Методическая разработка НОД
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Волохова Наталья Александровна

Тема: Знакомство со звуками [ф] и [ф’]

 

Программное содержание:

1. Познакомить детей с новыми согласными звуками их артикуляцией и характеристикой.

2. Закрепить навык дифференциации звуков [ф] и [ф’].

3. Совершенствовать фонетический слух.

4. Пополнить словарный запас детей родственными словами: фотограф, фотоаппарат, фотография, фоторужье и т.п.

5. Закрепить понятие сложное слово.

6. Продолжать учить преобразовывать слово путем замены первого звука.

7. Упражнять в подборе слов синонимов; фотоаппарат – фоторужье.

8. Способствовать расширению словарного запаса детей.

9. Развивать у детей умение рассуждать, логически мыслить, выражать свои мысли грамматически верно.

10. Развивать интерес к художественной литературе и мультипликации.

11. Воспитывать в детях любовь к животным и желание заботиться о них.

12. Формировать элементарное представление о предложении.

13. Учить составлять распространенные предложения, используя уточненные второстепенные члены предложения.

14. Упражнять в употреблении простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

15. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении и членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

16. Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.

 

Литература:

1. Веселые загадки-складки и загадки-обманки для всех праздников. // И.Д. Агеева. – М., 2002

2. Дошкольник. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). // Г.Ф. Марцинкевич. – «Учитель»

3. Занимательное азбуковедение. // В.В. Волина. – М., Просвещение, 1994

4. Толковый словарь русского языка Ожегова.

 

Предварительная работа.

Словарь: фаза, фанат, фара, фас, фарш, форс, фрак, фунт, фирма, флот, флюс, фон, фант, фен, форма, конфликт, конфорка, конфетти, фехтование, трофей, графит, граф, гриф, миф, шеф, торф, телеграф.

Напомнить произведение Э. Успенского «Дядя Федор, Пес и Кот».

Просмотр мультфильма «Простоквашино».

Рассказы детей об их домашних животных и оформление фотовыставки.

Разучивание физкультурной минутки под песню «Автомобиль Кота Леопольда».

 

 

 

I. Организационный момент.

― Ребята, у нас сегодня гости, они пришли посмотреть, как вы занимаетесь. Сядьте правильно! Начнем наше занятие.

Ребята, я знаю, что многие из вас очень любят домашних животных, а некоторые даже имеют их у себя дома. Хочу поблагодарить ребят, которые откликнулись на мою просьбу и принесли фотографии своих четвероногих друзей. Вы можете видеть их на этой фотовыставке. Они все замечательные! И, конечно же, каждый из вас любит своего питомца, заботится о нем, играет с ним и наблюдает за его повадками. Много интересного об этих животных мы уже слышали из ваших рассказов. А сейчас вас ждет еще одна удивительная встреча, с одним полосатым, экономным, умным, находчивым и хитрым мультипликационным котом. Думаю, вы уже догадались, о ком идет речь?!

― Кто же у нас еще в гостях? (Кот Матроскин)

― Правильно! А вот и он! (Показ игрушки). Всеми любимый Кот Матроскин из известного мультфильма.

― А кто помнит его название? («Простоквашино»)

 

II. Сообщение темы занятия.

Открою вам секрет! Пришел Матроскин не только посмотреть, как вы тут живете, но и познакомить вас с новыми звуками [ф] и [ф’].

― Ребята, вы уже знаете много звуков. А теперь, с помощью Матроскина, будете знать еще больше!

 

III. Артикуляция звука [ф]. (Мимическая зарядка для лица)

Как и все коты, наш сказочный кот фыркает, когда сердится. Вот так: ф-ф-ф (показ воспитателем)

― Чтобы правильно произнести этот звук, нижняя губа подтягивается к верхним зубам, образуя узенькую щелочку, в которую выходит прохладный ветерок вместе со звуком.

― Ребята, давайте попробуем все вместе изобразить сердитого фыркающего кота, пусть Матроскин посмотрит, как это некрасиво выглядит со стороны, когда сердишься. Приготовились? Начали! (Дети повторяют вместе с воспитателем произношение звука [ф]).

― Ф-ф-ф.

― Достаточно! Надеюсь, Матроскин не будет больше сердито фыркать!

― А теперь поставьте ладошечку перед ртом и произнесите спокойно звук [ф] 3 раза. Вот так ф-ф-ф (показ воспитателем).

― Что вы почувствовали своей ладонью? (Прохладу). Правильно! Ее создал ветерок, вырвавшийся в щелочку рта вместе со звуком.

 

IV. Характеристика звука [ф].

― Постарайтесь определить, какой это звук? (Согласный). Объясните, почему вы так думаете?! (Произносится отрывисто, при произношении встречает преграды).

― Что служит преградами? (Зубы и губы). Теперь попробуйте определить, какой звук [ф], глухой или звонкий? (Глухой).

― Объясните, почему вы так считаете? (Произносится без голоса).

V. Выделение звука [ф] из слова «фамилия» и определение места звука в

нем.

― Ребята, а помните, как наш мультипликационный кот говорит про себя: «Я Матроскин, фамилия такая!» (Произнося слово фамилия, воспитатель выделяет звук [ф]).

― Посмотрим, кто из вас был самым внимательным?!

В каком слове этой фразы встречается звук [ф]? (Фамилия).

А какое место в нем он занимает? (В начале слова).

 

VI. Знакомство со звуком [ф’] и сравнение его со звуком [ф].

― Вспомните, как звали мальчика в мультфильме «Простоквашино»?! (Дядя Федор). Правильно! Кот Матроскин с Дядей Федором – неразлучные друзья!

― Сравните два слова «фамилия» и «Фёдор». Одинаково ли звучит в этих словах первый звук? (Нет).

― В чем же вы слышите разницу? (В слове фамилия первый звук звучит твердо [ф], а в слове Федор – мягко [ф’].)

Попробуем вместе произнести мягко звук [ф’].

― Из всего сказанного можно сделать вывод: новый звук бывает твердым [ф] и мягким [ф’].

― Кто запомнил вывод и может повторить его? Повторите, пожалуйста! (Дети повторяют). Молодцы!

 

VII. Игра «Сигнальщики» (на закрепление умения отличать звуки [ф] и [ф’] в словах).

― Ребята, сейчас мы с Матроскиным проверим, как вы это поняли. Поиграем в игру «Сигнальщики».

Матроскин будет в роли инспектора, а я его помощницы, ну, а вы сигнальщиками. У вас на столах есть синие и зеленые флажки. Если я назову слово с твердым звуком [ф] – вы поднимите синий флажок, а если в слове услышите мягкий звук [ф’] – поднимите зеленый. Ну, а если мы с Матроскипым заметим, что кто-то из вас ошибся, то поднимем красный флажок! Будьте внимательны! Приготовились? Начали! (Футбол, фрукт, фен, фигура, фонтан, фиалка, фабрика). Молодцы ребята, справились с заданием Матроскина! Научились отличать твердый звук [ф] от мягкого [ф’] в предложенных им словах.

 

VIII. Самостоятельный подбор слов со звуком [ф] и [ф’] в начале слова.

― А сейчас приведите свои примеры слов, которые могут обозначать не только предметы, но и признаки предметов или действия предметов, начинающиеся со звука [ф]. пусть поможет вам в этом волшебный клубок, которым любит играть наш Кот Матроскин. И мы сейчас с ним тоже поиграем. Передавайте клубок друг другу, называя при этом слово. Приготовились? Начали! Примеры: фарфор, фарфоровый, фужер, фольга, фата, фасад, фантазия, фантазировать, футболка, футбольный, фокус, фокусник, фантастика, фантастический, фабричная, форточка, фламинго, флаг, фломастер, формочка, фантик, факел, фасоль и т.д.). Достаточно!

― Теперь назовите слова, начинающиеся со звука [ф’] (Февраль, февральский, фигурист, фигурное, фикус, ферма, физика, финики, финиш, финал, фитиль, филин, фея, физминутка, фехтование, фехтовальщик, фехтовать, фисташки,

фишки).

― Молодцы, ребята! Вы пополнили не только свой словарный запас, но и Кота Матроскина. Он стал еще грамотнее и умнее. Так старался Кот Матроскин запомнить все ваши слова, что очень устал и предлагает вам вместе с ним немного отдохнуть. Думаю, что несколько минут отдыха будут

и вам на пользу! Тихо встаньте, задвиньте стульчик и выходите на ковер.

 

IX. Физминутка.

А отдохнем мы поз песенку самого доброго кота па свете – Леопольда! (Музыкальная разминка). Вы отлично отдохнули! Но делу время, а потехе час! Пройдите на свои места, продолжим наше занятие.

 

X. Определение места звуков [ф] и [ф’] в словах.

― Ребята, Матроскин подготовил для вас еще одно интересное задание! Он принес с собой картинки. На них изображены предметы, с которыми ему приходилось встречаться. Посмотрите и назовите их! (Картинки па доске). Воспитатель – показывает, дети – называют: фартук, кофта, туфли, фонарь, конфеты, шкаф, шарф, фоторужье, конфетница. Все эти предметы принадлежат героям мультфильма «Простоквашино».

А что общего вы заметили в словах, соответствующих данным картинкам? (В них есть новые звуки [ф] и [ф’]).

В каких из этих слов звук [ф] стоит в начале? (Фартук, фонарь, фоторужье – один ребенок показывает и называет).

А в каких словах он звучит в середине? (Другой ребенок показывает и называет – кофта, туфли, конфеты, конфетница).

И назовите слова, в которых звук [ф] стоит в конце. (Шкаф, шарф – третий ребенок выходит к доске).

Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны и успешно справились еще с одним заданием Кота Матроскина.

Итак, мы пришли к выводу, что звуки [ф] и [ф’] могут стоять не только в начале слов, по и в середине и в конце. Кто сможет повторить этот вывод?! (Дети повторяют).

 

XI. Составление предложений с использованием слов, соответствующих предметным изображениям на картинках.

― Ребята. вас так же окружает много предметов, в названии которых встречаются звуки [ф] и [ф’], некоторые из них изображены па карточках, лежащих на ваших столах (на каждом столе по 1 карточке). Переверните их лицевой стороной вверх, рассмотрите и вспомните эти предметы. Поднимите руку, у кого на картинках изображены предметы, в названии которых звуки [ф] и [ф’] стоят в середине слов. Назовите их по цепочке (сарафан, кофейник, дельфин, светофор, портфель, телефон, буфет – спросить по 1 ребенку, сидящему за каждым столом). Теперь поднимите руку, у кого на картинках изображены предметы, в названии которых звук [ф] стоит в конце слов. Назовите их. (Шкаф, жираф). Составьте по одному предложению со словами, соответствующими данным картинкам и сосчитайте количество слов в составленных вами предложениях. (Спросить 3-4 человека озвучить составленные предложения и выделить слова, из которых они состоят.)

XII. Работа по нахождению звуков [ф] и [ф'] среди других слов и в предложениях.

― Ребята, Кот Матроскин хочет поиграть с вами в прятки, но искать вам нужно будет не его, а слова с новыми звуками [ф] и [ф’] среди других слов. Услышав слова с этими звуками – подайте сигнал, хлопнув в ладоши. Если вам понятно правило игры, то поставьте руки на локотки. Приготовились? Слушайте внимательно! (Африка, свитер, хозяйство, профессор, телефон, тельняшка, асфальт, самосвал, конверт, кефир, трофей, хвост, сокровище, катастрофа, физика, веник, лекарство, воздух, формочка, свист, велосипед, корова). Молодцы, ребята! Мы с Матроскиным убедились в том, что вы научились отличать слова со звуками [ф] и [ф’] от других слов.

Сообразительный Кот решил устроить вам контрольную работу. Она заключается в том, что бы найти и запомнить слова со звуками [ф] и [ф’] в отрывке из произведения «Дядя Федор, Пёс и Кот» по мотивам которого был снят мультфильм «Простоквашино», который я вам сейчас зачитаю. Слушайте внимательно (Зачитываю отрывок).

Итак, кто же слушал внимательно и назовет слова со звуками [ф] и [ф’], которые встретились в этом отрывке?! (Фёдор, фотоаппарат, фотографировать, фотографии).

 

XIII. Подбор родственных слов.

― Что общего вы заметили в этих словах? (В этих словах есть общая часть – «фото»). Как называются такие слова, в которых есть общая часть? (Родственные). А какое из этих слов состоит из 2 простых слов? (Фотоаппарат). Назовите, из каких слов образовалось слово фотоаппарат? (Фото и аппарат).

А кто из вас сможет подобрать свои примеры родственных слов тем словам. которые вы выделили из отрывка? Приведите, пожалуйста! (Фотоохота, фоторужье, фотоснимок, фотовыставка, фотостудия, фотообъектив, фоторепортаж, фоторепортер, фотомодель, фотоальбом, фоторобот, фотошоп, фотопроба, фотосессия и т.ч.).

Ребята, вы назвали примеры родственных слов, большинство из них сложные слова, которые произошли из двух разных простых слов, как и слово фотоаппарат. Ребята, а какое слово из приведенных вами примеров очень близко по значению слову «фотоаппарат»? (Фоторужье).

― Фоторужье — это тоже фотоаппарат, по только с телеобъективом, напоминающий по форме ружье и предназначенный для фотографирования диких животных в естественных, т.е. природных условиях. (Показ картинок в сравнении).

― Телеобъектив – это объектив, применяемый для крупномасштабной (увеличенной) съемки удаленных предметов.

 

XIV. Преобразование слов, путем замены первого звука.

― Ребята, т.к. Кот Матроскин – сказочный кот, то он умеет не только заниматься хозяйством, печь пироги, шить на машинке, вышивать крестиком,

но и творить разные удивительные чудеса. Ведь ему за свою жизнь приходилось жить в разных местах, даже в цирке, где он научился у знакомого фокусника показывать фокусы. А один фокус ему особенно нравится: превращать одни слова в другие. Хотите тоже этому научиться? Тогда выходите в круг! Я буду называть вам слова, а вы, заменяя в них первый звук на звук [ф] или [ф’] – образовывать новые. Любимая игрушка Кота Матроскина мячик поможет вам в этом, кому он в руки попадет тот новое слово и назовет.

Ваза – фаза Маршировать – фаршировать

Сазан – фазан Ворс – форс

Казан – фазан Морс – форс

Канат – фанат Мрак – фрак

Тара – фара Бунт – фунт

Пара – фара Ширма – фирма

Пас – фас Плот – флот

Марш – фарш Норма – форма

Бантик – фантик Сон – фон

Плюс – флюс Тон – фон

Бант – фант Вены – фены

Шея – фея

― Вот и вы, ребята, научились фокусу – превращать одни слова в другие. Кот Матроскин остался очень доволен вами, потому что вы такие же умные и сообразительные, как и он.

 

XV. Закрепление изученного материала.

― Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, подружились со звуками [ф] и [ф’]! Коту Матроскину пришло время возвращаться домой, в свое родное Простоквашино. ( Стук в дверь)

В: - Кто это еще к нам пожаловал?

П: - Это я почтальон Печкин! Это детский сад №72 города Балаково, Саратовской области? Группа 11?

В: - Да, Печкин, ты туда попал!

П: - А у вас ли гостит кот Матроскин?

В: - Да, Матроскин у нас в гостях!

П: - У меня есть особое поручение: доставить его в целости и сохранности в Простоквашино! Там молоко Муркино киснет, есть некому, да и хозяйство надо приводить в порядок, а то Дядя Федор с Шариком еле управляются. Вот они вам, ребята, посылку прислали!

В: - Давайте-ка откроем ее и посмотрим, что там лежит?!

П: - Давайте откроем, уж очень интересно! (Открывают и смотрят. Воспитатель достает из посылки конфеты.)

В: - Ребята, да тут конфеты с загадками на фантиках! Спасибо тебе, Печкин, за доставку посылки! Мы знаем, как ты любишь конфеты, угощайся тоже, тут всем хватит!

П: - Спасибо!

В: - Ребята, давайте тоже соберем посылку в Простоквашино. А что бы Дядя Федор и Шарик догадались чему учил вас Кот Матроскин, будем класть в нее только те предметы, в названии которых есть звуки [ф] и [ф’]. Я буду загадывать про каждый из них загадку, а вы – договаривать хором слово – отгадку.

Загадки:

1. Пышный, легкий, как эфир, Бело-розовый… (зефир).

2. Очень крепкие доспехи Носят вкусные… (орехи).

Но в слове орехи нет звуков [ф] и [ф’], зато они есть в названиях некоторых орехов. Как называются эти орехи? (фундук, фисташки).

3. Коль испачкался конфеткой, Вытри ротик свой… (салфеткой).

Пошлем нашим друзьям целую пачку салфеток, т.к. они все очень любят конфеты.

4. Хоть поскрипывает мастер, Все раскрасит нам… (фломастер).

Пошлем нашим друзьям из Простоквашино не 1 фломастер, а набор фломастеров, пусть рисуют деревенские пейзажи.

В: - Ну вот и готова посылка! Думаем все это обрадует наших друзей из Простоквашино!

П: - Еще как обрадует! Ну, что ж давайте прощаться...

В: - До свидания Печкин, до свидания Кот Матроскин! Приходите к нам еще в гости!

П: - Обязательно придём, до скорой встречи! (Уходят).

 

XVI. Домашнее задание.

― Я знаю, что все дети замечательные фантазеры, поэтому я предлагаю вам пофантазировать дома и придумать какую-нибудь удивительную историю о новых приключениях Кота Матроскина. Может быть, кто-то из вас в будущем станет писателем, как Э. Успенский и напишет свою книгу о новых приключениях Кота Матроскина и его друзей. А послушаем мы ваш рассказ завтра на занятии по развитию речи.

 

XVII. Итог.

― Подошло к концу наше занятие по обучению грамоте, на котором вы познакомились с согласными звуками [ф] и [ф’], а также с новыми словами с этими звуками. Вы очень хорошо занимались, поэтому я хочу вам подарить волшебные фонарики, что бы они всегда светили вам в пути по дороге знаний. Давайте проводим гостей, которые сегодня наблюдали за вашей работой на занятии и попрощаемся с ними!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...