Развитие устной речи дошкольника.
консультация по развитию речи на тему

Чулкова Наталья Александровна

Устная речь - это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений. Среди многих важных задач в дошкольном возрасте, обучение родному языку, развитие устной речи, – одна из главных. Эта задача состоит из воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование диалогической и связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовки обучению грамоте. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Наша цель: помочь ему полнее усвоить нормы литературного языка. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chulkova.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие устной речи дошкольника

Устная речь - это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений. Среди многих важных задач в дошкольном возрасте, обучение родному языку, развитие устной речи, – одна из главных. Эта задача состоит из воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование диалогической и связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовки обучению грамоте. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Наша цель: помочь ему полнее усвоить нормы литературного языка. 
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво научить ребенка: слышать, чувствовать, понимать, выражать словами свои мысли и чувства? 
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. 
В работе с детьми используем разные виды театра. Что помогает расширить кругозор детей. 
Сначала мы с ребятами выбираем текст. Это литературное произведение или сказка. Это могут быть знакомые произведения, взятые из библиотеке, принесенные из дома, предложенные детьми или воспитателям. Читая их, у детей прививается интерес и любовь к чтению, приобретаются навыки: умение слушать, расширяется словарный запас. 
Затем анализируем текст, события, которые в нем описаны. Устанавливаем последовательность. Это формирует у детей интерес к прочитанному, веру в реальность происходящего, приняв на себя определенную роль. Мы учим детей пересказывать, передавать мысли автора, представлять то, о чем идет речь. Расширяем словарный запас детей, сделаем речь ярче, образнее. 
После этого идет распределение ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам. Дети учатся договариваться друг с другом, планировать и координировать свои действия. Развивается монологическая речь. Действуя в роли, приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. 
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. Работа над ролью заканчивается подведением детей к необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему предстоит действовать (Какой твой котенок - веселый или грустный, как он выглядит и т.п.?). 
Большую роль в постановке спектаклей оказывает музыкальный руководитель. Она развивает двигательные способности детей, пластическую выразительность. Помогает детям с помощи дыхательной и речевой гимнастика сформировать правильное, четкое произношение. Побуждает детей отзываться на игры-действия со звуками. 
Дети с удовольствием участвуют в спектаклях, показывают их друг другу, младшим дошкольникам, родителям, детям из других детских садов. 
После показа театров атрибуты не убираются. Они остаются в группе 
и использовании в свободной театрально-игровой деятельности. Большое внимание уделяется на развитие детского творчества. У ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять. 
В результате чего дети учатся: 
самостоятельно придумать сюжет и обыграть его; 
придумать новую сказку, с теми же персонажами; 
придумывать сюжеты с персонажами из разных сказок; 
играть контрастные роли – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка; 
сюжет знакомой сказки переносится в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»; 
изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности; 
заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев. 
После просмотра составляется альбом детских рассказов, дается ему интересное название, где ребенок рисует к рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития творческого рассказывания. 
Необходимо, чтобы и родители проявили интерес к этой деятельности детей. Педагог разъясняет родителям о значении развитии речи ребенка. После чего, родители обсуждают дома со своим ребенком предстоящий спектакль, совершенствуют движения, отрабатывают интонацию, совместно с детьми они изготавливают кукольные театры, подготавливают костюм. Родители вместе с детьми принимают участие в некоторых постановках. В театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, которое сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни и подросткового периода. 
Таким образом, влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С первых занятий, устная речь, становится важным условием овладения языком- его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также умением пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы по развитию устной речи необходимые для подготовки к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта...

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Одним из важных звеньев становления у ребенка речи является овладение правильным звукопроизношением. Звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а только в процессе постепенного овладения навы...

РППС группы как средство развитие устной речи дошкольников

РППС группы как средство развитие устной речи дошкольниковРасторгуева Айта ГеоргиевнаВоспитатель 2 младшей группы «Непоседы»«Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной...

Консультация для педагогов "Предметно - разивающая среда как средство развития устной речи дошкольников"

Предметно - развивающая среда как срежствво развития устной речи дошкольников...

Консультация "Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития устной речи дошкольников"

Методические рекомендации по созданию речевой развивающей среды в группе...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»

Задача и цели профессионального развития  Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...