Тема НОД : «Я и мое тело»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Зыкова Татьяна Петровна

Конспект  НОД по речевому развитию.

Возрастная группа –разновозрастная(младшая)

Тема НОД : «Я и мое тело»

Виды деятельности :речевая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации детской деятельности: игровая ситуация.

Цель : формирование представлений о частях тела.

Задачи :

А) образовательная- ввести в активный словарь детей имена существительные: лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др. ; активизировать глагольный словарь: смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др; употреблять в речи имена существительные в родительном падеже; стимулировать детей читать знакомое стихотворение; закрепить название частей тела.

Б) развивающая – развивать основные виды моторики: общую и мелкую, умение соотносить свои движения со словами песенки; развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление, фонематический слух.

В) воспитательная –вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.

Предварительная работа:

Рассматривание плаката «Моё тело». Показ и называние частей тела и лица на себе и на кукле в повседневном общении во время игр и режимных моментов. Рассматривание частей тела и игрушек-животных. Обсуждение с детьми для чего нужны те или иные части тела. Чтение стихотворения А. Барто «Мишка» и показ иллюстрации. Разучивание этого стихотворения с детьми.

Материалы и оборудование:

Мягкая игрушка «Мишка», картинки «Чего у мишки не хватает?».

Литература: О. А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми 3-4 лет»

В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада»

В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»

И. Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»

 

Этапы деятельности

1.Мотивация

 Гимнастика.Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать.

(Воспитатель вместе с детьми читает рифмовку и показывает на себе перечисленные в ней части тела.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Тело будем изучать(Шагать на месте.)

Вот спина, а вот животик (Показать обеими руками свою спину, затем живот.)

Ножки, (Потопать ногами.)

Ручки, (Протянуть вперёд руки и вращать кистями.)

Глазки, (Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)

Ротик, (Указательным пальцем правой руки показать на рот.)

Носик, (Указательным пальцем правой руки показать на нос.)

Ушки, (Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)

Голова… (Положить руки на голову.)

Показать успел едва. (Покачать головой из стороны в сторону.)

Шея крутит головой - (Обхватить шею ладонями.)

Ох, устала! Ой – ой – ой-ой!

Воспитатель: Хотя я долго перечисляла, но всё равно назвала не все части тела.

Покажите ещё:

Лоб (Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)

И брови. (Указательными пальцами провести по бровям от середины к

вискам.)

Вот реснички (Указательными пальцами показать ресницы)

Запорхали словно птички. (Поморгать глазами.)

Розовые  щёчки, (Ладонями погладить щёки от носа к вискам и закончить)

Подбородок кочкой. (Движение на подбородке.)

Волосы густые, (Пальцами обеих рук, как гребнем,

Как травы луговые. (Расчесать волосы.)

А теперь взгляну пониже,

Назову я, что увижу:

Плечи, (Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой- до

левого.)

Локти (Не убирая руки с плеч, выставить вперёд локти.)

И колени (Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)

У меня, Евы, Поли… (Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)

Стук в дверь. В гости приходит мишка (мягкая игрушка). Здоровается с детьми.

 

2. Целеполагание ( решение проблемной ситуации)

Воспитатель: Мишке – топтыжке очень понравился стихотвоение про части тела и он тоже хотел показать, какие части тела у него есть.

Но просит чтобы, вы ребята, ему помогли, ответить на вопросы. Для чего нужны разные части тела. Что делать? Вы будете помогать Мишке?

3.Совместная работа

1.Мишкины вопросы.

Мишка: Ребята, а для чего нужны глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Мишка: А для чего уши?

Дети: Чтобы слушать.

Мишка: Для чего нужен нос?

Дети: Чтобы дышать, нюхать.

Мишка: А для чего рот?

Дети: Чтобы кушать, говорить.

Мишка: Для чего нужны руки?

Дети: Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать…

Мишка: А для чего ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать…

Мишка: Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это.

У меня он маленький, а у других он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это?                                                                                                           Дети: Хвост.                                                                                                             Мишка: А ещё, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных когти.

2.Будь внимательным.

Воспитатель: И, правда, Мишенька, лапы, хвост, и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть – у Мишки или у вас.

(Воспитатель, дети ,движение, выполняет воспитатель и дети).

У кого есть ногти? У меня. (Показать ногти, протянув вперёд  руки тыльной стороной кверху.)                                                                                                                У кого есть когти? У медведя. (Показать на Мишку.)                                                                У кого есть лапы? У медведя. (Показать на Мишку.)                                                                 У кого есть ноги? У меня. (Потопать ногами.)                                                              У кого есть хвост? У медведя. (Показать на Мишку.)                                                          У кого есть руки? У меня. (Протянуть вперёд руки.)

Физкультминутка:  А теперь, Мишка, мы хотели бы с тобой поиграть.

 «Мишка косолапый»(движения под музыку)

 

4.Самостоятельная деятельность детей по апробации способов деят-сти

Воспитатель: Однажды с Мишкой – топтыжкой случилась беда. Знаете ли вы, какая беда?

Воспитатель начинает читать стихотворение А. Барто:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу

Всё равно его не брошу-

Потому что он хороший.

Воспитатель: А вам жалко Мишку? Как мы можем ему помочь?

Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку – топтыжку – пришьём ему лапку.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам. На столах лежат картинки с изображением Мишки – топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела.

Воспитатель:  Назови, какой части тела нет у медвежонка?

Дети: У Мишки нет лапы (уха, носа, туловища).

Воспитатель: - А сейчас мы возьмём нужные части тела и полечим медвежат.

Дети накладывают эти части на свои картинки.

Воспитатель: Что пришил (а) своему Мишке?

Ответы детей.

Воспитатель:  Мишка - топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал весёлым.

Таким Мишка стал, потому что у него есть надёжные друзья – ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь.

- А ты, Мишка, оставайся, побудь ещё у нас в гостях.

Мишка:  Спасибо, с удовольствием останусь.

 

5. Рефлексия

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о частях тела человека и животных.

Для чего они нужны?

Что мы еще с вами делали?(лечили Мишку).

А что вам больше всего понравилось делать?

Мне и Мишке понравилось, как вы отвечали. Все ребята молодцы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по речевому развитию.

Возрастная группа –разновозрастная(младшая)

Тема НОД : «Я и мое тело»

Виды деятельности :речевая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации детской деятельности: игровая ситуация.

Цель : формирование представлений о частях тела.

Задачи :

А) образовательная- ввести в активный словарь детей имена существительные: лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др. ; активизировать глагольный словарь: смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др; употреблять в речи имена существительные в родительном падеже; стимулировать детей читать знакомое стихотворение; закрепить название частей тела.

Б) развивающая – развивать основные виды моторики: общую и мелкую, умение соотносить свои движения со словами песенки; развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление, фонематический слух.

В) воспитательная –вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.

Предварительная работа:

Рассматривание плаката «Моё тело». Показ и называние частей тела и лица на себе и на кукле в повседневном общении во время игр и режимных моментов. Рассматривание частей тела и игрушек-животных. Обсуждение с детьми для чего нужны те или иные части тела. Чтение стихотворения А. Барто «Мишка» и показ иллюстрации. Разучивание этого стихотворения с детьми.

Материалы и оборудование:

Мягкая игрушка «Мишка», картинки «Чего у мишки не хватает?».

Литература: О. А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми 3-4 лет»

В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада»

В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»

И. Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»

Этапы деятельности

1.Мотивация

 Гимнастика.Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать.

(Воспитатель вместе с детьми читает рифмовку и показывает на себе перечисленные в ней части тела.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Тело будем изучать(Шагать на месте.)

Вот спина, а вот животик (Показать обеими руками свою спину, затем живот.)

Ножки, (Потопать ногами.)

Ручки, (Протянуть вперёд руки и вращать кистями.)

Глазки, (Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)

Ротик, (Указательным пальцем правой руки показать на рот.)

Носик, (Указательным пальцем правой руки показать на нос.)

Ушки, (Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)

Голова… (Положить руки на голову.)

Показать успел едва. (Покачать головой из стороны в сторону.)

Шея крутит головой - (Обхватить шею ладонями.)

Ох, устала! Ой – ой – ой-ой!

Воспитатель: Хотя я долго перечисляла, но всё равно назвала не все части тела.

Покажите ещё:

Лоб (Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)

И брови. (Указательными пальцами провести по бровям от середины к

вискам.)

Вот реснички (Указательными пальцами показать ресницы)

Запорхали словно птички. (Поморгать глазами.)

Розовые  щёчки, (Ладонями погладить щёки от носа к вискам и закончить)

Подбородок кочкой. (Движение на подбородке.)

Волосы густые, (Пальцами обеих рук, как гребнем,

Как травы луговые. (Расчесать волосы.)

А теперь взгляну пониже,

Назову я, что увижу:

Плечи, (Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой- до

левого.)

Локти (Не убирая руки с плеч, выставить вперёд локти.)

И колени (Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)

У меня, Евы, Поли… (Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)

Стук в дверь. В гости приходит мишка (мягкая игрушка). Здоровается с детьми.

2. Целеполагание ( решение проблемной ситуации)

Воспитатель: Мишке – топтыжке очень понравился стихотвоение про части тела и он тоже хотел показать, какие части тела у него есть.

Но просит чтобы, вы ребята, ему помогли, ответить на вопросы. Для чего нужны разные части тела. Что делать? Вы будете помогать Мишке?

3.Совместная работа

1.Мишкины вопросы.

Мишка: Ребята, а для чего нужны глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Мишка: А для чего уши?

Дети: Чтобы слушать.

Мишка: Для чего нужен нос?

Дети: Чтобы дышать, нюхать.

Мишка: А для чего рот?

Дети: Чтобы кушать, говорить.

Мишка: Для чего нужны руки?

Дети: Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать…

Мишка: А для чего ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать…

Мишка: Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это.

У меня он маленький, а у других он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это?                                                                                                           Дети: Хвост.                                                                                                             Мишка: А ещё, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных когти.

2.Будь внимательным.

Воспитатель: И, правда, Мишенька, лапы, хвост, и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть – у Мишки или у вас.

(Воспитатель, дети ,движение, выполняет воспитатель и дети).

У кого есть ногти? У меня. (Показать ногти, протянув вперёд  руки тыльной стороной кверху.)                                                                                                                У кого есть когти? У медведя. (Показать на Мишку.)                                                                У кого есть лапы? У медведя. (Показать на Мишку.)                                                                 У кого есть ноги? У меня. (Потопать ногами.)                                                              У кого есть хвост? У медведя. (Показать на Мишку.)                                                          У кого есть руки? У меня. (Протянуть вперёд руки.)

Физкультминутка:  А теперь, Мишка, мы хотели бы с тобой поиграть.

 «Мишка косолапый»(движения под музыку)

4.Самостоятельная деятельность детей по апробации способов деят-сти

Воспитатель: Однажды с Мишкой – топтыжкой случилась беда. Знаете ли вы, какая беда?

Воспитатель начинает читать стихотворение А. Барто:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу

Всё равно его не брошу-

Потому что он хороший.

Воспитатель: А вам жалко Мишку? Как мы можем ему помочь?

Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку – топтыжку – пришьём ему лапку.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам. На столах лежат картинки с изображением Мишки – топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела.

Воспитатель:  Назови, какой части тела нет у медвежонка?

Дети: У Мишки нет лапы (уха, носа, туловища).

Воспитатель: - А сейчас мы возьмём нужные части тела и полечим медвежат.

Дети накладывают эти части на свои картинки.

Воспитатель: Что пришил (а) своему Мишке?

Ответы детей.

Воспитатель:  Мишка - топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал весёлым.

Таким Мишка стал, потому что у него есть надёжные друзья – ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь.

- А ты, Мишка, оставайся, побудь ещё у нас в гостях.

Мишка:  Спасибо, с удовольствием останусь.

5. Рефлексия

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о частях тела человека и животных.

Для чего они нужны?

Что мы еще с вами делали?(лечили Мишку).

А что вам больше всего понравилось делать?

Мне и Мишке понравилось, как вы отвечали. Все ребята молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Человек и части его тела"

Уточнить представление детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела.Закрепить признаки содства и различия между людьми.Учить составлять предложения на наглядном материале.Раб...

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Знаем мы все части тела»

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Знаем мы все части тела». Цель: создать условия для развити...

Конспект занятия на тему "Из чего состоит наше тело"

Авторскую презентацию "Клетки тела" можно скачать по ссылке: http://luchik116.ru/2778268403/6901091149.html...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: "Человек и части его тела"

Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.Задачи.Коррекционно-образовательные:обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тел...

Картотека пословиц, поговорок и загадок по теме: «Русская баня – в здоровом теле, здоровый дух» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста стремление к здоровому образу жизни....

Конспект занятия по английскому языку по теме "Parts of body" (Части тела) для старшей группы

Цель занятия: приобщение детей к иноязычно-речевой деятельности.Задачи: 1) ознакомление детей с новой лексикой по теме: "Части тела".(Face, nose, head, eyes, ears, mouth, knees, toes, should...

Конспект занятия по теме: «Человек и части его тела». Тема: «Человек и части его тела».

Цели: -  уточнить представления детей о строении человеческого тела и  назначении отдельных частей тела;  - закрепить признаки сходства и различия между людьми; -учить составл...