Главные вкладки

    Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Мои любимые игрушки»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Попова Валентина Александровна

     

    Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)

    на тему «Мои любимые игрушки». Цель: создать условия для развития умения детей образовывать относительные прилагательные и задавать репродуктивные вопросы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx24.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)

    на тему «Мои любимые игрушки»

    Цель.  Создать условия для развития умения детей образовывать относительные прилагательные и задавать репродуктивные вопросы.

    Образовательная область «Познание»:

    - продолжать учить задавать репродуктивные вопросы к группе усложненных сюжетных картинок (предмет – действие – объект);

    - продолжать учить отвечать на вопросы логопеда предложением;

    - учить выделять звук [М] из ряда открытых слогов;

    - учить отгадывать загадки и объяснять выбор своего ответа;

    - продолжать учить складывать разрезные картинки;

    - формировать учебные навыки;

    Образовательная область «Коммуникация»:

    - развивать связную речь на уровне  предложения;

    - активизировать и уточнять номинативный словарь по теме «Игрушки»;

    - обогащать словарь признаков по данной теме;

    - продолжать учить образовывать относительные прилагательные;

    - развивать фонематический слух;

    - продолжать  учить координировать речь с движением;

    - развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

    - развивать оперативную и долговременную память;

    - развивать продуктивность внимания;

    Образовательная область «Здоровье»:

    - развивать мелкую и общую моторику;

    Образовательная область «Социализация»:

    - воспитывать интерес к занятиям, любознательность;

    - продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость, дисциплинированность);

    - воспитывать бережное отношение к игрушкам;

    - формировать навыки рефлексии.

    Планируемые результаты: дети должны научиться образовывать относительные прилагательные и задавать репродуктивные вопросы.

            Ресурсы: 1) доска; 2) игрушки (мяч резиновый и пластмассовый, машина металлическая и пластмассовая, пирамидка пластмассовая и деревянная, кукла резиновая и пластмассовая, кубик деревянный и пластмассовый); 3) серия демонстрационных сюжетных картинок;

     4) раздаточный материал: разрезные картинки по данной теме; 5) аудиокассета «Музыка для релаксации»; В. Шаинский «Антошка»; 6) магнитофон; 7) фишки.

    Лингвистический материал:

    – звук [М];

    – слоги:  ма, то, мо, по, му, ту, ам, ом, от, ут, ум;

    – слова:  резиновый, деревянный, пластмассовый, металлический, игрушки, кукла, машина, мяч, кубик, конструктор, пирамидка;

    – вопросительные предложения:

    Что делает мальчик? Что держит мальчик? Что делает девочка? Что держит девочка? Кто держит мяч? Кто держит машину? Кто ловит мяч? Кто катает машину?

    – стихотворение к пальчиковой гимнастике «Игрушки»;

    – стихотворение к физминутке  «Мячик мой»;

    – загадки.

    Содержание организованной деятельности

    1. Мотивация к деятельности.

    Организационный момент.

    Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня я вам приготовила очень интересные задания.

    1)Пальчиковая гимнастика «Игрушки». 

    На большом диване в ряд

    Куклы Катины сидят:

    Два медведя, Буратино

    И весёлый Чиполлино,

    И котёнок, и слонёнок.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Помогаем нашей Кате

    Мы игрушки сосчитать.

    Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

    Загибают поочерёдно все пальцы.

    Разгибают поочерёдно все пальцы.

    Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

    2)Дидактическая игра «Повтори слова».

    Цель: развитие оперативной слуховой памяти и внимания.

    Логопед: - Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов:

    кукла – мяч – машина;

    машина – кубик – мяч;

    мяч – машина – мишка;

    кукла – пирамидка – кубик;

    и так далее.

    Логопед: - Что это? Назовите одним словом.

    Дети: Это игрушки.

    2. Формулирование темы.

    Логопед: - Совершенно верно. Тема нашего занятия «Игрушки».

    3. Актуализация знаний.

    Отгадывание загадок.

    Круглый, гладкий и пузатый –

    Больно бьют его ребята.

    Почему беднягу бьют?

    Потому что он надут.                (Мяч)

    Он лохматый, косолапый,

    Любят с ним играть ребята.         (Мишка)

    Не летает, не жужжит,

    А по коврику бежит.

    Любит он катать игрушки:

    Пирамидки и хлопушки.                (Машина)

    = Дети отгадывают загадки и объясняют выбор своего ответа. Логопед раздаёт фишки. =

    Логопед:  –  Ребята, скажите: какие игрушки вы ещё знаете.

    = Ответы детей. =

    4. Постановка проблемы. Практическое усвоение.

    1) Образование относительных прилагательных.

    Логопед:  –  Что это?

    Дети:  –  Это мяч.

    Логопед:  –  Из какого материала сделан мяч?

    Дети:  –  Мяч сделан из резины.

    Логопед:  –  Значит он какой?

    Дети:  –  Мяч резиновый.

    = Аналогично с машиной, мишкой, куклой, пирамидкой, кубиком. Вручение фишек. =

    2)   Постановка серии репродуктивных вопросов.

             Постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложнённых сюжетных картинок (предмет – действие – объект) с одним изменяющимся предметом:

                    1)        мальчик катает машину;

                    2)        мальчик ловит мяч;

                    3)        мальчик держит машину;

                    4)        мальчик держит мяч;

                    5)        девочка держит мяч;

            а)   рассматривается первая и вторая картинки, называются действия мальчика на них с установкой на запоминание. Картинки переворачиваются. Детям предлагается вспомнить действия мальчика на каждой картинке и спросить о них у логопеда или товарищей;

    Что делает мальчик? (первая картинка) –

    Мальчик катает машину.

    Что делает мальчик?  (вторая картинка) –

    Мальчик ловит мяч;

    б)   рассматривается третья и четвёртая картинки. Логопед закрывает машину и мяч (они «убежали») и просит поставить вопрос так, чтобы у мальчика вновь появились «убежавшие» машина и мяч:

    Что держит мальчик? (третья картинка) –

    Мальчик держит машину.

    Что держит мальчик?  (четвёртая картинка) –

    Мальчик держит мяч;

    в)   после рассматривания четвёртой и пятой картинок закрывается мальчик и девочка (остаётся рука с мячом), логопед закрывает глаза, дети перемещают картинки, затем спрашивают у логопеда, указывая по очереди на картинки, кто держит мяч.

    В случае затруднений детей даётся образец вопроса или подсказка в виде слова, несущего основной смысл вопроса;

    г)   в заключение проводится перекрестный экспресс-опрос – дети припоминают и задают вопросы ко всей группе картинок в форме соревнования «Кто больше задаст вопросов». Вручение фишек.

    5. Ритмическое упражнение «Мячик мой».

    Цель: развитие умения координировать речь с движением.

    Друг весёлый, мячик мой,

    Всюду, всюду он со мной.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Хорошо мячом играть.

    4 прыжка на носочках, руки на поясе.

    По два взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу.

    5 прыжков на носочках, руки на поясе.

    Вновь по два взмаха «удара».

    6. Танцевальные упражнения под музыку В. Шаинского «Антошка».

    Цель: развитие чувства ритма.

    Логопед: – Ребята, танцуем, как я.

            = Дети повторяют движения логопеда. =

    7.   Работа по развитию фонематического восприятия.

    Дидактическая игра «Поймай звук М».

    Выделение звука [М] из ряда открытых слогов.

    Логопед:  –  Хлопните в ладоши, если услышите звук [М].

    = Предлагаются слоги: ма, то, мо, по и так далее. Вручение фишек. =

    7.   Складывание разрезных картинок по теме «Игрушки».

    Логопед:  –  Ребята, сложите картинки.

            = Звучит минорная музыка. Самостоятельная работа детей. =

    Логопед:  –  Скажи, какая игрушка у тебя получилась?

    - Из какого материала она сделана?

    - Какая она?

    = Вручение фишек. =

    1. Итог занятия. Рефлексия.

    Итог:

    1. Назовите тему нашего занятия.
    2. Какая твоя самая любимая игрушка?
    3. Расскажи, как ты с ней играешь.
    4. Расскажи, как надо относиться к игрушкам.
    5. Тебе понравилось занятие? Почему?

    =  Подсчёт фишек. Индивидуальная оценка.  =

    Использованная литература

    1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001;
    2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
    3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005;
    4. Организация и содержание педагогической (логопедической) практики. Методические рекомендации.  Составитель А.М. Горчакова – Самара: Издательство СГПУ, 2003;
    5. Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада:   В 2ч. Ч.1    Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М.: Издательство «Альфа», 1993.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Знаем мы все части тела»

    Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Знаем мы все части тела». Цель: создать условия для развити...

    Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, второй год обучения

    представлен конспект логопедического занятия в группе для детей с ОНР второго года обучения, апробирован в работе с детьми, обучающимися со средней группы, может использоваться в старшей группе для де...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

    В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....

    Конспект непосредственной общеобразовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, второй год обучения.

    Конспект игрового занятия для детей логопедических групп, с помощью которых можно построить воспитательно - образовательный процесс в соответствии с ФГТ, вызвать у детей со сложными нарушениями речи и...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

    Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

    Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....