название картины и задает вопросы, ребенок отвечает, составляет рассказ по картине. Усложненный вариант: ребенок смотрит на картину и без вспомогательных вопросов взрослого составляет рассказ, дает название.

Цель: Совершенствовать связную речь детей посредством картинок.

Задачи:

-упражнять в умении рассказывать полными предложениями, активно отвечая на вопросы;

- учить составлять последовательный рассказ, не опираясь на вопросы;

- формировать умение согласовывать слова в предложении, уметь подбирать прилагательное, числительное, глагол, предлог к существительному;

- упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать;

- активизировать речь, обогащать словарь;

-воспитывать культуру речи, отзывчивость, умение внимательно выслушивать рассказы сверстников.

Рассказы по картинкам

  1. Семья.

Вопросы:

Кто живет в семье?

Сколько взрослых? Кто они?

Сколько маленьких? Кто они?

Кто что делает?

  1. Зал. Гостиная комната.

Вопросы:

Для чего эта комната?

Какая мебель там стоит?

  1. Спальная комната.

Вопросы:

Для чего эта комната?

Какая мебель там стоит?

  1. Кухня.

Вопросы:

Для чего эта комната?

Какая мебель там стоит?

  1. Столовая.

Вопросы:

Для чего эта комната?

Какая мебель там стоит?

  1. Ванная комната.

Вопросы:

Для чего эта комната?

Какая мебель там стоит?

  1. Семья вечером.

Вопросы:

Кто тут есть?

В какой комнате они находятся?

Кто чем занят?

  1. Семья в столовой.

Вопросы:

Кто тут есть?

В какой комнате они находятся?

Кто чем занят?

  1. Семья на кухне.

Вопросы:

Кто тут есть?

В какой комнате они находятся?

Кто чем занят?

  1. Городской дом.

Вопросы:

Какой это дом? Почему?

Сколько людей тут живут?

  1. Деревенский дом.

Вопросы:

Какой это дом? Почему?

Сколько людей тут живут?

  1. Городской и деревенский дом.

Вопросы:

Что тут изображено?

Где городской/деревенский дом?

Чем они отличаются?

  1. В гостях.

Вопросы:

Кто к кому пришел в гости?

В какой комнате они находятся?

Чем они заняты?

  1. Дети играют.

Вопросы:

Кто тут изображено?

Они в какой комнате?

Что они делают?

  1. Дети рисуют.

Вопросы:

Кто тут изображено?

Они в какой комнате?

Что они делают?

  1. Режим дня.

Вопросы:

Кто что делает?

Какое время суток?

Что надо делать сначала, что потом?

  1. Мальчик/девочка собирается на прогулку.

Вопросы:

Кто что делает?

Что одевает сначала, что потом?

Где какая одежда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Поле чудес"

В игре «Поле чудес»  присутствуют элементы поиска, неожиданности и занимательность. Ее особенностью, как и всех дидактических игр, является то, что усвоение детьми знаний и умений происходит непр...

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия "Песочные чудеса"

Цель: вызвать интерес детей к созданию различных образов в нетрадиционной технике рисования....

дидактической игры « Чудеса в решете».

·         игра, направленная  на познавательно-речевое развитие дошкольников.·         название дидактической игры...

Дидактическая игра "Поле чудес"

Для детей дошкольного возраста...

Конспект дидактической игры по развитию связной речи в старшей группе «Чудеса на зимней полянке»

Конспектдидактической игрыпо развитию связной речи в старшей группе«Чудеса на зимней полянке»...

Многофункциональное дидактическое пособие «Чудеса на полянке»

Описание материала: в работе с детьми (5-7 лет) с общим недоразвитием речи дидактическое пособие «Чудеса на полянке» способствует активизации речевых навыков. Данное пособие очень удобно, ...

Многофункциональное дидактическое пособие «Чудеса на речевой полянке»

Пособие «Чудеса на речевой полянке» способствует активизации речевой деятельности дошкольников, развитию мелкой моторики пальцев рук, индивидуализации и дифференциация коррекционного обучения, ...