ООД по ФЦКМ в старшей группе ДОУ «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Якунина Юлия Владимировна

Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по ФЦКМ  в старшей группе ДОУ  «Моя семья»

Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.

4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

2. Рассматривание семейных фотографий.

3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

4. Закрепление знаний пословиц о семье.

5. Чтение стихов и рассказов о семье.

Материал: Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.

Ход ОД:

Организационный момент. Воспитатель:

Какое у вас сегодня настроение?

С каким настроением вы проснулись?

Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы?

 А какие слова вы сказали в ответ

2. Основная часть

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья.

Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос:

«Что есть у всех людей, но у каждого человека  оно своё?»

Дети: Имя.

Воспитатель: Что в каждой семье одинаковое?

Дети: Фамилия.

Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться? ( Ответы 2 – 3 детей.)

Дети: Меня зовут…, моя фамилия…. Воспитатель: Благодарю вас.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья.

Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

Ребята, послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка, Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке,

конфетка – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серега мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй?

Перечислите их. (Ответы детей.)

Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?

Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.

Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?

Дети: Он приходится другом.

Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?

Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?

Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Воспитатель: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/ Мы, мы, мы

 /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

 Да, да, да /указательными пальцами/ Папа, папа, это ты?

/большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/ Братец, братец, это ты?

/большими пальцами/ Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты?

/большими пальцами/ Да, да, да /мизинцами

Вместе мы одна большая, дружная семья/

 большими пальцами/ Да, да, да. /всеми пальцами/

Воспитатель: А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…

“Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло

 - Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама. - Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная…)

2. Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть? Правильно, папа.

Кем вы приходитесь папе? Дети: Сыном, дочкой.

 Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)

Ароматное варенье, Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки, у любимой…

Правильно: бабушки.

А какими ласковыми словами вас называет бабушка?

 Он трудился не от скуки У него в мозолях руки,

 А теперь он стар и сед,  Мой родной, любимый ... (дед)

 А кем вы приходитесь своему дедушке? Дети: Внуком, внучкой.

Кто любит и меня и братца, Но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка  Моя младшая… (сестрёнка) Кем вы приходитесь сестре?

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.

Воспитатель: -

Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).

- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка). Д/и «Радость и печаль» Воспитатель: Я буду называть поступки.

Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

 - Нарисовали красивую картину;

 - Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку;

 - Уступили место в автобусе бабушке; - Помогли маме с уборкой;

- Отыскали потерянные бабушкой очки; - Разбили чашку;

- Помогли маме с уборкой…

 (Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.) Воспитатель: Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете? Дети: Радость, хорошее настроение, любовь. Воспитатель: Почему? Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.

Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним: «Не нужен клад, коли в семье лад». «Семьей дорожить – счастливым быть». «Вся семья вместе и душа на месте». «При солнышке тепло, при матери добро». «В хорошей семье хорошие дети растут 3. Итог занятия Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Ребята! Любите и цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть его дороже? На этой сказочной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс семейных стартов для старших групп "Мы-спортивная семья"

Конспет конкурса семейных стартов для старших групп детского сада "Мы-спортивная семья" разработан с целью пропаганды и формирования традиций культуры здорового образа жизни в семье. Конкурсы разнообр...

Конспект занятия по математике в старшей группе "Волшебный цветик-семи цветик"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы "Волшебный цветик-семицветик"...

Занятие по ФЭМП в старшей группе "Белоснежка и семь гномов"

Занятие по ФЭ МП в старшей группе детского сада...

Новогодний утренник в старшей группе "Белоснежка и семь гномов"

Новогодние деньки!Снег морозный, колкий.Загорелись огонькиНа пушистой елке.Шар коснулся расписной,Бусы зазвенели,Пахнет свежестью леснойОт смолистой ели....

Совместный праздник детей и родителей в старшей группе. Конспект музыкально - литературной гостиной в старшей группе «В кругу семьи»

Праздники для дошкольников играют важную роль  в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, та...

Викторина (старшая группа) для всей семьи "Мама, папа, я - здоровая семья"

Материал будет полезен родителям для формирования положительного отношения к соблюдению здорового образа жизни...