Тренируем пальчики - развиваем речь
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Дубровина  Ирина Владимировна

Комплексы пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика для дошкольников.

1. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.
У тебя есть две руки,
Есть и 10 пальчиков.
Будут пальчики трудиться,
Не пристало им лениться.

2. «Уточка». Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.
Уточка, уточка
По реке плывет.
Плавает, ныряет,
Лапками гребет.

3. «Кошка»
Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки. 
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.

4. «Веер»
Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.
Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.

5. «Белочка». 
Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстокожему,
Заиньке усатому.

6. «Море». 
Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями. 
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
На месте волна замри.

7. «Встреча». 
Поочередно прикасаться подушечками пальцев: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д. 
Пальчики проснулись,
Пальчики встречались.
Бегали, играли,
Дружно попрощались.

8. «Щелчки». 
Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.
Раз щелчок, два щелчок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.

9. «Лапки». 
Прижать подушечки пальцев к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Громко сказать: «мяу-мяу-мяу!»
У кошечки лапки,
В лапках – цап-царапки.

Потом выполнить другой рукой, в конце занятия – двумя руками.

10. «Комарик»
Сжать кулачок. Указательный палец вытянуть вперед – это «носик». Мизинец и большой палец опустить вниз – это «лапки».
Ты, комарик, не кусай,
Поскорее улетай.

11. «Жук».
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз.
Я веселый майский жук,
Облетаю все вокруг.

12. «Вертолет».
Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем.
- Вертолет, лети, лети,
Быстро лопасти крути.

13. «Ножки». 
Указательный и средний палец руки «ходят по столу».
Маленькие ножки шли по дорожке,
А большие ноги шли по дороге.

14. «Щенок».
Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой.
На двери висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Хвостиком вилял,
Хозяев поджидал.

15. «Барабан». 
Подушечки правой и левой руки прижать к столу и постукивать по поверхности стола.
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит.
Та-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора.

16. «Зайчик»
Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками».
Зайка серенький сидит,
Он ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Он ушами шевелит.

17. «Улитка»
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Пошевелить «усиками».
Ползун ползет,
Домик везет.

18. «Коза»
Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.
Во дворе стоит коза.
Хмурит серые глаза.

19. «Домик». 
Постучать кулачком об кулачок:
Тук-тук молотком,
Мы построим новый дом.

И показать, какой получился дом – пальцами обеих рук сделать «крышу», соединив их под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии.

20. «Шарик». 
Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, а ладони развести в стороны. Получится «шарик»
Шарик надуваю
И в небо отпускаю.

21. «Мальчик-пальчик». 
По очереди сгибать в кулачок и разгибать все пальцы, начиная с мизинчика.
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

22. «Солнышко»
Пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки. Потом похлопать в ладошки. 
Светит солнышко в окошко,
Прямо в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.

23. «Бабочка»
Скрестить запястья ладоней и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Резкими взмахами ладоней имитировать движение крыльев.
От цветка к цветку порхает.
Утомится – отдыхает.

24. «Птенцы»
Все пальцы правой руки обхватить правой ладонью. Шевелить пальцами правой руки – это «птенцы».
В гнездышке кричат
Пятеро грачат.

25. «Маляры»
Синхронно двигать кистями обеих рук вверх-вниз.
Маляры приходят в дом,
Будут красить стены в нем.

26. «Лодочка»>
Поднять ладонь вверх, пальцы сложить «лодочкой». Плавно двигать кистью руки вправо-влево.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Мила в лодочке плыла.

27. «Гусь»
Локоть на столе, а кисть руки имитирует голову гуся. Пальцы соединить в клюв. Двигать пальцами, открывая и закрывая «клюв».
Ты не бойся, это гусь.
Я сама его боюсь!

28. «Музыкант»
Имитировать игру на скрипке, барабане, прыжки зайцев. 
Я на скрипочке играю –
Тили-тили-тили.
Скачут зайки на лужайке
Тили-тили-тили.
А теперь на барабане – 
Бум-бум-бум, трам-трам-трам.
В страхе зайки разбежались по кустам

29. «Черепаха»
Подушечками пальцев и нижней частью ладошки касаться стола. Вытянуть указательный палец с упором на стол и потянуть весь «домик». Потом двигать остальными пальцами, имитируя ползание черепахи. 
Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят черепахи.

30. «Борьба»
Сцепить мизинцы друг с другом и «побороться». Так же и с другими парами пальцев, приговаривая:
Цы-цы-цы-
Борются борцы.

Пальчиковая гимнастика

для самых маленьких

Уже многие родители знают, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики). 
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. 
С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики. 
Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.

Сорока.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
- Сорока-белобока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. 
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала. 

или, как вариант :

- Этому не дала: 
- Ты воды не носил, 
- Дров не рубил, 
- Каши не варил - 
- Тебе ничего нет! 
При этом большой палец не загибается. 

ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. 
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.


Ягодки 
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

- С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
- И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
- Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
- Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.


Рыбки 
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.


Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
- "Пальчик-мальчик, где ты был? 
- С этим братцем в лес ходил. 
- С этим братцем щи варил. 
- С этим братцем песни пел. 
- С этим - в дудочку дудел.


Этот пальчик.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка, 
- этот пальчик - батюшка, 
- Ну а этот пальчик - я. 
- Вот и вся моя семья.


Пальчики.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
- Этот пальчик хочет спать.
- Этот пальчик — прыг в кровать!
- Этот пальчик прикорнул.
- Этот пальчик уж заснул.
- Встали пальчики. Ура! 
- В детский сад идти пора.


Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки. 
- Скачет, скачет зайка,
- Ты его поймай-ка! 
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)


Осьминог.
- Восемь пальчиков для ног - 
- Получился осьминог. 
- Сколько ног у осьминога? 
- Много - Много! 
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.


Улитка.
- На одной скользящей ножке 
- Домик, голова и рожки. 
- Дай-ка пальчики сюда! 
- То не пальчики - рога. 
Изображаем пальчиками рожки улитки.


Кошка.
- Как у нашей кошки 
- Беленькие ножки, 
- Мяконькие лапки, 
- Ноготки - царапки. 
Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
- Поцарапаем немножко 
- Не ребята мы, а кошки

Мышка.
- Как у нашей мышки 
- Ножки-коротышки. 
- Ножки мышкины спешат 
- К сырной корке - и назад. 
Изображаем пальчиками мышкины ножки.


Солнышко.
- Ножки вверх! Ножки вниз! 
- Солнце, солнышко, качнись! 
- Солнце с тучкою качнулось 
- И Трезорке улыбнулось. 
Пальчиками изображаем ножки Трезорки.


Солнышко: 
- Утро красное пришло, 
- Солнце ясное взошло. 
- Стали лучики светить 
- Малых деток веселить. 
Пальчики разгибаются по одному
- Прилетели тучки 
- Спрятались лучики. 
Пальчики прячутся в кулачок

Жук
- Шесть мелькает ножек-рук - 
- Это убегает жук. 
- Ты куда? - но нет ответа. 
- Жук в траве укрылся где-то. 
Изображаем пальчиками лапки жука.

Черепашка.
- "Сколько пыли, сколько сора - 
- До дверей дойду не скоро", - 
- И вздыхает тяжко 
- Наша черепашка. 
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.


Мишка.
- Мишка топает ногой, 
- Мишка топает другой, 
- Ух, как веселится 
- В доме половица! 
Топаем "ножками" - пальчиками.

- А пока танцует Мишка, 
- Мы похлопаем в ладоши. 
- Вместе с лисонькой-плутишкой 
- Будем зрителями тоже. 
Хлопаем в ладоши.


Журавли.
- "До свиданья, до свиданья, 
- Возвращайтесь поскорей!" - 
- Провожаем, провожаем 
- В путь-дорогу журавлей. 
Машем ручкой вслед птицам.

- Крылышками машем: 
- "До свиданья, Маша! 
- Полетели мы на юг, 
- Вспоминай нас, добрый друг!" 
Ладошками изображаются крылья птиц.


Козел.
- "Вот какой козел рогатый!" - 
- Рожки делают ребята. 
- "Вот какие рожки 
- У козла Тимошки!" 
- Встрече Тимофей не рад - 
- Грозно смотрит на ребят. 
- "Уходите, вас не знаю: 
- Забодаю, забодаю!" 
Пальчиками изображаются козлиные рожки.

Рак.
- Как хватает рыбу рак? 
- Да клешней своей - вот так! 
- Манит он своей клешнею: 
- "Пощипаемся с тобою!" 
Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

Слоник.
- "Слоник, апельсин подай!" - 
- "Угощайся попугай!" 
- Слоник очень-очень рад, 
- Что сильнее всех носат. 
Пальчиком изображается хобот.

Слоник.
- «В зоопарке стоит слон.
- Уши, хобот, серый он.
- Головой своей кивает,
- Будто в гости приглашает»

Козочка.
- Шел старик дорогою 
идти пальчиками по стол
- Нашел козу безрогую.
показать пальчиками рога
- Давай, коза, попрыгаем, 
постучать пальчиками по столу
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается, 
снова показать рога
- А старик ругается.
погрозить пальчиком

Киска.
- Киска ниточки мотала 
вращять руками,как бы наматывая нить на клубок
- И клубочки продавала.
вытянуть обе ладони вперед
- Сколько стоит?
- Три рубля.Покупайте у меня! 
показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони

Лошадка.
- Одной рукой я травку рву,
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх
Ой, ладушки.
- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
- На окно поставим, остывать заставим.
- А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помошник
- Топором дрова колю 
имитировать действия топора,двигать вместе ладошками вверх-вниз
- А потом пилой пилю.
имитировать действия пилы,двигать вместе ладошками вперед-назад
- Отнесу их бабушке,
показать ладоши
- Чтоб испечь оладушки.
похлопать ладонями друг о друга

Дом
- Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
- Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
- Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
- Буду жить я в доме том.
похлопать ладонями

Тесто
- Тесто ручками помнем 
сжимаем и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом 
круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом 
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко 
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг-друга приглашай.

Капуста
- Мы капусту рубим - рубим 
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем - трем 
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим - солим 
пальчики щепоткой - солим
- Мы капусту мнем - мнем 
ручками "мнем" капусту


Отдыхаем
- Мы сегодня рисовали,
имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой
- Наши пальчики устали,
- Наши пальчики встряхнем,
встряхивать кистями
- Рисовать опять начнем.
снова имитировать рисование

Дружба
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики 
пальцы рук соединяются в "замок" 
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики 
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять 
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев 
- Начинай считать опять. 
- Раз, два, три, четыре, пять. 
- Мы закончили считать 
руки вниз, встряхнуть кистями 

Отдохнем
- Наши пальчики проснулись, 
- Потянулись, потянулись… 
- И встряхнулись… 
выполняем все эти движения 
- По ладошке побежали 
по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
- Побежали, побежали, 
- Поскакали, поскакали 
изобразите эти движения 
- И устали. Сели отдыхать 
потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

Прятки
ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно
- В прятки пальчики играли 
- И головки убирали,
- Вот так,вот так,
- И головки убирали

Дождик
- Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг
Строим стенку.
- Строим стенку,
- Выше, выше,     
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
- Добрались уже до крыши!     
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
- Чья крыша выше?
- Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
- Прорубили мы окошко,
- И дверку для кошки,
- И дырочку для мышки: 
- Пи-пи-пи-пи–пи!     
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.


Улитка.
Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.
- Улитка-улитка, 
- Отвори калитку, 
- выходи из дома,
- Будем знакомы!     
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
- Улитка-улитка, 
- Высуни рога, 
- Дам пирога!
Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте. 
- Улитка-улитка, пошли гулять!
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли…
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!
(При повторении – до свидания, улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
Квасим капусту
- Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
- Это что еще за хруст?     
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. 
- Если я – капуста?
- Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
- Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят». 
- Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
- А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой. 
- Все перемешаем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
- В бочки набиваем     
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .
- В погреб опускаем.     
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
- Эх, вкусная капуста!     
Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Круговорот воды в природе.
- Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.
Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.
- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.
Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам 
- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.
Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
- И в море большое-большое-большое впадает…
Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
- А с моря в жару пар поднимается,
Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.
- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.
Тучку изображают сцепленные над головой руки.
- Кап-кап 
и т.д.


Гусеница.
- Гусеница, гусеница,
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
- Бабочкина дочка,
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
- По травинкам ползает,     
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
- Кушает листочки:
И по другой стороне обратно.
- Ам!
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. 
- Ам!
- Поела 
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
- Спать захотела.     
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко. 
- Проснулась –     
Постепенно расправляем ладони…
- Бабочкой обернулась!     
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
- Полетела, полетела, полетела!     
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.


Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей от полугода до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.



                       Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)
2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)

Пальчиковая гимнастика.

Многие из нас слышали о пользе пальчиковой гимнастики для малышей. Чем же она полезна и как ей заниматься с детьми? Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Они установили, что у значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: Например, многие 5-ти летние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п. 
         Вышеназванными исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а также развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка. 
         Мы предлагаем для развития речи и совершенствования моторики пальцев рук разнообразные игры и упражнения: Сначала мы даем простейшие упражнения на расслабление кистей рук:

Комплекс № 1

  1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе. )
  2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").
  3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный суказательным и т. д.)
  4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
  5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).\

Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК" 

  Пальчик-мальчик, где ты был?

 С этим братцем в лес ходил.

 С этим братцем щи варил.

 С этим братцем кашу ел.

  С этим братцем песни пел.

Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

Комплекс № 2

  1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
  2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
  3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
  4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
  5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).


Потешка "БЕЛКА" 

 Сидит белка на тележке,

 Продает она орешки,

 Лисичке-сестричке,

 Воробью, синичке,

 Мишке толстопятому,

 Заиньке усатому.

Воспитатель и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Комплекс № 3

  1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
  2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
  3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
  4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
  5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).


Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"
 Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

тот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья. 
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Комплекс №4

  1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
  2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
  3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
  4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
  5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).



Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"
Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора. 

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Комплекс № 5

  1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").
  2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).
  3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
  4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
  5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).



Потешка "НУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"

" Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

 Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

 Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять. 

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Тренируем пальчики - развиваем речь

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

«Тренируем пальчики - развиваем речь».

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее и изобретательнее.Мелкая ручная моторика ...

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Тренируем пальчики - развиваем речь(консультация для воспитателей)Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становле...

"Тренируем пальчики - развиваем речь"

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи....

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ-РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ! ср.гр.

Мой материал предназначен для работы с детьми с 4-х лет . Пальчиковые игры  с грамматическими заданиями ....