Главные вкладки

    Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Знаем мы все части тела»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Попова Валентина Александровна

     

    Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Знаем мы все части тела». Цель: создать условия для развития умения составлять рассказ-описание по предложенной схеме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_sivcova_mbdouno18_samara.docx27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)

    на тему «Знаем мы все части тела»

    Сивцова Валентина Александровна, учитель-логопед высшей категории муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада комбинированного вида № 18 г.о. Самара

    443035 г.Самара, ул. Ставропольская, д. 107 – 107а,

    тел.9-906-126-10-06, e-mail:Valushka_2007@mail.ru

    Цель. Создать условия для развития умения составлять рассказ-описание по предложенной схеме.

    Образовательная область «Коммуникация»:

    - продолжать учить детей отвечать на вопрос предложением;

    - продолжать учить детей составлять описательные рассказы по предложенному (наглядному) плану;

    - продолжать учить детей образовывать существительные суффиксальным способом;

    - продолжать учить детей определять место звука в слове;

    - развивать связную речь на уровне  текста;

    - совершенствовать грамматический строй речи;

    - совершенствовать фонематическое восприятие;

    Образовательная область «Познание»:

    - продолжать учить работать по схеме;

    - продолжать учить детей отгадывать загадки;

    - уточнить понятия: «части тела», «портрет»;

    - обогащать словарь по теме «Части тела»;

    - развивать наглядно-образное мышление;

    - продолжать воспитывать волевые черты характера (усидчивость, дисциплинированность, внимательность);

    - развивать умение детей обобщать.

    Образовательная область «Здоровье»:

    - развивать общую и мелкую моторику;

    - воспитывать культурно-гигиенические навыки.

    Образовательная область «Социализация»:

    - воспитывать культуру межличностных отношений;

    - воспитывать ответственность, сотрудничество на занятии;

    - обогащать эмоциональную сферу;

    - воспитывать желание говорить правильно.

    Планируемые результаты: дети должны научиться составлять рассказ-

    описание по предложенной схеме.

            Ресурсы:

    1) аудиокассета с музыкой для релаксации и песня В.Шаинского «Чунга-Чанга»;  

    2) магнитофон;

    3) портреты и фотография;

    4) указка;

    5) план-схема для составления описательного рассказа (портрета);

    6) фишки.

    Лингвистический материал:

    – звук [З];

    – слоги:  АЗ, ИЗ, ЗО, ЗУ;

    – слова:  заяц, зайка, замок, завод, занятие, задача, задание, зарядка, портрет,

    рука, волосы, зуб, глаз, нос, нога, колено, части тела;

    – загадки;

    – стихотворение к пальчиковой гимнастике «На работу»;

    – стихотворение к физминутке  «Девочки и мальчики»;

    – рассказ к релаксации «Снежинки».

    Содержание организованной деятельности

         

    1. Мотивация к деятельности.

    Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите на меня. Выполняйте упражнения вместе со мной.

              Пальчиковая гимнастика «На работу».

    Большой палец встал один.

    Указательный за ним.

    Средний будит безымянный.

    Тот поднял мизинчик малый.

    Встали братцы все – «Ура!»

    На работу им пора.

    Сжать пальцы в кулак. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого. А со слов: «Встали братцы все…» - сжимать и разжимать кулаки.

    Логопед: – Замечательно! Делаем гимнастику для мозга «Точки равновесия».

    = Дети двумя пальцами одной руки тихонько массируют впадину у основания черепа, а другой – гладят живот по часовой стрелке. Затем руки меняются. =

              2. Формулирование темы.

            Отгадывание загадок.

    Два братца

    Ночью спят,

    А днём глядят.                (Глаза.)

    Ношу на голове их много лет,

    А сколько их не знаю.        (Волосы.)

    Пять братьев,

    Всем одно имя.                (Пальцы.)

    По дорожке топали,

    Мяч пинали, танцевали,

    Прыгали, скакали,

    А к вечеру устали.                (Ноги.)

    = Вручение фишек. =

    Логопед: – Замечательно ребята! Глаза, волосы, пальцы, ноги. Что это? Назовите одним словом.

    Дети:  –  Это части тела.

    Логопед: – Совершенно верно.

    = Логопед вызывает двух детей к доске. =

    Логопед: – Павлик, покажи на Саше другие части тела, а вы, ребята, их хором называйте. Павлик оценит ваши ответы.

    = Хоровые ответы детей, их оценка Павликом. =

    Логопед: – Ребята назовите одним словом то, что показывал Павлик.

    Дети:  –  Павлик показывал части тела.

    Логопед: – Правильно ребята! Тема нашего занятия «Части тела».

          3. Открытие нового знания.

    = План висит на доске. =

    1. Имя.

    1. Пол, возраст.
    2. Волосы (цвет, длина).
    3. Глаза (форма, цвет).
    4. Нос, губы.
    5. Форма лица.

    Логопед: – Ребята, сейчас мы будем составлять портреты. Портрет – это изображение человека на картине или фотографии. Это портрет А.С. Пушкина (показ). Это портрет Данилы (показ фотографии). Портрет – это описание внешнего вида человека. Составить портрет человека – это значит рассказать, как он выглядит. Настя (Андрей), повтори, что такое портрет.

    = Ответы детей. =

    4. Применение нового знания.

    Логопед: – Я составлю портрет Лизы. Лиза, иди к доске. Лиза – девочка. Ей 5 лет. Волосы у неё длинные и чёрные. Глаза круглые, карие. Нос маленький. Губы красные. Лицо круглое. А теперь Лиза выберет того, чей портрет будет составлять.

    = Рассказ девочки. =

    Логопед: – Умница! Похлопаем Лизе.

    = Составление рассказов детьми. Оценка рассказов. Вручение фишек. =

               5. Подвижная игра «Девочки и мальчики».

    Цель: развитие умения координировать речь с движением.

    Логопед: - Ребята, делаем, как я.

    Девочки и мальчики

    Прыгают, как мячики.

    Ножками топают,

    Ручками хлопают.

    Головками кивают

    И тихо приседают.

    Дети прыгают на

    месте,

    топают,

    хлопают,

    кивают,

    медленно приседают.

    Танцевальные движения под музыку В.Шаинского «Чунга-Чанга».

    Цель: развитие чувства ритма, реализация двигательной активности.

    Логопед: – Ребята, танцуем, как я.

          = Дети выполняют танцевальные движения вместе с логопедом. =

             6. Включение в систему знаний и повторений.

     1) Образование существительных с увеличительными суффиксами.

    Дидактическая игра «Два брата».

    = Показ двух портретов: мальчика и великана. =

    Логопед: – Что у меня в руках?

    Дети:  –  У вас в руках портреты.

    Логопед: – Игра «Два брата». Один старший, другой – младший. У младшего брата рука, а у старшего ручище. У младшего зуб, а у старшего…

    = Индивидуальные ответы детей:

            глаз – глазище;                нога – ножище;

            нос – носище;                колено – коленище.

    =Вручение фишек. =

    2) Работа по развитию фонематического восприятия.

    Выделение звука [З] в начале слова.

            Дидактическая игра «Поймай звук [З]».

    Логопед: – Ребята, игра «Поймай звук [З]». Если услышите слово со звуком [З], хлопайте в ладоши.

       = Логопед предлагает слова: завод, нога, зайка, занятие, рука, зуб,

    задача, колено, тело, заяц, задание, зарядка, замок. =

    Анализ слогов.

    Логопед: – АЗ. Назовите первый звук.

    Дети:  –  Первый звук [А].

    Логопед: – Назовите второй звук.

    Дети:  –  Второй звук [З].

    Логопед: – Сколько всего звуков я назвала?

    Дети:  –  Вы назвали всего два звука.

    = То же со слогами ИЗ, ЗО, ЗУ. Вручение фишек. =

    7. Заключительная часть.

    1)   Рефлексия.

    Назовите тему нашего занятия.

    Что такое портрет?

    Расскажите, как мы ухаживаем за волосами.

    Расскажите, почему важно мыть руки.

    2)  Подсчёт фишек. Индивидуальная оценка деятельности детей.

    3)   Релаксация «Снежинки».

    = Звучит минорная музыка. Дети выполняют движения вместе с логопедом. =

    Логопед: – Вы снежинки. Вы тихо сидите на ветках деревьев, на крышах домов. Подул ветер. Он тихонько поднял вас и перенёс на другое место. Вы оглянулись. Новое место понравилось вам больше. Вам тихо и спокойно. Вы улыбаетесь.

    Логопед: –  Замечательно. Спасибо за занятие.

    Использованная литература

    1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
    2. Иллариона Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985;
    3. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006;
    4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005;
    5. Организация и содержание педагогической (логопедической) практики: Методические рекомендации. /Составитель А.М.Горчакова – Самара: Издательство СГПУ, 2003;
    6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Мои любимые игрушки»

    Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Мои любимые игрушки». Цель: создать условия для развития ум...

    Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, второй год обучения

    представлен конспект логопедического занятия в группе для детей с ОНР второго года обучения, апробирован в работе с детьми, обучающимися со средней группы, может использоваться в старшей группе для де...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

    В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....

    Конспект непосредственной общеобразовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, второй год обучения.

    Конспект игрового занятия для детей логопедических групп, с помощью которых можно построить воспитательно - образовательный процесс в соответствии с ФГТ, вызвать у детей со сложными нарушениями речи и...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

    Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

    Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....