Артикуляционные сказки
картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Давлетгареева Чулпан Рифхатовна

Подборка артикуляционных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artik_skazki.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

Приключение лягушки Зеленушки и свинки.

Все люди знают, что на улице нужно ходить по тротуару, газоны не топтать, цветы не рвать. А вот свинка ходит где попало. Травку, цветы топчет и однажды чуть не задавила маленькую лягушку (упр. «лягушка»). Лягушка так испугалась, что вытянула свои губки хоботком (упр.«хоботок»). Только и успела она сказать ква – ква и прыгнула от страха в открытое окошко (упр. «окошко»).

Лягушка спряталась в углу комнаты за лопаткой (упр. «лопатка», но лопатка оказалась такой острой и колкой как игла (упр. «иголочка»). Лягушка отскочила от неё и угодила прямо на старинные часы – ходики, которые висели на стене и тикали: тик - так, тик – так (упр. «часики»). Лягушка Зеленушка каталась на маятнике часов, как на качелях (упр. «качели»). Но тут она собралась с силами и выпрыгнула на улицу.

Лягушка угодила прямо на свинку, которая, наслаждаясь, лежала в грязной луже. Свинья взвизгнула и с лягушкой на спине понеслась по клумбе с цветами, как скаковая лошадка (упр.«лошадка»).

Вот так и закончилось приключение лягушки Зеленушки и свинки.

Рассказ об Антошке и Тимошке

Жили-были два брата Антошка и Тимошка. Они были весёлыми, озорными ребятами, поэтому часто улыбались (улыбнуться, с напряжением, обнажив сомкнутые зубы, вытягивали губки вперёд трубочкой (упр. «трубочка», показывали языки (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу) и дразнили друг друга (пошлёпать широкий язычок губами, произнося «пя – пя – пя»). А ещё они любили показывать фокусы (упр.«фокус») и хвастаться.

- Я могу выпить сто чашек чая (упр. «чашечка», съесть сто бубликов (упр. «бублик») и не лопнуть, - говорил Антошка.

- А я, - хвастался Тимошка,- могу съесть сто банок варенья (упр. «вкусное варенье») и весь день простоять на одной ноге (улыбнуться, открыть рот и присосать широкий язык к небу).

Но тут в комнату вошла мама и сказала: «Хвастаться не хорошо, лучше уберите игрушки. Делу время, а потехе час. Красить комнату пора, я пригласила маляра (упр. «маляр»).

После ремонта мальчишки-хвастунишки помогли маме навести порядок в комнате. А потом Антошка взял гармошку и стал на ней играть (упр. «гармошка», а Тимошка качался на лошадке-качалке (упр. «лошадка»).

А вы, ребята, помогаете маме?

Щенята тоже видят сны

Маленький щенок задремал на солнышке и вот какой сон увидел…

Лягушонок Кузя (упр. «лягушка») и слоник Боня (упр. «хоботок») нашли и принесли щенку косточку. Увидев косточку, щенок открыл рот (широко открыть рот, высунул язычок(улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу) и покусал его (покусать широкий кончик языка зубами, произнося «та – та – та»). Ведь для щенка косточка всё равно, что для детей вкусное варенье. Щенок облизнулся (упр. «вкусное варенье») и начал грызть косточку то сверху, то снизу (улыбнуться, открыть рот, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить его за нижние зубы).

Наевшись, щенок прилёг на лужайку и стал представлять, как он плывёт с друзьями на корабле (упр. «пароход»). Вдруг рядом раздался странный звук. Это был индюк Бип (упр. «индюк»).

- Уважаемый индюк Бип, научите меня, пожалуйста, тоже так говорить «бл-бл-бл», - попросил щенок.

- Конечно, только тебе надо будет потренировать свой язычок. Сначала надо почисть язычком зубки (упр. «почистим верхние зубки», потом посчитать их (упр. «посчитаем наши зубки»). А затем, улыбнуться, приоткрыть ротик и широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед – назад, как маляр красит кистью потолок (упр. «маляр»).

Щенок очень старался, выполняя упражнения, и у него всё получилось. Щенок и Бип вместе запели песенку индюка (упр. «индюк»).

«Как здорово»! – подумал щенок и проснулся. Вот какие замечательные сны иногда снятся щенкам.

В гости к Чебурашке и крокодилу Гене

Однажды солнечным летним днём весёлый бегемотик Фунтик решил пойти в гости к своим друзьям – Чебурашке и крокодилу Гене.

И тут он задумался«В гости принято ходить с подарками. Угощу ка я своих друзей мороженым»

Но пока он шёл, мороженое стало таять и Фунтик слизывал его язычком (облизать верхнюю губу широким кончиком языка сверху - вниз) и не заметил, как всё слизал.

Задумался Фунтик«Подарю я им лучше барабан».

Но по дороге Фунтик так усердно барабанил (упр. «барабан, что барабан порвался.

Потом Фунтик решил подарить им лошадку. Но сначала он сам захотел на ней покачаться. Фунтик так сильно раскачался (упр. «лошадка», что лошадка не выдержала и сломалась.

Но наш Фунтик не расстроился. Он увидел симпатичный грибок (упр. «грибок», но он оказался не съедобным и Фунтик его выбросил.

И тут Фунтик догадался, что Чебурашке и крокодилу Гене очень понравится гармошка, ведь они такие весёлые и любят петь песни.

Фунтик подарил друзьям гармошку (упр. «гармошка»). И Чебурашке и крокодилу Гене очень понравился подарок, они весело улыбались (упр. «улыбка»).

Весёлый ёжик

Жил – был весёлый ёжик. Каждое утром, проснувшись, он чистил зубки (упр. «почистим верхние зубки», потом пересчитывал их (упр. «посчитаем зубки»). Закончив утренние процедуры, ёжик отправлялся гулять.

Ёжик катался на качелях (упр. «качели») и лошадке (упр. «лошадка»).

Проголодавшись, ёжик взял лукошко и отправился в лес. Там он нашёл большой гриб (упр.«грибок», принёс его домой, пожарил и съел.

И ему стало так хорошо и радостно. Ёжик взял свою любимую гармошку и заиграл на ней (упр.«гармошка»).

Потом ему захотелось научиться маршировать. Ёжик взял палочки и ударил в барабан (упр.«барабанщик»).

Но откуда ни возьмись, запищал маленький комарик (упр. «комарик») и укусил ёжа прямо в нос. Наверное, ему не понравилась ритмическая музыка барабана.

А наш ёжик подскочил, как будто у него моторчик завёлся (упр. «моторчик») и принялся бегать по полянке, пока не окунул свой носик в холодную воду. Вот такая история произошла с весёлым ёжиком. Прекрасная Обжорка (к комплексу упражнений для отработки звуков [к] – [г] – [х]).

Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон («Хоботок»). Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

(«Улыбочка»). И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

- Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, – сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид! И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон («Лопатка») и («Иголочка»). Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона («чистим зубки»). Затем Обжорка немножко посердилась, «Киска сердится» свернулась катушечкой и сладко уснула («Катушка»). Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях («Качели»). В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

 «Сказка о веселом язычке»

Цель: выработка у ребенка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звуков.

Жил-был Веселый Язычок. Он всем весело улыбался – упр. «Улыбка»

  Открыл язычок однажды широко двери своего домика (широко открыть рот) и вышел погреться на солнышке (упражнение «Лопаточка»: Поперек улыбки лег – отдыхает язычок. Посмотрите, какой язычок плоский, ленивый). 

Потом Язычок пошел дальше и дальше (Вытянулся вперед – упражнение «Иголочка», вот так!). Посмотрел Язычок на солнышко, солнышко тоже ему улыбнулось (Вот так!), посмотрел под ноги, потянулся опять вверх, наклонился вниз (И еще разок! Вот так! – ребенок повторяет упражнение).

После зарядки Веселый Язычок посмотрел на часики Маятник на часиках бегал из стороны в сторону (упражнение «Часики»): Вот так! Влево-вправо кончик ходит, будто места не находит).  «Пора пить чай» – подумал Язычок. Он достал свою любимую чашечку (Вот такую! упражнение «Чашечка») и решил устроить чаепитие.

 На чай к Язычку зашел Индюк. И для него нашлась чашечка (повторение упражнения «Чашечка»). Индюк выпил чаю и весело заболтал (Вот так! Упражнение «Индюк»). Давайте и мы поболтаем с индюком: приоткройте рот, положите язык на верхнюю губу и делайте движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Теперь медленно поглаживай губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрей поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл. 

Потом друзья вместе пошли к лошадке. Она весело скакала и цокала копытами (Вот так! Упражнение «Лошадка»). 

Поиграв во дворе, Язычок вспомнил про свой новый барабан. Он показал барабан друзьям и научил в него стучать (Вот так! Упражнение «Барабан»). Повторяй за мной: улыбнись, открой рот, постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук Д. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась. 

Устал Веселый Язычок, вернулся домой (язычок убрать, рот закрыть), а дома его ждал котенок Васька. Язычок решил напоить котенка молочком. Вася лакал молочко (Вот так! упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся (облизнуть верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). 

Итог занятия: язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (упражнение «Часики») и лег спать.

«Веселая прогулка»

Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. А потом опять в домик спрятался.

Увидел Язычок, что погода хорошая, и пообедал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругуто в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.

Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.

После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного индюка. Индюк стоял посреди двора и ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем Язычку - Месим тесто

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать. - Вкусное варенье

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

«Волк и три поросенка»

Жили-были три поросенка. Говорить они не умели — только визжали.

Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».) Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)

Белил потолки. («Маляр».)

Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)

А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)

В это время Волк решил испугать маленьких поросят — сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше загонит мяч» ? «Фокус» — щеки не раздувать.)

Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)

А Волк решил забраться в их домик через трубу — и свалился в котел. («Чашечка».)

Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)

«Зоопарк»

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот:

Рот пошире открываем, в бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, да пяти считаю я.

А потом закроем рот-отдыхает бегемот.

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались:

Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки – я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем и нисколько не устанем.

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

 Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг лежит посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

 Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!»

Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал. Расческа

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Трудолюбивая божья коровка

К комплексу упражнений для отработки звуков [ш] - [ж] - [щ] - [ч]

         Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

— Да ты просто красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. - «Улыбочка».

 — Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлёпала его.

«Непослушный язычок».

 И он стал ровным, как лопаточка. - «Лопатка».

         Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой - «Чашечка». И набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом - «Бублик», и снова за работу.

На картинках она увидела лошадку - «Лошадка», веселого  маляра - «Маляр», грибок - «Грибок» и даже гармошку -«Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились чёрненькие пятнышки. —  Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко. — Хорошо, солнышко, давай  я угощу тебя вареньем за такую  чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем - «Вкусное варенье».

 И отправились спать. Солнышко за  горку, а божья коровка под грибок - «Грибок».

         А утром произошло чудо! Божья  коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где  собрались все жители поляны.  Там одуванчик Большие Щеки  открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашюте - «Парашют».

         Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть. 

«Весенняя сказка о Язычке»

Одним весенним утром проснулся Язычок, потянулся, посмотрел в окно ("окошко"), улыбнулся ("заборчик"). "Масленница!"- вспомнил Язычок.

Вышел на улицу, а там гулянье. Индюк ("индюк") играет на гармошке ("гармошка"). Ежик играет на дудочке ("дудочка"). Зайчик играет на барабане ("барабанщик").

Стал Язычок прыгать под музыку гармошки, дудочки и барабана (соответствующие упражнения). Прыгал- прыгал и стало ему жарко ("окошко"), расстегнул Язычок пальто ("пуговки - орешки").

Увидел Язычок высокие качели ("качели"), начал раскачиваться - раз, два, три и т.д.

Накатался Язычок, замерз ("д-д-д - кончик языка стучит за верхними зубами"), застегнул Язычок пальто ("пуговки - орешки").

Решил Язычок попробовать горячих блинов. Первый блин ("блинчик") он съел с маслом. Второй блин ("блинчик") он съел со сметаной. Третий блин со сгущенкой. Испачкался Язычок и стал облизываться ("Вкусное варенье").

Наелся Язычок блинов и запил их вкусным молоком из большой чашечки ("чашечка").

Захотелось Язычку покататься на лошадке ("лошадка"). Устал Язычок, решил вернуться домой на машинке. Автомобиль долго не заводился. Нужно помочь ему ("заведи мотор""). Вернулся Язычок вечером домой, почистил зубки ("почистим зубки") и лег спать ("руки").

 «Планета»

— Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», продуем турбины («Фокус»); проверим подготовку космонавтов (Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь — в космос!

Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка).

Сделаем посадку на этой планете. На нашей планете живут слова со звуком [...] (Автоматизация звуков).

 «Ленивый котенок»

Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».)

 Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком. Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д!).

«Как Язычок отдыхал на море»

 

Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).

Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»).

За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуться до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд), дома (язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт).

Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева направо). Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»).

Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8).

Поезд подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш-ш-ш»). Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, пощелкать языком).

Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8), Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка).

Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз).

У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).

На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при жевании), воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз).

Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5), собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик»).

 Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух-чух. Ту-туу»). Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет сюда еще раз.

 

«Как Язычок гулял в лесу»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево).

От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз).

Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук).

Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело) пели птицы. «Ку-ку ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели. Как куковала кукушка? (Звукоподражание.) «Д-д-д д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.) «Тви-тви, тви-тви», — быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке.

Все пело и оживало в весеннем лесу.

Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5).

Сел Язычок на пенек (улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево).

На полянке расцвело много подснежников. Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом — к правой; повторить 5 раз).

Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повторить упражнение 5 раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки.

Скоро тучи закрыли солнышко и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз). Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5 раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела высоко в небо.

Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.

«Как Язычок лепил снеговика»

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать) и очень удивился. Всё вокруг - и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу).

Язычок надел теплую шубу, шапку, шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе)  и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и произносить: «Ха-ха-ха»).

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает».

Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом — другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!

«Как Язычок пил чай с друзьями»

Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие.

Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удержать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад).

Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук [п]).

Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).

Потом Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «С-с-с-с») и поставил на огонь.

Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши: «Ш-ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).

Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «Т-т-т-т»). Это пришли гости к Язычку: мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5), лисичка — пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик кверху), белочка-попрыгунья (улыбнуться и произнести: «Ц-ц-ц-ц»), зайка-побегайка (за¬кусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы).

Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).

«Как Язычок катался на велосипеде»

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы по часовой стрелке), блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы) и громкий звонок (произнести: «З-з-з-з»).

Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбнуться и показать зубы). Он осматривал его то с одной стороны, то с другой (двигать языком вправо-влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх и вниз).

Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), положил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и поехал.

Быстро крутил педали Язычок (вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем — против). На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой (закрывать поочередно глаза).

Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо красивых домиков, (открывать и закрывать рот), мимо широкого пруда (открыть рот и удерживать под счет до 5), мимо стройных берез (вытянуть узкий язык, тянуть вперед; повторить 5 раз).

Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть влево), и вдали показался домик бабушки (открыть рот и удерживать под счет до 10). Язычок еще быстрее закрутил педали (вращать языком по губам сначала справа налево, потом — слева направо).

На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко улыбалась и махала ему рукой (широко улыбнуться, рот слегка приоткрыть). Язычок нажал на тормоза (произнести: «Ш-ш-ш-ш») и остановил велосипед.

Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4—5 раз). Бабушке очень понравились блинчики (высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5 раз).

Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до 5), березки (высунуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные домики (открывать и закрывать рот).

Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него закрылся один глаз (закрыть левый глаз), потом — другой (закрыть правый глаз), и он заснул.

Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пушистым одеяльцем (прикрыть язык верхней губой).

 Спокойной ночи, Язычок! – рот закрыт.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ СКАЗКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная сказка в картинках "Винни - пух и его друзья".

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р  и Рь  в форме   сказки с картинками....

Артикуляционная сказка "Девочка Маша"

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Ш, Ж, Ч, Щ, в форме сказки с картинками....

Артикуляционные сказки по теме "Домашние животные"

Подобран материал для проведения артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста пред­ставленный в виде занимательных сказок о Язычке, вызывающих у  дошкольников интерес к орга­нам...

Артикуляционная сказка Винни-Пух

Артикуляционная сказка Винни-Пух, выполняется с подгруппой детей , глядя в зеркало, контролируя артикуляцию....

Артикуляционные сказки

Сюжетно составленная линия с подобранным комплексов упражнений...

Артикуляционные сказки

В данной работе предосталены сказки для проведения артикуляционной гимнастики....

"Артикуляционные сказки"

подборка комплексов артикуляционной гимнастики...